Шпаргалка по "Прокурорский надзор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:23, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Прокурорский надзор".

Работа состоит из  1 файл

прокурорский надзор шпоры.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)
 
  1. Организация работы в органах  прокуратуры.
 

   План работы прокуратуры содержит  последовательное изложение с  указанием сроков выполнения  комплекса или отдельного вида  мероприятий с учетом штатных материалов и иных возможностей в целях достижения желаемого результата по укреплению законности и правопорядка. Планирование работы прокуратуры преследует выполнение следующих задач:1.сосредоточить внимание на главное направление их в борьбе с преступностью.2.улучшить взаимодействие прокуратуры и др. правоохранительных органов в деле укрепления правопорядка.3.создать условия для совершенствования деятельности органов прокуратуры.

 К планированию работы органов прокуратуры предъявляются  след. требования:1.план д.б. целеустремлен, т.е. соответствовать задачам планирования.2.план д.б. оптимальный, как по кол-ву вопросов, так и по их глубине однако с запасом времени для каких-то дополнительных мероприятий.3.план работы д.б. комплексным.4.д.б. конкретным по месту, лицам и срокам.5.д.б. стабильным и реальным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  1. Сущность, предмет, объект  и задачи прокурорского  надзора за соблюдением  законности органами, осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие.

 Объектом прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности является точное и единообразное исполнение законов, иных НПА, которые регламентируют ОРД органов и д.л. ее осуществляющих.Пределы прокурорского надзора за законностью деятельности органов и д.л., осуществляющих ОРД ограничены ст.22 закона «Об ОРД», в соответствии с которой сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудников органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфеденциальной основе предоставляется прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. Прокурор не вмешивается непосредственно в ОРД органов, осуществляющих ее, не вторгается в вопросы организации и тактики проведения конкретного ОР мероприятия. Прокурорский надзор не распространяется до полной осведомленности о тактике и методике ОРД, прокурор не может подменять начальника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в его руководстве подчиненными д.л. Прокурор обязан осуществлять надзор только за законностью при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.Предмет надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности – соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов, осуществляющих ОРД и их д.л.

 Предметом являются:1)акты, выносимые органами, осуществляющими ОРД и их д.л. 2)действия д.л. этих органов

 Прокурор  проверяет законность действия д.л. органов, осуществляющих ОРД. При выявлении  нарушений закона прокурор принимает  меры привлечения виновных лиц указанных  органов, предусмотренной законом  ответственности в зависимости  от характера нарушения.Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности – отрасль прокурорского надзора, в которой осуществляется деятельность прокурора по обеспечению законности в работе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и их д.л. по предупреждению, выявлению, пресечению преступлений, а также выявлению и установлению лиц их подготавливающих, совершающих или совершивших, розыску лиц, скрывающихся от органов уголовного расследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших.Задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности вытекают из общих задач деятельности прокуратуры и заключаются в обеспечении:1)защиты личности, государства и юр.лиц от преступных посягательств2)соблюдение предусмотренного законом порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий3)строгого соблюдения прав и законных интересов граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий 

 
  1. Формы выявления нарушений законов при расследовании уголовных дел.
  2. Прокурор требует от органов дознания и предварительного следствия документы, материалы и иные сведения о совершенных  преступлениях, ходе дознания,  предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступление, проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований  закона о приеме , регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях.Стадии ОРД  , дознания и предварительного следствия, на которых участие прокурора обязательно :-заключение лица под стражу; -производство обыска; -наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку; -прослушивание телефонных и иных переговоров; -эксгумация тела; -помещение подозреваемого или обвиняемого , не содержащегося под стражей , в лечебно-психиатрическое учреждение.3. Прокурор утверждает постановления и передает дела в суд.4. Участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу.5. Рассматривает и разрешает  не подведомственные суду жалобы и заявления, содержащие сведения о нарушении законов, ведет личный прием граждан.
 
