Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:54, дипломная работа
В данной работе предпринята попытка рассмотреть все основные тактические особенности взаимодействия следователей, органов дознания и экспертно-криминалистических подразделений при проведении наиболее типичных для предварительного расследования следственных действий: осмотра места происшествия, назначении и проведении экспертизы.
Введение 3-6
Глава1 Вопросы процессуального положения следователя, органов дознания и экспертно-криминалистичестических под-разделений при расследовании уголовных дел и общая характеристика их взаимодействия.
Параграф 1. Процессуальное положение следователя при 7-18
производстве предварительного расследования.
Параграф 2. Процессуальное положение дознавателя и его
взаимодействие со следователем по делам, по которым 19-30
обязательно предварительное следствие.
Параграф 3. Процессуальное положение специалиста и
эксперта и его взаимодействие со следователем на стадии 31-43
предварительного расследования.
Глава2 Вопросы взаимодействия органов предварительного следствия, органов дознания и экспертно-криминалистических органов при проведении следственных действий.
Параграф 1. Виды оперативно-следственных групп и 44-54
взаимодействие в их составе.
Параграф 2. Взаимодействие следователя и специалиста при 55-65
осмотре места происшествия.
Параграф 3. Взаимодействие следователя и эксперта при 66-74
назначении и производстве экспертизы.
Заключение 75-77
Список используемой литературы 78-81
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
информатики
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ СЛЕДСТВИЯ, ДОЗНАНИЯ И ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»
Студента 5 курса дневного бюджетного отделения
Заведующий кафедрой доктор юридических наук профессор ____________Т.С.Волчецкая« » мая 2000г. |
Научный руководитель Старший преподователь
______________В.П.Крамаренко « » мая 2000г. |
КАЛИНИНГРАД-2000
Введение
Глава1 Вопросы процессуального положения
следователя, органов
дознания и экспертно-
Параграф 1. Процессуальное положение следователя при 7-18
производстве предварительного расследования.
Параграф 2. Процессуальное положение дознавателя и его
взаимодействие со следователем по делам, по которым 19-30
обязательно предварительное следствие.
Параграф 3. Процессуальное положение специалиста и
эксперта и его взаимодействие со следователем на стадии 31-43
предварительного
Глава2 Вопросы взаимодействия органов предварительного следствия, органов дознания и экспертно-криминалистических органов при проведении следственных действий.
Параграф 1. Виды оперативно-следственных групп и 44-54
взаимодействие в их составе.
Параграф 2. Взаимодействие следователя и специалиста при 55-65
осмотре места происшествия.
Параграф 3. Взаимодействие следователя и эксперта при 66-74
назначении и производстве экспертизы.
Список используемой
литературы
Обострившаяся
социально-экономическая
Раскрываемость преступлений в 1999 году составила 72.2% от количества зарегистрированных.3 И эти цифры подтверждают всю серьезность задач, стоящих перед правоохранительными органами, которые надо решать незамедлительно т.к. промедление грозит ещё большим разгулом преступности.
Деятельность правоохранительных органов по раскрытию преступлений эффективна только тогда, когда взаимодействуют все структурные подразделения с целью быстрого реагирования на совершенные преступления и улучшения процесса доказывания. При совместных действиях следователя, сотрудников уголовного розыска и экспертно-криминалистических подразделений могут быть собраны такие фактические данные, имеющие доказательственное значение, которые не могут быть получены и закреплены следователем, оперативным работником или экспертом по отдельности. В соответствии со ст.127 УПК РСФСР (далее УПК РФ)4 следователь, по расследуемым им делам, вправе давать органам дознания поручения и указания, обязательные для исполнения. Следовательно, при проведении неотложных следственных действий осуществляемых непосредственно после совершения преступления следователю необходимо составить план, в котором будут чётко и конкретно расписаны первые шаги не только самого следователя, но и всех членов входящих в оперативно-следственную группу. Именно от того, как грамотно следователь распределит обязанности, и будет во многом зависеть успех в раскрытии преступления.
