Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:46, реферат
Процесс интенсивной криминализации общественных отношений в глобализирующемся мире и его различных регионах и странах – один из признаков настоящего времени. Исследование мировых, региональных и российских тенденций и закономерностей современной преступности и ее обусловленность глобализационными процессами в мире представляют особую актуальность. Трансформация национальной преступности в транснациональные международные формы в условиях глобализации политических, экономических, информационных и коммуникативных процессов является неотъемлемой частью глобализации.
Конференция стала важной вехой в деятельности ООН, направленной на укрепление международного сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью. В работе конференции приняли участие представители 142 стран в лице глав государств, их заместителей, премьер-министров и их заместителей. Конференция отметила и обосновала десять угроз, которые несет транснациональная организованная преступность: суверенитету государств, обществу, отдельным лицам, национальной стабильности и государственному контролю, демократическим ценностям и общественным институтам, национальной экономике, финансовым учреждениям, демократизации и приватизации, развитию, глобальным режимам и кодексам поведения.
На конференции были единодушно приняты Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности, одобренные Генеральной Ассамблеей в резолюции 49/159, которая призвала государства в безотлагательном порядке претворять их в жизнь. В Политической декларации была выражена решимость защищать страны от организованной преступности во всех ее формах путем строгих и эффективных законодательных мер и оперативных средств. В Глобальном плане действий участники определили меры, которые должны приниматься государствами с целью противодействия организованной транснациональной преступности.
Особое место занимает политическая конференция высокого уровня, которая была организована для подписания Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (12-15 декабря 2000 г. г. Палермо, Италия). Вместе с протоколами о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, которые дополняют основной текст Конвенции, она в последние годы определяет основные направления борьбы с транснациональной организованной преступностью.[31]
Краткий и неполный экскурс в историю возникновения и обсуждения вопроса о транснациональной преступности свидетельствует о давней и все усиливающейся тревоге международного сообщества, связанной с угрозами рассматриваемого вида преступной деятельности. Транснациональная преступность является одной из сторон внутренне присущей современной глобализации мира. Формы ее могут быть самыми разными.
Ограниченный объем, отведенный для изложения исследования, не дает возможности более или менее полного раскрытия опасных транснациональных видов преступности и преступных организаций, действующих в мире, его регионах и отдельных странах. Однако следует указать, что особую опасность в глобализирующемся мире представляют следующие формы транснациональной преступной деятельности: 1) внутренний и международный терроризм, 2) торговля людьми, женщинами, детьми и человеческими органами, 3) незаконный оборот химических и ядерных материалов, 4) незаконная торговля оружием, 5)незаконный оборот наркотиков, 6)кража и контрабанда автомобилей.
Перечисленные виды транснациональной преступной деятельности не исчерпывают всего их перечня. За пределами анализа остались преступления, связанные с произведениями искусства и культурного наследия, которые широко распространены в России, а также кража интеллектуальной собственности, пиратство, компьютерные преступления, подделка денег, ценных бумаг и другие виды. Фактические сведения о транснациональной организованной преступности отрывочны и несопоставимы. Ее опасность растет, а более или менее точных сведений о ней нет.
Попытки собрать мировую статистику об организованной преступности предпринимают Интерпол, ООН и другие международные организации. Интерпол кроме преступлений, совершаемых организованными преступниками и проходящих по его учету, пытается выделять организованные, устойчивые и иерархизированные сообщества с многопрофильной деятельностью, менее организованные группировки, действующие в одной или нескольких узких сферах, группировки, формируемые по этническому признаку, и террористические организации, преследующие политические цели[32].
Другую попытку сбора сведений о 19 видах транснациональной преступной деятельности предприняла ООН. Она разослала дополнительный вопросник к Четвертому обзору общей преступности 193 государствам. Сведения запрашивались за 1988—1990 годы. Как и первые общие обзоры преступности, эта попытка не увенчалась успехом. Причин много: нет сколько-нибудь приемлемого определения транснациональной организованной преступности, разноликость уголовного законодательства различных стран, трудности дифференциации международных и внутригосударственных деяний и др. А самое главное, нет осознания реальной угрозы этой преступности во многих странах, в том числе и в России. Но при всей неполноте и плохой сопоставимости полученных данных проблема транснациональной организованной преступности получила в них первое статистическое подтверждение[33].