 
  1. Формы устранения нарушений  законов при расследовании уголовных дел.

 Прокурор  своим постановлением освобождает  задержанного.Прокурор отказывает в  выдаче санкции на производство действий, для осуществления которых  получение  санкции прокурора является обязательным. Прокурор выносит постановление  об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, производящих дознание.Выноси постановления  о прекращении уголовного дела.Прокурор возвращает дело органу дознания или следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительного  дознания или следствия. Решает вопрос о привлечении нарушителей закона к уголовной или административной ответственности, возбуждает дисциплинарные производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
  1. Надзор  за законностью раскрытия  преступлений.

 В соответствии  с УПК РБ осуществляя надзор за соблюдением законности при производстве предварительного следствия и дознания и процессуальное руководство расследованием, прокурор уполномочен:

 1) истребовать  от нижестоящего прокурора, следователя,  дознавателя и органа дознания  для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;2) изымать от органа дознания и передавать следователю любое уголовное дело, передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела;3) участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия или предварительное расследование в полном объеме по любому уголовному делу;4) поручать предварительное расследование уголовного дела группе следователей, формировать ее состав и возглавлять группу следователей;5) отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания;6) давать нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания и дознавателю обязательные для исполнения письменные указания о производстве следственных, иных процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также о применении мер по обеспечению безопасности;7) применять, изменять или отменять меры пресечения, продлевать срок содержания под стражей, домашнего ареста, устанавливать срок предварительного расследования, продлевать срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении и срок предварительного расследования;8) прекращать производство по уголовному делу;9) разрешать отводы и самоотводы;10) разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;11) отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;12) обращаться в соответствующие органы с представлением о лишении иммунитета от уголовного преследования лиц, им пользующихся, если эти лица подлежат привлечению по уголовному делу в качестве обвиняемых;13) санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; производство обыска, осмотра жилища; наложение ареста на имущество, находящееся в жилище и ином законном владении, на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку, выемку документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну; прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническим каналам связи, и иных переговоров; извлечение трупа из места захоронения (эксгумация); помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в психиатрическое (психоневрологическое) учреждение; отстранение обвиняемого от должности в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом;14) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий;15) направлять уголовное дело в суд; 

 
  1. Надзор  за законностью возбуждения  уголовных дел.

 В соответствии с УПК РБ поводами для возбуждения уголовного дела явл:

 1.заявления  граждан,2 явка с повинной, 3. Сообщения  должностных лиц гос органов,  педприятий, учреждений, организаций,  объединений,4.сообщение о преступлении  в СМИ,5.непосредственное обнаружение  органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступлений.Основаниями к возбуждению уголовного дела явл: наличие недостаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии  обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу; исчезновение лица. 

 
  1. Надзор  за законностью привлечения  в качестве обвиняемого  и обеспечение  его права на защиту.

 Недопущение незаконного привлечения граждан  к уголовной ответственности, соблюдение при ведении следствия требований закона по всестороннему, полному, объективному рассмотрению всех обстоятельств, которые могут смягчить или усугубить ответственность обвиняемого, строгое сохранение прав и законных интересов участников процесса и других граждан. 

 
  1. Надзор  за законностью применения мер пресечения. Обжалование действий следователя.
 
 
  1. Надзор  за законностью производства отдельных следственных действий.
 
 
  1. Надзор  за законностью при  окончании расследования  преступлений.
 
 
 
  1. Надзор  за законностью прекращения  уголовных дел  и приостановления  производства по делам.
 
