Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Прокурорский надзор".
Задачи надзора:1)обеспечение соблюдения прав и свобод граждан2)обеспечение законности правовых актов3)обеспечение исполнения законодательства в сфере экономики и экологии, социальной сфере4)предупреждение правонарушений
Предметом является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных НПА республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными СовМину, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, д.л. и иными гражданами, в том числе и и.п.
Рассматривая более шире предмет, в него следует включать:1)законность и обоснованность правовых актов, издаваемых вышеназванными органами государственной власти, государственного и хозяйственного управления, общественными и политическими организациями и движениями, а также д.л. – различного рода постановления, распоряжения, инструкции, решения и иные ПА, которые могут носить как общий, так и индивидуальный характер2)точное и единообразное исполнение требований закона д.л. в их деятельности, в частности по соблюдению трудовых, имущественных и социальных прав и законных интересов граждан, в том числе порядка рассмотрения жалоб, обращения, заявления и предложения3)соблюдение органами государственной власти и управления, их д.л. прав и законных интересов предпринимателей, особенно в сфере производства отечественных производителей4)соблюдение законности в экономической деятельности, в частности в налоговой, банковской сферах, при лицензировании предпринимательской деятельности, при приватизации государственной собственности
Объектом
надзора за исполнением законодательства
является точное и единообразное
исполнение законов государства, которые
применяются и должны соблюдаться
субъектами. В перечень объектов прокурорского
надзора не включены администрация президента
и управляющий делами президента.
Прокурор
не в праве вмешиваться в
Прокуратура
не должны подменять другие государственные
органы. Осуществляя надзор за исполнением
законов, иного НПА, прокурорские работники
обязаны своевременно реагировать
на любые нарушения закона, но в
то же время не вмешиваться в оперативно-производственную
деятельность организаций, подменять
контролирующие органы, хозяйственных
руководителей и иных лиц. Прокурорские
работники должны осуществлять надзор
за тем, как правоохранительные и контролирующие
органы выполняют возложенные на них законом
обязанности по обеспечению и контролю
за исполнением законодательства всеми
органами, организациями, д.л. и гражданами,
на которые распространяется их компетенция.
Необоснованное вмешательство прокурорских
работников в деятельность органов гос
управления, организаций, объединений,
д.л. не допустима. В их компетенцию не
входит осуществление контроля за исполнением
мероприятий, запланированных местными
органами власти и управления, предъявление
требований к д.л. по вопросам производственно-хозяйственной
деятельности руководимых ими организаций,
обращение к органам управления с предложением
о совершенствовании их административной
деятельности при отсутствии нарушений
законов, иных НПА, непосредственная проверка
оперативной документации, имеющая характер
ревизии и т.д. Вмешательство прокурора
необходимо лишь тогда, когда оказался
нарушенным закон, в таких случаях прокурор
обязан предпринять все меры, чтобы устранить
это нарушение.
Методы
выявления нарушений законов
надзора за исполнением законод-ва
– правовые действия пр-ра в области надзора,
связанные с установлением законности
и выявления фактов нарушения закона.Методы:1)проверка
законности правовых актов;2)участие в
заседаниях исполкомов, сессиях местных
советов;3)проверка исполнения законов
предприятиями, учреждениями и организациями;4)получение
личных объяснений от должностных лиц
и граждан по поводу нарушений закона5)требование
от руководителей контрольно-ревизионных
органов проведения проверок и ревизий6)использование
материалов судебно-следственной практики.
Правовые
акты прокурорского надзора всегда
индивидуальные, обращены к тем или
иным конкретным органам или лицам
и по определенным актам.Акты общего надзора
направлены на устранение или предотвращение
нарушения закона, причин и условий, способствующих
их совершению.Правовые акты прокурора
должны отвечать определенным требованиям:1.Должны
быть посвящены актуальному событию, относящемуся
к нарушениям закона.2.Своевременность
вынесения актов прокурорского реагирования.3.Выводы
и предложения прокурора должны быть обоснованными
и аргументированными, подкреплены конкретными
фактами.4. Правовой акт должен быть юридически
и стилистически грамотным.
Протест
– акт прокурорского надзора,
который приносит прокурор или его
заместитель на противоречащие законодательству
акты и решения (действия).Протест
приносится в гос орган или
иную организацию д.л. или и.п., принявшим
противоречащим законодательству правовой
акт или решение (совершившим незаконные
действия), либо в суд. В протесте прокурор
или его заместитель требуют отмены либо
изменения противоречащих законодательству
правового акта, решений или прекращение
незаконного действия. Протест подлежит
обязательному рассмотрению соответствующим
государственным органом, иной организацией,
д.л. или и.п. не позднее, чем в 10-дневный
срок с момента его поступления, а местными
представительными органами, на ближайшей
сессии. При исключительных обстоятельствах,
требующих немедленного устранения нарушений
законодательства, прокурор или его заместитель
вправе установить сокращенный срок рассмотрения
протеста. О результатах рассмотрения
протеста незамедлительно сообщается
прокурору или его заместителю в письменной
форме. Принесение протеста приостанавливает
исполнение опротестованных правового
акта или решения (действия). При рассмотрении
протеста коллегиальным органом, прокурору
или его заместителю заранее сообщается
о дне, времени и месте проведения заседания.
