Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:46, реферат
Процесс интенсивной криминализации общественных отношений в глобализирующемся мире и его различных регионах и странах – один из признаков настоящего времени. Исследование мировых, региональных и российских тенденций и закономерностей современной преступности и ее обусловленность глобализационными процессами в мире представляют особую актуальность. Трансформация национальной преступности в транснациональные международные формы в условиях глобализации политических, экономических, информационных и коммуникативных процессов является неотъемлемой частью глобализации.
В числе субъектов важной и сложной работы по сотрудничеству в борьбе с преступностью следует упомянуть неправительственные организации, имеющие консультативный статус при ООН. Это международная ассоциация уголовного права (МАУП), Международное криминологическое общество (МКО), Международное общество социальной защиты (МОСЗ) и Международный уголовный и пенитенциарный фонд (МУПФ). Все они относительно регулярно проводят международные конференции, на которых вырабатываются научные подходы по контролю преступности.
Особое место в международном сотрудничестве занимает Международная организация уголовной полиции (Интерпол), которая впервые была создана еще в 1923 г., а затем возрождена после Второй мировой войны в 1946 г. Из неправительственной организации Интерпол превратился в межправительственную и в настоящее время объединяет более 170 государств, уступая по численности только ООН. В отличие от других международных организаций ИНТЕРПОЛ имеет национальные центральные бюро (НЦБ) в каждой стране. Интерпол занимается главным образом международной преступностью. Его основное внимание сосредоточено на преступлениях, предусмотренных международными конвенциями, на терроризме, наркобизнесе и других формах транснациональной организованной преступности.[35]
ООН и другие международные межправительственные и неправительственные организации прилагают серьезные усилия для организации и осуществления оптимальных путей эффективного международного сотрудничества по предупреждению транснациональной преступности и борьбе с ней. К сожалению, между задачами по глобализации экономики мира и задачами борьбы с транснациональной организованной и иной преступности существуют серьезные противоречия. Глобализация стимулирует качественные изменения и количественный рост транснациональной преступности, глобализированная преступность «требует» от общества соответствующих мер борьбы с ней. Одной из этих мер могло быть минимизация глобализации, что практически невозможно. Круг замыкается. Как и в России, так и в мире в целом существует единая комплексная проблема ювелирной гармонизации сложных двуединых задач свободы и необходимости, свободы и безопасности, развития глобализационных процессов в мире и эффективного социально-правового контроля транснациональной преступности, которая паразитирует на глобализации, при строжайшем соблюдении фундаментальных прав человека в каждой стране и в мире в целом.
5. Анализ международных конвенций и иных документов о борьбе с национальной и транснациональной преступностью и их имплементация в законодательстве России.[36]
Мировое сообщество уже давно (с начала Х1Х века) пришло к выводу о необходимости объединить усилия государств в борьбе с преступностью. Особенно интенсивно разработка и принятие на этот счет международных конвенций (договоров) происходило в ХХ веке и к настоящему времени международно-правовая база борьбы с преступностью (количество принятых по этому поводу международно-правовых конвенций) оказалось столь значительной, что назрела постановка вопроса о кодификации соответствующих международно-правовых актов (отсутствие такой кодификации снижает эффективность реализации правоохранительными органами задач, поставленных в соответствующих конвенциях) и Российская Федерация могла бы быть инициатором постановки такой проблемы.
Заключение международно-правовых конвенций по борьбе с преступлениями диктуется необходимостью объединения усилий государств и всего мирового сообщества в борьбе с растущей национальной и транснациональной преступностью. В соответствии с этим данный аспект процесса глобализации является весьма позитивным. При заключении соответствующих конвенций государства-участники обязуются предусмотреть в своем национальном законодательстве соответствующие правовые нормы, что должно создать общие для государств правила борьбы с соответствующими преступлениями (механизм их обнаружения, оказания взаимной помощи при расследовании, судебном рассмотрении и исполнении наказания, профилактика соответствующих преступлений).
При всей специфике национальной преступности процессы глобализации обозначали в настоящее время наиболее актуальные (общие для большинства государств мира) проблемы борьбы с определенными видами преступлений. В соответствии с этим можно выделить наиболее актуальные виды преступности, являющиеся объектом объединенных усилий в этом направлении мирового сообщества, выражающихся в принятии соответствующих международно-правовых актов:
- разнообразные формы проявления международного терроризма;
- незаконный оборот наркотических и психотропных веществ;
- работорговля, и в особенности, торговля женщинами и детьми, преимущественно в целях сексуальной эксплуатации;
- коррупция;
- легализация («отмывание») денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.
Международные конвенции о борьбе с международным терроризмом.
