Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Прокурорский надзор".
Предмет прокурор надзора составляют общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, с одной стороны, и другими субъектами общественных отношений, вовлеченными в эту деятельность,— министерствами, государственными комитетами, органами исполнительной власти, представительными (распорядительными) органами, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; физическими лицами, — с другой.
Нормы
прокур надзора, имеющие особый предмет
и метод правового
Прокур надзор разделяется на две основные части — общую и особенную.
В общей части раскрываются задачи, связанные с укреплением законности и правопорядка, даются понятия законности как социального явления, ее содержание, влияние на совершенствование различных сторон деятельности нашего государства, раскрываются задачи прокуроров, их полномочия в различных отраслях надзора. В одном из разделов курса рассматриваются система, структура органов прокуратуры в различных ее звеньях, порядок формирования органов прокуратуры, требования, предъявляемые к следователям и прокурорам.
В особенной части курса раскрываются сущность, задачи и полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законов в различных отраслях и основных направлениях деятельности прокуратуры.
История создания органов прокуратуры РБ берет свое начало с конца 1921 года, когда в соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии в БССР были созданы органы охраны революционной законности.
В аппарате Наркомата юстиции БССР был образован отдел охраны революционной законности в составе заведующего отделом (нарком юстиции) и товарищей прокурора. Такие же отделы были созданы и на местах.
Прокуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата юстиции. Во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стал Народный комиссар юстиции, который был ответственен перед Президиумом ЦИК БССР и подотчетен ему.
Прокуратура осуществляла надзор за точным исполнением законов путем проверки законности действий служащих государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан, опротестования противоречащих закону постановлений, возбуждения против виновных уголовного преследования, непосредственного надзора за деятельностью органов дознания и следствия, а также органов Госполитуправления. В компетенцию прокуратуры входило также осуществление надзора за законностью и обоснованностью судебных решений и правильностью содержания заключенных под стражей.
Прокурору
Верховного Суда СССР были даны широкие
права: право законодательной
Конституция СССР 1936 года закрепила сложившуюся систему органов прокуратуры, определила задачи и основные начала организации и осуществления прокурорского надзора в СССР.
С распадом Союза ССР Прокуратура СССР перестала существовать как самостоятельный государственный орган. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете и на основании Конституции БССР, Верховный Совет БССР образовал на базе действующих на территории республики органов прокуратуры единую систему органов - Прокуратуру Республики Беларусь, возглавляемую Генеральным прокурором Республики Беларусь.
После образования Республики Беларусь как суверенного государства Закон о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года действовал на территории республики лишь в той части, в которой он не противоречил ее законодательству.29 января 1993 года был принят Закон Республики Беларусь “О прокуратуре Республики Беларусь” (далее закон “О прокуратуре”), который действует в настоящее время с внесенными в него изменениями и дополнениями.
Прокур надзор — специфическая деятельность органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства и состоит в проверке точности исполнения законов, действующих на его территории. Прокур надзор — самостоятельный, специфический вид гос деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять никакие другие гос, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физич лица.
Прокурор, осуществляющий надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов представительной, исполнительной или судебной власти, а в их совокупности, объединяемых общей системой государства, приводя интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных и физич лиц в соответствие с интересами гос-ва в целом.
Самостоятельность прокурорского надзора определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РБ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных нарушений.
Органы прокуратуры занимают особое место в гос системе РБ. Имея функциональное отношение к каждой ветви власти, они, тем не менее, не относятся ни к одной из них.
Прокур надзор как особый вид гос деятельности, направленной на исполнение законов в РБ, предполагает недопустимость вмешательства в его осуществление.
Под термином прокур надзор следует понимать:
а) специфический вид гос деятельности;
б) самостоятельную отрасль юрид науки;
в) учебную дисциплину.
Прокурор — это действующие в пределах своей компетенции Ген прокурор РБ и подчиненные ему прокуроры, в том числе транспортные и военные прокуроры, их заместители и помощники, советники, начальники структурных подразделений органов прокуратуры.
