- Организация
работы в органах
прокуратуры.
План работы прокуратуры содержит
последовательное изложение с
указанием сроков выполнения
комплекса или отдельного вида
мероприятий с учетом штатных материалов
и иных возможностей в целях достижения
желаемого результата по укреплению законности
и правопорядка. Планирование работы прокуратуры
преследует выполнение следующих задач:1.сосредоточить
внимание на главное направление их в
борьбе с преступностью.2.улучшить взаимодействие
прокуратуры и др. правоохранительных
органов в деле укрепления правопорядка.3.создать
условия для совершенствования деятельности
органов прокуратуры.
К планированию
работы органов прокуратуры предъявляются
след. требования:1.план д.б. целеустремлен,
т.е. соответствовать задачам планирования.2.план
д.б. оптимальный, как по кол-ву вопросов,
так и по их глубине однако с запасом времени
для каких-то дополнительных мероприятий.3.план
работы д.б. комплексным.4.д.б. конкретным
по месту, лицам и срокам.5.д.б. стабильным
и реальным.
- Сущность,
предмет, объект
и задачи прокурорского
надзора за соблюдением
законности органами,
осуществляющими
оперативно-розыскную
деятельность, дознание
и предварительное
следствие.
Объектом
прокурорского надзора за исполнением
законодательства при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности является точное и единообразное
исполнение законов, иных НПА, которые
регламентируют ОРД органов и д.л. ее осуществляющих.Пределы
прокурорского надзора за законностью
деятельности органов и д.л., осуществляющих
ОРД ограничены ст.22 закона «Об ОРД», в
соответствии с которой сведения о лицах,
внедренных в организованные преступные
группы, негласных сотрудников органов,
осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих
или оказывавших содействие этим органам
на конфеденциальной основе предоставляется
прокурору только с письменного согласия
указанных лиц, за исключением случаев,
требующих их привлечения к уголовной
ответственности. Прокурор не вмешивается
непосредственно в ОРД органов, осуществляющих
ее, не вторгается в вопросы организации
и тактики проведения конкретного ОР мероприятия.
Прокурорский надзор не распространяется
до полной осведомленности о тактике и
методике ОРД, прокурор не может подменять
начальника органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность в его руководстве подчиненными
д.л. Прокурор обязан осуществлять надзор
только за законностью при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности.Предмет
надзора за исполнением законодательства
при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности – соответствие законодательству
правовых актов и решений (действий) органов,
осуществляющих ОРД и их д.л.
Предметом
являются:1)акты, выносимые органами, осуществляющими
ОРД и их д.л. 2)действия д.л. этих органов
Прокурор
проверяет законность действия д.л.
органов, осуществляющих ОРД. При выявлении
нарушений закона прокурор принимает
меры привлечения виновных лиц указанных
органов, предусмотренной законом
ответственности в зависимости
от характера нарушения.Надзор за исполнением
законодательства при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности – отрасль прокурорского
надзора, в которой осуществляется деятельность
прокурора по обеспечению законности
в работе органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность и их д.л. по предупреждению,
выявлению, пресечению преступлений, а
также выявлению и установлению лиц их
подготавливающих, совершающих или совершивших,
розыску лиц, скрывающихся от органов
уголовного расследования и суда, уклоняющихся
от уголовного наказания, а также без вести
пропавших.Задачи прокурорского надзора
за исполнением законодательства при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности
вытекают из общих задач деятельности
прокуратуры и заключаются в обеспечении:1)защиты
личности, государства и юр.лиц от преступных
посягательств2)соблюдение предусмотренного
законом порядка выполнения оперативно-розыскных
мероприятий3)строгого соблюдения прав
и законных интересов граждан при осуществлении
оперативно-розыскных мероприятий
- Формы
выявления нарушений
законов при расследовании
уголовных дел.
- Прокурор
требует от органов дознания и предварительного
следствия документы, материалы и иные
сведения о совершенных преступлениях,
ходе дознания, предварительного следствия
и установления лиц, совершивших преступление,
проверяет не реже одного раза в месяц
исполнение требований закона о приеме
, регистрации и разрешении заявлений
и сообщений о совершенных или готовящихся
преступлениях.Стадии ОРД , дознания
и предварительного следствия, на которых
участие прокурора обязательно :-заключение
лица под стражу; -производство обыска;
-наложение ареста на почтово-телеграфную
корреспонденцию и ее выемку; -прослушивание
телефонных и иных переговоров; -эксгумация
тела; -помещение подозреваемого или обвиняемого
, не содержащегося под стражей , в лечебно-психиатрическое
учреждение.3. Прокурор утверждает постановления
и передает дела в суд.4. Участвует в производстве
дознания и предварительного следствия
и в необходимых случаях лично производит
отдельные следственные действия или
расследование в полном объеме по любому
делу.5. Рассматривает и разрешает не
подведомственные суду жалобы и заявления,
содержащие сведения о нарушении законов,
ведет личный прием граждан.
- Формы
устранения нарушений
законов при расследовании
уголовных дел.