Глобализационные процессы создают большие возможности для эскалации транснациональной преступности. При этом следует осознавать, что негативные и позитивные процессы глобализации не идентичны понятиям «криминогенные» и «антикриминогенные». Негативные экономические, социальные и организационные аспекты глобализации, как правило, способствуют совершению преступлений. Но криминогенностью могут обладать и некоторые в целом позитивные процессы. Это не означает, что позитивный процесс, обладающий некоторой криминогенностью, нежелателен. Речь идет об учете его криминогенности и возможной нейтрализации подобных свойств. Как криминолога меня в первую очередь интересует уровень и тенденция криминогенности самых разных форм общественных отношений независимо от их оценки с других точек зрения. Аналогичный подход образно выражен российским поэтом А. Вознесенским: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». В данном случае критерием является человек, а не технические прорывы. А в глобализации могут пострадать миллионы и миллиарды людей, если даже в экономическом отношении она приносит те же миллионы и миллиарды долларов прибыли.
Приведем краткий перечень экономически позитивных процессов, которые в то же время способствуют разрастанию транснациональной преступности.
1. Улучшение государственных и международных отношений, расширение экономических и социальных связей, повышение «прозрачности» границ, упрощение международных поездок, развитие международной торговли, появление новых рынков сбыта, увеличение международных перевозок не только облегчают жизнь людей в международном сообществе, но и создают комплекс возможностей для активной деятельности транснациональной организованной преступности.
2. Развитие международных финансовых сетей, позволяющих быстрый перевод денег электронным путем в нужное место и нужным людям, с одной стороны, серьезно затрудняет процесс регулирования и контроля денежных потоков государством, а с другой - облегчает сокрытие денег, полученных преступным путем, и их отмывание в тех странах, где это возможно.
3. Усиливающийся процесс миграции населения в мире и образование в различных странах этнических диаспор успешно используются организованными преступниками из других стран для создания национальных группировок, которые отличаются большей сплоченностью и защищенностью от правоохранительных органов. Национальная солидарность, а иногда и родственные связи, языковой и культурный барьеры надежно защищают такие группировки от проникновения в них посторонних лиц, в том числе и агентов спецслужб.
4. Существенные расхождения в уголовном законодательстве и правосудии различных стран, позволяющих решать свои национальные проблемы, умело используются преступными сообществами для более безопасного совершения тех или иных операций: отмывания денег в странах, где нет ответственности за эти действия, уход от налогов в так называемых налоговых убежищах (оффшоры, свободные зоны) и в странах с низким налоговым бременем, занятие поставками незаконных товаров и услуг в регионы со слабым правовым регулированием данной коммерческой деятельности, выбор места пребывания базовой организации на территориях с неразвитым уголовным законодательством в отношении организованной преступности и т. д.
5. Окончание холодной войны, ликвидация железного занавеса и разрушение тотального контроля за людьми в пост социалистических странах открыли возможности не только для честного, но и для преступного предпринимательства. Эти страны широко используются в качестве транзитных территорий и новых рынков сбыта незаконных товаров и услуг, а также как источники поставок различных контрабандных товаров, особенно химических и радиоактивных веществ.
6. Образование многонациональных мегаполисов, таких, например, как Москва, являющихся центрами деловой активности и узловыми элементами мировой экономической системы и выполняющих важную роль в перемещении денежных средств и законных товаров, умело используется в качестве перевалочных баз для запрещенных товаров и финансовых расчетов организованных преступников, проследить деятельность которых на фоне огромных товарных и денежных потоков практически невозможно.
7. Демократические преобразования, происходящие во многих странах и часто связанные с разрушением прежних систем контроля и медленным становлением адекватного демократического регулирования, с суверенизацией и автономизацией регионов, политической и экономической нестабильностью, как правило, коррелируют со значительным ослаблением борьбы с преступностью и уж тем более с транснациональной, что также учитывается и используется организованными преступниками.