Прокурорские
работники — прокурор, следователь прокуратуры,
стажер прокуратуры.
прок-кий
надзор-это особая форма осущ-ния
гос.деят-ти направленная на обеспечение
законности и укреплению правопорядка.Единому
по своему содержанию прокур-кий надзор
присуще политическая,правовая,
Среди форм реализации правовых норм особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность прокуратуры по защите прав и свобод граждан, сочетающая в себе разные правоприменительные акты. анализируются стадии правоприменительной деятельности прокуратуры как определенной последовательности действий, выполняемых в ходе применения прокуратурой норм права. При этом полномочия прокуратуры обладают существенными особенностями, что предопределяет необходимость конституционного уровня их нормативно-правового закрепления. С этим связано и то обстоятельство, что прокурорский надзор в части, касающейся контроля за законностью правовых актов, содержит признаки конституционного надзора, так как прокуратура наделена правомочиями по опротестованию неконституционных правовых актов поднадзорных субъектов. Функции прокуратуры на стадии реализации отраслевого статуса граждан в процессе надзора за соблюдением личных, политических и социально-экономических прав и свобод весьма обширны, что представляется вполне оправданным с точки зрения защиты прокуратурой частных интересов. Сужение же сферы прокурорского надзора до надзора за исполнением ряда законов было бы неверным, искажающим саму суть законодательного определения места и роли прокуратуры, целей ее деятельности по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности. Приказы Генерального прокурора, определяющие направления деятельности прокуратуры, должны в полной мере учитывать и исходить из конституционно значимых целей прокурорского надзора в соответствующей сфере общественных отношений.
Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства и централизации, независимости и гласности.Органы прокуратуры: Составляют единую и централизованную систему - прокуратуру РБ с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Ген прокурору РБ; Осуществляют свою деятельность на основе законности, в соответствии с Конституцией РБ и законами РБ; Осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов гос власти и управления, должностных лиц, СМИ, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами РБ;Принимают меры по пресечению нарушений закона;Взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка; Действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности и равно государственной и иной охраняемой законом тайны.
Принцип
единства означает, что все территориальные
и специализированные прокуратуры,
действующие на территории Республики
Беларусь, составляют единую систему.Принцип
централизации означает, что подчиненность
прокуратуры идет только по вертикали:
нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему,
а все прокуроры - Генеральному прокурору
Республики Беларусь.Централизация органов
прокуратуры предусматривает такую форму
образования этих органов, как назначаемость.
Генеральный прокурор Республики Беларусь
назначается Президентом Республики Беларусь
с согласия Совета Республики Национального
собрания Республики Беларусь. Нижестоящие
прокуроры назначаются Генеральным прокурором
Республики Беларусь.Принцип законности
в деятельности органов прокуратуры означает,
что органы прокуратуры осуществляют
свои полномочия в строгом соответствии
с Конституцией РБ и законами РБ. Органы
прокуратуры принимают меры по пресечению
нарушений закона, от кого бы эти нарушения
ни исходили, восстановлению нарушенных
прав и привлечению к установленной законом
ответственности лиц, допустивших эти
нарушения. Этот принцип организации и
деятельности прокуратуры обеспечивает:1.
равенство всех и каждого перед законом;2.
обязанность прокуроров не только выявлять
нарушения, но и своевременно устранять
эти нарушения;3. обязанность прокуроров
принимать меры к восстановлению прав
и законных интересов граждан;4. обязанность
прокуроров принимать меры к привлечению
лиц, виновных в допущенных нарушениях
закона, к установленной законом ответственности.Органы
прокуратуры взаимодействуют с другими
правоохранительными органами в деле
укрепления правопорядка. Формы взаимодействия
складываются в зависимости от задач,
стоящих перед тем или иным органом. Наиболее
распространенные:1. организация и проведение
межведомственных совещаний;2. организация
и проведение совместных проверок исполнения
законов;3. совместная разработка плана
мероприятий по борьбе с нарушениями законов.
Конституция
РБ определяет, что прокуратура составляет
единую и централизованную систему
с подчинением нижестоящих