Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 11:38, курсовая работа
Цель работы: выявить своеобразие публицистики А. Кабакова, разобрать его работы с точки зрения, рассматриваемых тем, специфики стиля и жанрового разнообразия.
Все это формирует задачи исследования: разобраться с понятием публицистики, как жанром литературы и журналистики, определить жанры, которые реализуются в публицистике и разобрать языковые средства публицистических материалов.
Введение
Публицистика.
Определение
Авторская позиция в публицистике
Язык публицистики
Жанры публицистики
Глава 2. Тематика публицистики А. А. Кабакова
Тематика публикаций
Глава 3. Жанрово-стилистические особенности публицистики А. Кабакова
Жанровая специфика публицистики
Стилевое своеобразие творчества А. Кабакова
Однако публицистика не только использует готовый материал. Под влиянием воздействующей функции публицистика преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное звучание. Газета рождает и культивирует и свою фразеологию. Устойчивые сочетания являются готовым арсеналом газетных стандартов и нередко переходят в штамп.
Основной
стилистический принцип публицистики
В.Г. Костомаров определяет как единство,
сопряжение экспрессии и стандарта,
составляющее специфику газетной речи.
Конечно, в известном смысле сопряжение
экспрессии и стандарта (в тех
или иных "дозах") свойственно
всякой речи вообще. Однако важно, что
именно в газетной публицистике, в
отличие от других речевых разновидностей,
это единство становится стилистическим
принципом организации
На стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное влияние оказывает массовый характер коммуникации. Газета - одно из наиболее типичных средств массовой информации и пропаганды. Здесь массовым оказывается и адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный корреспондент выступают не от имени какого-то одного лица или узкой группы лиц, но, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников.
Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения.
Для публицистической речи характерно метафорическое использование терминологии.
Материалом для создания оценочной газетно-публицистической лексики служит весь словарь литературного языка, хотя некоторые его разряды особенно продуктивны в публицистике.
Воздействующая
функция газетно-
Жанры публицистики
Под жанрами в теорий журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения.
В журналистике существует три главных способа, отображения:
Первый и второй способы отличаются один от другого, прежде всего, степенью глубины проникновения в суть предмета отображения.
Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (что, где и когда произошло?).
Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.
Третий
способ наглядно-образного
На основе этих способов выделяются три группы жанров:
Художественно-публицистические жанры.
Художественно-
1. Очерк. Центральное место среди этих жанров занимает очерк. Очерк сочетает в себе репортажное, исследовательское и писательское начала. Он не просто сообщает факты и выводы, но и художественное обобщение и осмысление действительности. В отличие от аналитических статей, в очерках вполне уместны метафоры и другие художественные приёмы.
Выделяют такие разновидности очерка как портретный очерк и проблемный очерк.
2. Фельетон является сатирическим жанром. Его цель - осмеяние всевозможных пороков. Успех фельетона зависит от четкости изложения фактов и языкового вкуса фельетониста.
3. Памфлет. К фельетону близок памфлет. Если фельетон высмеивает отрицательное явление, то памфлет героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла.
4. Пародия представляет собой сатирическое изображение чужой речи: литературного произведения, политического выступления, научного или философского сочинения.
5. Малым жанром является сатирический комментарий, который отличается от аналитического установкой на использование художественных средств (иронии, гиперболизации). Пример такого комментария - рубрика "Филантропия" в "Независимой газете".
В последние годы в жанровой системе публицистики произошли существенные изменения. Так, почти во всех газетах исчезла передовая статья. Почти пропали очерки и фельетоны. Большее место в газете, чем прежде, стал занимать жанр журналистского расследования. Вместе с тем популярными становятся жанры, в основе которых лежит диалог: интервью, "круглые столы", беседы, экспресс--интервью, позволяющие узнать информацию и мнение "из первых рук".
В настоящее время для системы жанров в целом характерно упразднение жанровых перегородок и появление гибридных жанров.