Прокурор
своим постановлением освобождает
задержанного.Прокурор отказывает в
выдаче санкции на производство действий,
для осуществления которых получение
санкции прокурора является обязательным.
Прокурор выносит постановление
об отмене незаконных и необоснованных
постановлений следователей и лиц, производящих
дознание.Выноси постановления о прекращении
уголовного дела.Прокурор возвращает
дело органу дознания или следователю
со своими письменными указаниями для
производства дополнительного дознания
или следствия. Решает вопрос о привлечении
нарушителей закона к уголовной или административной
ответственности, возбуждает дисциплинарные
производства.
- Надзор
за законностью раскрытия
преступлений.
В соответствии
с УПК РБ осуществляя надзор за соблюдением
законности при производстве предварительного
следствия и дознания и процессуальное
руководство расследованием, прокурор
уполномочен:
1) истребовать
от нижестоящего прокурора, следователя,
дознавателя и органа дознания
для проверки уголовные дела, материалы
и документы, а также проверять уголовные
дела, материалы и документы и знакомиться
со сведениями в ходе предварительного
расследования;2) изымать от органа дознания
и передавать следователю любое уголовное
дело, передавать уголовное дело от одного
органа предварительного следствия другому,
а также от одного следователя другому
в целях обеспечения всестороннего, полного
и объективного исследования обстоятельств
уголовного дела;3) участвовать в производстве
дознания и предварительного следствия,
а также лично производить отдельные следственные
и иные процессуальные действия или предварительное
расследование в полном объеме по любому
уголовному делу;4) поручать предварительное
расследование уголовного дела группе
следователей, формировать ее состав и
возглавлять группу следователей;5) отменять
незаконные и необоснованные постановления
нижестоящего прокурора, следователя,
органа дознания и дознавателя, а также
не соответствующие закону указания нижестоящего
прокурора, руководителя следственного
подразделения, органа дознания;6) давать
нижестоящему прокурору, следователю,
органу дознания и дознавателю обязательные
для исполнения письменные указания о
производстве следственных, иных процессуальных
действий и оперативно-розыскных мероприятий,
а также о применении мер по обеспечению
безопасности;7) применять, изменять или
отменять меры пресечения, продлевать
срок содержания под стражей, домашнего
ареста, устанавливать срок предварительного
расследования, продлевать срок рассмотрения
заявлений и сообщений о преступлении
и срок предварительного расследования;8)
прекращать производство по уголовному
делу;9) разрешать отводы и самоотводы;10)
разрешать жалобы на решения и действия
нижестоящего прокурора, следователя,
органа дознания и дознавателя, кроме
жалоб, рассмотрение которых отнесено
законом к компетенции суда;11) отстранять
нижестоящего прокурора, следователя,
руководителя органа дознания и дознавателя
от производства предварительного расследования
по данному уголовному делу, если ими были
допущены нарушения законности при его
расследовании;12) обращаться в соответствующие
органы с представлением о лишении иммунитета
от уголовного преследования лиц, им пользующихся,
если эти лица подлежат привлечению по
уголовному делу в качестве обвиняемых;13)
санкционировать применение меры пресечения
в виде заключения под стражу, домашнего
ареста, залога; производство обыска, осмотра
жилища; наложение ареста на имущество,
находящееся в жилище и ином законном
владении, на почтово-телеграфные и иные
отправления и их выемку, выемку документов,
содержащих государственные секреты или
иную охраняемую законом тайну; прослушивание
и запись переговоров, ведущихся по техническим
каналам связи, и иных переговоров; извлечение
трупа из места захоронения (эксгумация);
помещение подозреваемого или обвиняемого,
не содержащихся под стражей, в психиатрическое
(психоневрологическое) учреждение; отстранение
обвиняемого от должности в случаях и
порядке, установленных настоящим Кодексом;14)
возвращать уголовные дела нижестоящему
прокурору, следователю, органу дознания
со своими письменными указаниями о производстве
дополнительных следственных и иных процессуальных
действий;15) направлять уголовное дело
в суд;
- Надзор
за законностью возбуждения
уголовных дел.
В соответствии
с УПК РБ поводами для возбуждения уголовного
дела явл:
1.заявления
граждан,2 явка с повинной, 3. Сообщения
должностных лиц гос органов,
педприятий, учреждений, организаций,
объединений,4.сообщение о преступлении
в СМИ,5.непосредственное обнаружение
органом уголовного преследования сведений,
указывающих на признаки преступлений.Основаниями
к возбуждению уголовного дела явл: наличие
недостаточных данных, указывающих на
признаки преступления, при отсутствии
обстоятельств, исключающих производство
по уголовному делу; исчезновение лица.
- Надзор
за законностью привлечения
в качестве обвиняемого
и обеспечение
его права на защиту.
Недопущение
незаконного привлечения граждан
к уголовной ответственности, соблюдение
при ведении следствия требований
закона по всестороннему, полному, объективному
рассмотрению всех обстоятельств, которые
могут смягчить или усугубить ответственность
обвиняемого, строгое сохранение прав
и законных интересов участников процесса
и других граждан.