 
  1. Осуществляя надзор за законностью приостановления  и прекращения угол.дела,прокурор должен строго руководствоваться требованиями уголовно-процессуального законодательства.соответствующих  приказов Генерального прокурора.Предварительное  расследование,приостанавливается при наличии одного из следующих оснований.препядствующих его продолжению и окончанию:неустановление лица,подлежащего привличению в качестве обвиняемого;когда обвиняемый скрылся от органа угол.преследования либо когда по иным причинам не установлено его местонахождения;временное психическое или иное заболевание обвиняемого,препядствующие его участию в производстве процессуального действия и удостоверенное врачом,работающим в гос.медиц.учреждении;необнаружение безвестно исчезнувшего лица.О приостановлении предварительного расследования следователь,дознаватель выносит мотивированное постановление,копию которого направляют прокурору.При изучении угол.дела,предварительного расследование по которым приостановлено или прекращено,прокурор должен обращать внимание:на наличие плана расследования,все ли версии отражены в плане и проверены ли они в ходе предварительного расследования;полноту и объективность предварительного расследования;качество,полноту осмотра места происшествия,результативность осмотра;соблюдены ли права и обязанности потерпевших и т.д.С целью аредупреждения незаконного или необоснованного аредварительного расследования,выполнение требований Генерального прокурора по этим вопросам прокуроры всех уровней должны обеспечивать тщательное изучение материалов уголовно-розыскных дел.
  2. Надзор за законностью задержания подозреваемых в совершении преступлений.
 
 
  1. Сущность, предмет, объект и  задачи надзора за соответствием закону судебных актов.

 Предметом надзора являются законность и обоснованность решений, приговоров, определений  и постановлений по  гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также соблюдение законодательства при их исполнении.При  осуществлении  надзора  за  соответствием  закону судебных решений  прокурор  вправе  (а  в  случаях,  предусмотренных законом,  обязан)  1)  участвовать в  распорядительном заседании  суда, в судебном  разбирательстве дел по первой  инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключения по гражданским делам;2)  в случаях и в порядке, установленных законом, приносить частные,  кассационные и надзорные протесты  на решения, приговоры, определения и постановления суда (судьи); 3)  направлять  в суд   представления о пересмотре  решений, определений,  постановлений  по  гражданским  делам  и  заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам; 4) в пределах своей компетенции  истребовать из суда любое дело (группу  дел),  по  которому   решение,  приговор,  определение  или постановление  вступили  в  законную  силу,  и  приносить  протест в порядке надзора  либо, если это выходит  за пределы его компетенции,обращаться  с представлением  к вышестоящему  прокурору о принесении протеста; 5)  отзывать  принесенный  им  протест  на  решение,  приговор, определение  или постановление  суда (судьи)  до начала рассмотрения протеста судом (судьей) 6)   проверять  законность   исполнения  решений,   приговоров, определений и постановлений по  гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях. 

 43. Формы реагирования  на нарушения законов  в местах лишения  свободы

 Проверка  соблюдения законов в местах лишения  свободы явл основным средством  предупреждения  и выявления нарушений  закона.Прокурор изучает каждый приговор с точки зрения законности определения режима содержания осужденного, правильности лишения и соблюдения сроков содержания, законности определения режима содержания, с целью уточнения отдельных вопросов  он может производить личный опрос осужденных.Прокурор использует след методы: ознакомление с документами, приказами и распоряжениями, осмотр жилых помещений штрафных изоляторов, любых др помещений, личный опрос осужденных.Проверяет , соблюдаются ли требования закона о раздельном содержании осужденных мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, впервыеосужденных от ранее отбывавших наказание к лишению свободы.Изолированно от др осужденных, а так же раздельно содержаться осужденные  за особо опасные гос преступления, особо опасные рецидивисты; осужденные, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии.При обходе жилых помещений прокурор выясняет соблюдение требований закона о жилищно-бытовых условиях, уточняет лимит накопления колонии, обеспеченность нормой жилой площади осужденных, предоставлены ли каждому из них индивидуальное место и постельные принадлежности, выявляет  обеспеченность одеждой, бельем и обувью по  сезону и учетом климатических условий.Проверяет, соблюдаются ли нормы питания осужденных.Лично проверяет жалобы, заявления и др сигналы о незаконных действиях работников  ИТУ и принимает соответствующие меры.

Информация о работе Шпаргалка по "Прокурорский надзор"