Глава
2. Тематика публицистики
А. А. Кабакова
Биографическая
справка
КАБАКОВ, АЛЕКСАНДР АБРАМОВИЧ - русский писатель, публицист. Родился 22 ноября 1943 в Новосибирске в семье офицера. После войны жил с отцом на первом советском ракетном полигоне. Закончил механико-математический факультет университета, служил в армии. По окончании механико-математического отделения Днепропетровского университета переехал в Москву, работал инженером в ракетном конструкторском бюро и писал прозу{1, 259}. Как говорит Александр Кабаков о себе сам в одном из интервью: «Инженер из меня вышел никудышный: я ведь на самом деле хотел поступать во ВГИК на сценарный факультет - отец отсоветовал. Он был прирожденный инженер; в нашей семье вообще ни с какой стороны не было гуманитариев. А я стал заниматься всякой дрянью: КВНом, джазом, журналистикой. Вот тогда уже всерьез хотелось писать. Но я был глубоко убежден, что в советские писатели принимают либо по блату, либо если напишешь про великую стройку коммунизма. Поэтому в советские писатели не рвался. Но поскольку умел складывать слова, устроился журналистом»{2}. Во время Советской власти писал, как говорится «в стол», что-то читал друзьям вслух.
В
1972 году Александр начал
В 80-е годы прошлого века Александр Кабаков публиковал в разных изданиях юмористические рассказы, получил за них несколько литературных премий. В 1988 году написал повесть-антиутопию "Невозвращенец", которая, была опубликована через год. Повесть «Невозвращенец» (1988) принесла А. Кабакову мировую известность, она была переведена и вышла в 90-е годы во Франции, Германии, Италии, Испании, во всех скандинавских странах, США, Японии и Китае.
В 1991 году Кабаков пишет повесть «Сочинитель».
Ситуация нравственного выбора в экстремальных обстоятельствах так же типична для произведений Кабакова, как помещение фантастических событий в реальную, со множеством подробностей выписанную бытовую среду. При этом ситуация полного благополучия – по крайней мере внешнего – таит в себе не меньше опасностей, чем война или террор. В такой ситуации находятся персонажи романа «Последний герой» (1995).
Написал также и опубликовал романы "Ударом на удар", "Самозванец", "Поздний гость", "Все поправимо", несколько десятков повестей и рассказов, сотни эссе и статей. Были поставлены по мотивам романов два фильма: "Десять лет без права переписки" (1990, режиссер В. Наумов) и "Невозвращенец" (1991, режиссер С. Снежкин). После 1995 Кабаков пишет в основном публицистику. Печатается в газете «Коммерсант» и др. периодических изданиях.
2005
год, по словам писателя был
удивительно удачным. За роман
"Все поправимо" он получил
престижную премию имени
Ни в КПСС, ни в какой-либо другой партии никогда не состоял. Не вступал и не вступает в Союз писателей и ПЕН-Клуб.( ПЕН-клуб — международная неправительственная организация, объединяющая профессиональных писателей, редакторов и переводчиков, работающих в различных жанрах художественной литературы.{4}
До
появления своей повести «
Сейчас
А. Кабаков – публицист и
Тематика
публикаций
У него огромное количество публикаций. Тематика его статей разнообразна: это и политика {8},{9} и революция, и терроризм [10],[11], и социальные[12],[13],[14] и культурные [15] явления, интеллигенция [16],[17], религия [18], журналистика, молодежь, власть[19],[20] , время, деньги[21] и многое другое.
В этой работе необходимо рассмотреть наиболее яркие и запоминающиеся статьи А. Кабакова.
А. Кабаков мыслитель. У него на все есть своё специфическое мнение, которое не всегда укладывается в рамки привычных нам понятий. К примеру, теме молодежи у него посвящена не одна статья, как то: «Идущие против»[22], «Галилея – к ответу»[23], в которых он размышляет о современной молодежи, о ее том, что, по его мнению, нынешняя молодежь представляет собой «реальную угрозу для существующего общества». Он наблюдает такой процесс, что молодежные настроения становятся более радикальными и антиобщественными, чем сорок лет назад. Он отмечает «разрушительный характер образа мыслей и поведения» различных социальный слоев молодежи, а так проводит очень условное, но все же деление: идейные бунтари, нацистские штурмовики и уголовники. А. Кабаков рассматривает молодежные беспорядки и предлагает свои факторы воздействия, которые, как он утверждает, сейчас совсем не используются, как то: подкуп и жестокое подавление. Также он со всей серьезностью предлагает методы борьбы с нацистскими преступлениями.
Информация о работе Жанрово-стилевое своеобразие публицистики А. Кабакова