В данной работе
предпринята попытка
Среди причин повлиявших на выбор темы дипломного проекта можно назвать следующие:
1) Российскими
учёными-правоведами и
2)Проходя на
протяжении значительного
Так, следователям прокуратуры часто приходится выезжать на осмотр места происшествия по так называемым “некриминальным” трупам, хотя, с нашей точки зрения, было бы достаточно того, чтобы наряд милиции, который первым прибыл на место предполагаемого преступления вызвал медиков из бюро судебно-медицинской экспертизы. Судебно-медицинский эксперт, прибывший на место, в большинстве случаев способен определить причину наступления смерти, и если не возникает сомнений в естественном характере наступления смерти, то и нет смысла в вызове следователя прокуратуры.
3)В теоретической литературе и в законодательстве практически не отражены тактические и организационные особенности осмотра места происшествия по делам об умышленных убийствах, проводимых следователем совместно с работниками судебно-медицинских учреждений.
4)В настоящее время, когда возникает необходимость коренного улучшения деятельности правоохранительных органов, важно правильно определить процессуальное положение следователя в уголовном судопроизводстве, его взаимодействие с уголовным розыском и сотрудниками экспертно-криминалистических служб.
5)На практике сложилась
6)При взаимодействии
Для
выполнения данной дипломной
работы и успешного рассмотрени
Вопросы процессуального
положения следователя, органов
дознания и экспертно-
Процессуальное положение следователя при производстве предварительного расследования.
В настоящее время, когда возникает необходимость коренного улучшения деятельности правоохранительных органов, важно правильно определить процессуальное положение следователя в уголовном судопроизводстве, а также решить многолетнюю проблему об эффективном взаимодействии всех лиц участвующих в предварительном расследовании уголовных дел. 7 Эта проблема дискутируется в течение длительного времени, однако и по сей день нет чёткого представления о путях совершенствования организации взаимодействия органов следствия, дознания и экспертных подразделений.8
Основная роль в построении плана предварительного расследования, прежде всего, зависит от следователя т.к. он является основной и самостоятельной процессуальной фигурой, полностью отвечающей за объективность и всесторонность проведённого расследования.
С точки зрения осуществляемых функций следователь – это должностное лицо, обязанностью которого является проведение предварительного расследования, а также доказывание всех вопросов, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к предмету доказывания. С точки зрения требований, предъявляемых к данной должности, следователем может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами.
Надо отметить, что за период с 1991 существенно обновилось законодательство, регулирующее судопроизводство по уголовным делам; 10 февраля 1999 г. принят в новой редакции Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", который повышает требования к прокурорско-следственным кадрам в раскрытии и расследовании преступлений, а также в охране прав и законных интересов граждан.9 Все это, вместе взятое, определяет социальную и правовую значимость деятельности следователей по раскрытию и расследованию преступлений.
Успех борьбы с
уголовной преступностью в
Но на практике дело обстоит иначе. Обычно только лишь следователи прокуратуры отвечают всем предъявляемым требованиям. Следователи же органов внутренних дел имеют либо иное высшее образование, либо еще обучаются.
При осуществлении предварительного расследования важна специализация и разграничение всех направлений следственной деятельности /деление на собственно следственное направление, оперативно-розыскную деятельность и технико-криминалистическое обеспечение/, однако, не менее важно общее руководство и ответственность за результаты расследования.
Это основная
функция и возлагается
Независимо от ведомственной принадлежности каждый следователь обязан руководствоваться предписаниями законодателя о содержании и направлениях его деятельности. Он должен быстро и полно расследовать каждое преступление, установить лиц, виновных в его совершении, обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.10 В обязанности следователя входит также принятие мер к обеспечению возмещения причиненного ущерба и возможной конфискации имущества.
Следователь должен принять меры процессуального характера к пресечению преступной деятельности лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и лиц, причастных к расследуемому преступлению.
Как отмечалось выше, теоретически все
следователи в равной мере наделены
законом властными