Основными международно-правовыми актами в этом направлении являются: Европейская конвенция по борьбе с терроризмом Совета Европы 1977 г.; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.; Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.; Международная конвенция о борьбе с захватом заложником 1979 г.; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.; Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. и Декларация, дополняющая ее 1996 г.; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.; Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.
Основные положения этих конвенций сводятся к следующему. В них, во-первых, определяется общее для государств понятие террористического преступления. При этом ни одно проявление терроризма не должно рассматриваться как политическое преступление, вызванное политическими или религиозными мотивами. Во-вторых, в Конвенциях сформулированы правила и процедуры выдачи террористов одним государством другому государству. В-третьих, на государства возлагается обязанность заключения специальных соглашений о сотрудничестве в борьбе с терроризмом (обмен информацией, заключение соглашений взаимной правовой помощи, разработка мер предупреждения, пре6сечения и ликвидации терроризма во всех его формах, например, тщательная проверка на причастность к терроризму лиц при решении вопроса о предоставлении им статуса беженца). В-четвертых, принятие уголовных законов об ответственности за финансирование терроризма (как террористических организаций, так и террористических актов). При этом государства-участники не могут отклонять просьбы об оказании взаимной правовой помощи со ссылкой на банковскую тайну. Более того, государства обязаны принять правила, налагающие на финансовые учреждения обязательство оперативно сообщать компетентным властям сведения о любых финансовых операциях, которые позволяют подозревать в том, что они совершаются в целях финансирования террористических актов.
Следует отметить, что эти конвенции оказали положительное влияние на создание и отечественной правовой базы для борьбы с терроризмом. В первую очередь это относится к включению в российское уголовное право норм об уголовной ответственности за различные формы финансирования террористических организаций и террористических актов. К сожалению не все государства последовательно выполняют обязанности, например, по выдаче террористов. Несмотря на отчетливо выраженное в конвенциях положение о том, что при признании тех или иных насильственных актов террористическими, не должны приниматься во внимание ссылки на их политические или религиозные мотивы, при практическом решении соответствующих вопросов отдельные государства проявляют на этот счет явно «двойной стандарт». Например, известны случаи отказа в выдаче чеченских боевиков судами ряда стран Западной Европы (подобное можно наблюдать и в Европарламенте).
Международные конвенции о борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ. К ним относятся: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с поправками, внесенным в нее о соответствии с Протоколом 1972 г.); Конвенция о психотропных веществах 1971 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Эти конвенции позволили государствам-участникам в принципе одинаково определять в национальном законодательстве как перечень наркотических и приравненных к ним средств и веществ (количество одних их наименований довольно значительно), так и всевозможные разновидности действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков и потому признаваемых преступлениями. Основные положения указанных конвенций органически вошли в российское законодательство. В отличие от уже упомянутых разночтений и разногласий в отношении понимания террористических преступлений («двойной стандарт») совместные усилия правоохранительных органов по пресечению этих преступлений можно признать в определенной степени успешными, когда речь идет о конкретных операциях спецслужб или расследовании дел о незаконном обороте наркотиков. Однако, в целом эффективность борьбы с этими преступлениями (несмотря на то, что у наркоторговцев изымаются тонны наркотических средств) является низкой, что объясняется не недостатками соответствующих конвенций, а очень важными социально-политическими и экономическими факторами. Так, основным поставщиком героина в Россию является Афганистан, а перевалочной базой для этого – Таджикистан и Казахстан. После «победы» США над талибами, наркотрафик из Афганистана вырос в несколько раз. И на то есть свои специфические причины. Во-первых, для населения Афганистана выращивание, например, опийного мака, (как одного из главных компонентов «тяжелых» наркотиков) является едва ли не единственным способом существования (это, разумеется, не оправдание такой деятельности, а всего лишь констатация факта). Во-вторых, неспособность США (а тем более и правительства Афганистана) обеспечить закрытость границ. Вторую причину можно назвать специфической и для России (укажем лишь на «прозрачность» границы Российской Федерации с Казахстаном). Для России серьезной является и третья причина – коррумпированность многих сотрудников правоохранительных органов (в первую очередь, органов внутренних дел), контролирующих в корыстных целях незаконный оборот наркотиков (отдельные случаи получают огласку и виновные оказываются на скамье подсудимых).
Вместе с тем, следует отметить, что мировое сообщество (и Россия в том числе) пытается решить эти сложные задачи. Например. Российская Федерация вступила в клуб «доноров» Международной программы ООН по контролю за наркотиками. Эти средства пойдут, в частности, и на порядок финансирования таких антинаркотических проектов, как, например, мероприятий по укреплению «поясов безопасности» вокруг Афганистана (имеется в виду создание барьеров на основных маршрутах наркокурьеров).