Прокурор или его заместитель, а также
по их поручению другой прокурорский работник,
вправе принимать участие в рассмотрении
протеста. Протест до его рассмотрения
может быть отозван принесшим его прокурором
или его заместителем, вышестоящим прокурором.
В случае отклонения протеста прокурора
или его заместителя, принесенного в порядке,
предусмотренном законодательством, за
исключением протеста на судебные постановления,
либо не рассмотрение его в установленный
срок, прокурор или его заместитель могут
принести протест в вышестоящий государственный
орган (вышестоящему д.л.). если в указанные
сроки вышестоящий государственный орган,
иная организация (вышестоящее д.л.) не
отменят опротестованный акт, решение
(действие), прокурор или его заместитель,
принесшие такой протест вправе обратиться
с заявлением в соответствующий суд об
отмене не соответствующим законодательству
правового акта, решения. Подача прокурором
или его заместителем заявления в суд
приостанавливает действия опротестованных
правового акта, решения. Принесение, рассмотрение
и разрешение протеста и заявление прокурора
в суде осуществляется в порядке, предусмотренном
процессуальным законодательством.
Представление прокурора – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление вносится в случаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности либо обобщения и анализ имеющихся материалов устанавливает неоднократность нарушения закона, незаконных действий или бездействия со стороны тех или иных д.л., организаций, и считает необходимым рассматривать эти вопросы в комплексе с тем или иным органом или д.л.. Это может быть орган или руководитель, в деятельности которых выявлены нарушения или вышестоящий орган. Куда направить представление решает прокурор, в зависимости от имеющихся материалов, характера нарушений. В представлении прокурор вправе ставить вопрос об отмене конкретных правовых актов, а также о привлечении определенных лиц к дисциплинарной, материальной или административной ответственности.. При подготовке представления могут быть использованы материалы других проверок, а также данные, полученные в ходе прокурорской деятельности по другим отраслям надзора. Представление вносится на основе обстоятельно проведенной прокурорской проверки или нескольких проверок, глубокого анализа выявленных нарушений закона и способствовавших им обстоятельств. В описательной части указываются выявленные нарушения закона, обстоятельства, способствующие этим нарушениям, называются д. и иные лица, виновные в их совершении. Пред-е подлежит безотлагательному рассмотрению не позднее чем в месячный срок со дня поступления, должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся требований. В этот же срок прокурору, его зам-лю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по представлению. Прокурор или его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрении представления. Представление составляется в установленной форме, оно может быть направлено и параллельно внесения протеста на конкретный акт. Должно содержаться: 1)наименование2)орган, д.л., которому оно вносится 3)источник информации о нарушениях 4)характеристика нарушений закона и анализ их причин 5)требования прокурора об их устранении 6)указания порядка и сроков рассмотрения представления
Официальное
предупреждение – акт прокурорского
надзора о недопустимости повторного
нарушения гражданином, д.л., влекущих
за собой ответственность, установленную
законодательными актами либо к подготовке
совершения ими противоправных действий,
объявляемый таким д.л., иному гражданину
в целях предупреждения совершения ими
правонарушения. Официальное предупреждение,
выносимое прокурором или его заместителем
направляется д.л., иному гражданину, в
отношении которого оно вынесено либо
объявляется ему лично под расписку. Содержание:1)необходимые
реквизиты (если письменно)2)изложение
фактических обстоятельств3)источники
информации4)сущность предупреждения
с указанием на правовые последствия неисполнения
законных требований. При не согласии
с официальным предупреждением д.л., иной
гражданин, в отношении которых оно вынесено
вправе обжаловать его вышестоящему прокурору,
если иное не предусмотрено законодательными
актами. Решение вышестоящего прокурора
по жалобе может быть обжаловано в судебном
порядке.
Предписание прокурора – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе и и.п. и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено. Предписания направляются государственным органам, иной организации, д.л. или и.п., допустившим нарушения законодательства, вышестоящему государственному органу, вышестоящему д.л., правомочным устранить такое нарушение. Предписание должно содержать:
1)указания на акт законодательства, который нарушен, характер допущенного правонарушения 2)предложение прокурора по его устранению
Предписание
подлежит немедленному исполнению, о
чем уведомляется прокурор. Гос орган
и иная организация, д.л. или и.п.
могут обжаловать предписания вышестоящему
прокурору, если иное не предусмотрено
законодательными актами, который обязан
рассмотреть ее в 10-дневный срок и о результатах
сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает
исполнение предписания, решение вышестоящего
прокурора по жалобе может быть обжаловано
в судебном порядке.
Постановления
прокурора – акт прокурорского
надзора, содержащий в зависимости
от характера нарушения