8. Расширение международных контактов, торговли, коммуникаций, телерадиоинформации, приобщающих людей к культуре других народов, способствует распространению «чужих», в том числе и криминальных, стандартов жизни, порочных потребностей, разрушению самобытных многовековых национальных традиций, а затем и созданию новых рынков сбыта незаконных товаров и услуг (наркотики, оружие, азартные игры, секс-бизнес и т. д.), входящих в сферу деятельности преступных организаций.
9. Неимоверно быстрый рост новых потребительских товаров и услуг, распространение психологии общества потребления и философии жизни одним днем, коммерциализация жизни и «окорыствование» общественных отношений способствуют в странах с низким уровнем жизни распространению комплексов социальной несправедливости и продажности государственных служащих, что является одними из условий выживания организованной транснациональной преступности, особенно там, где от чиновников зависит очень многое.
Опасности, которые несет транснациональная организованная преступность, постепенно и медленно осознаются ООН, другими международными организациями и некоторыми государствами (например, США), в той или иной мере отслеживающими этот феномен, чего, к сожалению, нельзя сказать об отдельных странах, в том числе и о России. ООН и Интерпол предпринимают соответствующие усилия по объективации данного явления, по выявлению тенденций его развития, по разработке наиболее эффективных, апробированных и унифицированных методов его контроля. Организованная транснациональная преступность, используя любое насилие, тем не менее, существенно опирается на интеллектуальные силы. Методы реализации ею открывающихся международных возможностей, которые были перечислены выше, напоминают одну из восточных форм борьбы, основанной на использовании движения противника, путем перехватывания, продолжения и постепенного изменения его направленности с выгодой для себя. Она творчески использует любые позитивные или негативные, постоянные или временные, глобальные и региональные процессы, которые помогают ей, а также создает их сама, воздействуя на политические, экономические и правовые процессы той или иной страны.
4. Организационное и информационное обеспечение борьбы
с преступностью в мире.
Интернационализация и глобализация современной жизни имеет, как мы убедились, не только позитивные, но и негативные и криминогенные последствия. В их числе – преступность и распространение ее типичных закономерностей, тенденций и форм на различные регионы и страны. Это требует объединения усилий по борьбе с преступностью, тем более противодействие ее транснациональной составляющей на уровне отдельных стран невозможно. А международное сотрудничество в свою очередь нуждается в наличии правового, организационного, информационного и научного обеспечения.
Расширение сотрудничества в этой сфере деятельности стало неизбежным. А оно может быть осуществлено лишь при наличии координирующих международных организаций. Эту функцию взяли на себя ООН, Интерпол, неправительственные международные организации.
Непосредственными вопросами сотрудничества стран в борьбе с преступностью занимается один из главных органов ООН – Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), в структуре которого в 1950 г. был учрежден Комитет экспертов по предупреждению преступности и борьбе с ней. После нескольких преобразований этого подразделения данными вопросами занимаются Центр по международному предупреждению преступности, Управление по контролю над наркотиками и предупреждению преступности, а также Статистический отдел Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН. На эти органы возложены функции подготовки один раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они играют важную роль в выработке международных правил, стандартов и рекомендаций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. К настоящему времени проведено 10 конгрессов, решения которых продвинули вопросы международного сотрудничества на более или менее надежной научной и правовой основе. Об основных резолюциях конгрессов в отношении борьбы с транснациональной преступностью говорилось выше.
В целях системного анализа тенденций преступности в мире с 1970 года организуются обзоры преступности, которые строятся на данных, представляемых национальными правительствами. Вначале обзоры охватывали пятилетний период между конгрессами ООН, затем перешли на трехлетний, а потом на двухлетний. Планируется, что эти обзоры будут со временем ежегодными. По состоянию на 2004 г. было организовано 7 обзоров (8 обзор в работе), которые содержат сведения о 12-14 видах преступности в мире за 1970-2004 годы по большинству стран мира.[34] Многие страны представляют сведения систематически, другие периодически, а значительное число стран почти не представляют подобных сведений. Большую научно-исследовательскую работу на основе общемировых и региональных данных проводят институты ООН или ассоциированные с ООН: UNICRI (Международный исследовательский институт ООН по преступности и юстиции), HEUNI (Европейский институт по предупреждению преступности и контролю над ней, ассоциированный С ООН) и другие ассоциированные с ООН региональные институты (UNAFRI, UNAFEI, ILANUD).