- Надзор
за законностью применения
мер пресечения. Обжалование
действий следователя.
- Надзор
за законностью производства
отдельных следственных
действий.
- Надзор
за законностью при
окончании расследования
преступлений.
- Надзор
за законностью прекращения
уголовных дел
и приостановления
производства по делам.
- Осуществляя
надзор за законностью приостановления
и прекращения угол.дела,прокурор
должен строго руководствоваться требованиями
уголовно-процессуального законодательства.соответствующих
приказов Генерального прокурора.Предварительное
расследование,приостанавливается при
наличии одного из следующих оснований.препядствующих
его продолжению и окончанию:неустановление
лица,подлежащего привличению в качестве
обвиняемого;когда обвиняемый скрылся
от органа угол.преследования либо когда
по иным причинам не установлено его местонахождения;временное
психическое или иное заболевание обвиняемого,препядствующие
его участию в производстве процессуального
действия и удостоверенное врачом,работающим
в гос.медиц.учреждении;необнаружение
безвестно исчезнувшего лица.О приостановлении
предварительного расследования следователь,дознаватель
выносит мотивированное постановление,копию
которого направляют прокурору.При изучении
угол.дела,предварительного расследование
по которым приостановлено или прекращено,прокурор
должен обращать внимание:на наличие плана
расследования,все ли версии отражены
в плане и проверены ли они в ходе предварительного
расследования;полноту и объективность
предварительного расследования;качество,полноту
осмотра места происшествия,результативность
осмотра;соблюдены ли права и обязанности
потерпевших и т.д.С целью аредупреждения
незаконного или необоснованного аредварительного
расследования,выполнение требований
Генерального прокурора по этим вопросам
прокуроры всех уровней должны обеспечивать
тщательное изучение материалов уголовно-розыскных
дел.
- Надзор
за законностью задержания
подозреваемых в совершении
преступлений.
- Сущность,
предмет, объект и
задачи надзора за
соответствием закону
судебных актов.
Предметом
надзора являются законность и обоснованность
решений, приговоров, определений и
постановлений по гражданским и уголовным
делам, делам об административных правонарушениях,
а также соблюдение законодательства
при их исполнении.При осуществлении
надзора за соответствием закону
судебных решений прокурор вправе
(а в случаях, предусмотренных
законом, обязан) 1) участвовать
в распорядительном заседании суда,
в судебном разбирательстве дел по
первой инстанции, в кассационном и
надзорном порядке, давать заключения
по гражданским делам;2) в случаях и
в порядке, установленных законом, приносить
частные, кассационные и надзорные
протесты на решения, приговоры, определения
и постановления суда (судьи); 3) направлять
в суд представления о пересмотре
решений, определений, постановлений
по гражданским делам и заключения
о возобновлении уголовных дел по вновь
открывшимся обстоятельствам; 4) в пределах
своей компетенции истребовать из
суда любое дело (группу дел), по
которому решение, приговор,
определение или постановление
вступили в законную силу,
и приносить протест в порядке надзора
либо, если это выходит за пределы его
компетенции,обращаться с представлением
к вышестоящему прокурору о принесении
протеста; 5) отзывать принесенный
им протест на решение, приговор,
определение или постановление
суда (судьи) до начала рассмотрения
протеста судом (судьей) 6) проверять
законность исполнения решений,
приговоров, определений и постановлений
по гражданским и уголовным делам,
делам об административных правонарушениях.
43.
Формы реагирования
на нарушения законов
в местах лишения
свободы
Проверка
соблюдения законов в местах лишения
свободы явл основным средством
предупреждения и выявления нарушений
закона.Прокурор изучает каждый приговор
с точки зрения законности определения
режима содержания осужденного, правильности
лишения и соблюдения сроков содержания,
законности определения режима содержания,
с целью уточнения отдельных вопросов
он может производить личный опрос осужденных.Прокурор
использует след методы: ознакомление
с документами, приказами и распоряжениями,
осмотр жилых помещений штрафных изоляторов,
любых др помещений, личный опрос осужденных.Проверяет
, соблюдаются ли требования закона о раздельном
содержании осужденных мужчин и женщин,
несовершеннолетних и взрослых, впервыеосужденных
от ранее отбывавших наказание к лишению
свободы.Изолированно от др осужденных,
а так же раздельно содержаться осужденные
за особо опасные гос преступления, особо
опасные рецидивисты; осужденные, которым
наказание в виде смертной казни заменено
лишением свободы заменено лишением свободы
в порядке помилования или амнистии.При
обходе жилых помещений прокурор выясняет
соблюдение требований закона о жилищно-бытовых
условиях, уточняет лимит накопления колонии,
обеспеченность нормой жилой площади
осужденных, предоставлены ли каждому
из них индивидуальное место и постельные
принадлежности, выявляет обеспеченность
одеждой, бельем и обувью по сезону
и учетом климатических условий.Проверяет,
соблюдаются ли нормы питания осужденных.Лично
проверяет жалобы, заявления и др сигналы
о незаконных действиях работников
ИТУ и принимает соответствующие меры.