Работорговля, торговля женщинами и детьми (преимущественно в сексуальных целях). В ХХ веке было принято более 15 конвенций, деклараций и резолюций, предусматривающих различные меры по противодействию торговли людьми. Из действующих наиболее важными являются: Конвенция ООН относительно рабства 1926 г. с изменениями, внесенными Протоколом 1953 г.; Дополнительная конвенция ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1956 г.; Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г.; Декларация ООН о правах ребенка 1959 г.; Рекомендация Совета Европы относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, проституции, торговли детьми и несовершеннолетними 1991 г.; Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; Конвенция ООН против сексуальной эксплуатации 1995 г.; резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Насилие против женщин, мигрирующих в поисках работы» и «Торговля женщинами и детьми» 1997 г. Все указанные международно-правовые документы создали правовую базу для борьбы с этими преступлениями. Однако она осуществляется крайне неэффективно. Дело здесь, как и в случае с борьбой с незаконным оборотом наркотиков «упирается» в высшую степень доходности бизнеса, связанного с работорговлей, особенно торговлей женщинами в сексуальных целях (по оценкам ООН организованные преступные группы зарабатывают на этом 3,5 млрд.долл. США ежегодно). В цепь причинности указанной неэффективности вклинивается и коррупция правоохранительных органов (это в полной мере относится и к российской действительности), контролирующих соответствующую преступную деятельность и обеспечивающих ее легальное «прикрытие». Международное сообщество пока не смогло повлиять на снижение преступного спроса на «живой товар» и в этом плане необходимо разработать кардинальные меры по предупреждению и пресечению указанных преступлений как на международном, так и на национальном (в том числе российском) уровне.
Коррупция. Проблема коррупции достаточно остро стоит перед всеми странами, в том числе теми, которые принято называть демократическими, экономически и социально благополучными (достаточно упомянуть громкие коррупционные скандалы и судебные процессы над президентами, главами правительств, министрами в Италии, Японии, Южной Корее, Израиле). Как известно (хотя бы из СМИ) особенно живуча эта проблема и в современной России. Международное сообщество пытается найти правовое противоядие для борьбы с этим злом. Основной правовой базой для борьбы с коррупцией являются: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию Совета Европы 1999 г. и Конвенция ООН против коррупции 2003 г. Меры противодействия коррупции предусмотрены и в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. Эти документы едва ли не детально формулируют основные нормативные требования, предъявляемые к государствам-участникам конвенций в направлении отражения их в национальном уголовном и ином законодательстве и организации практических мер по борьбе с коррупционными преступлениями и в особенности по их предупреждению.
К сожалению, многие положения указанных конвенций не реализованы в российском законодательстве. Это заключается, например, в отсутствии норм об ответственности за определенные виды коррупционных преступлений. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации отсутствуют, например, статьи об ответственности за: подкуп иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публично-международной организации,«незаконное обогащение должностного лица, представляющее значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать» (различие в размере заработной платы некоторых правительственных чиновников и «образа» их жизни заметно даже по передачам ТВ, неправомерное использование секретной или конфиденциальной информации (при известном дефолте 1998 г. никто из правительственных чиновников не пострадал, все каким-то образом успели до объявления дефолта избавиться от отечественной валюты). Другие отрасли российского права (не уголовного) явно отстают от требований указанных конвенций, направленных на разработку мер по предупреждению коррупции (настоятельно необходимы, например, нормы об организации контроля за переходом государственных служащих на должности руководителей коммерческих организаций после их увольнения с государственной службы, нормы о представлении государственными должностными лицами всех ветвей власти сведений об имущественном положении членов их семей; в конечном счете, необходимо, наконец, принятие комплексного закона о борьбе с коррупцией (проекты его не раз принимались парламентом, но отклонялись первым российским президентом).
Легализация («отмывание») денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. Основными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с этими видами преступной деятельности являются: Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности Совета Европы 1990 г. и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. В этих международно-правовых актах определяется (конкретизируется): понятие дохода от преступной деятельности; понятие правонарушений, связанных с отмыванием указанных средств; принципы международного сотрудничества в борьбе с этими преступлениями; характер взаимной помощи в проведении расследования по делам о рассматриваемых преступлениях (в том числе обязанность государств производить конфискацию орудий преступной деятельности и доходов от преступной деятельности) и другие аспекты правовой помощи по делам указанной категории. В российском законодательстве отражены основные положения названных конвенций. Вместе с тем практическую их реализацию нельзя назвать эффективной. Так, отечественный законодатель необоснованно исключил уголовную ответственность за легализацию («отмывание») доходов, полученных в результате совершения налоговых преступлений, уголовно-наказуемого уклонения от уплаты таможенных пошлин, что существенно сужает возможности правоохранительных органов в борьбе с этими преступлениями.