Особенности расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 20:25, реферат

Описание

Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству.

Содержание

Введение.

_ I. Обстоятельства совершения транспортных преступлений.

1. Причины ДТП, краткая характеристика.

2. Механизм ДТП.

_ II. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций.

1. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций.

2. Типичные следственные ситуации.

_ III. Первоначальный этап расследования.

1. Неотложные следственные действия на первоначальном этапе.

2. Проведение осмотра.

3. Проведение допроса.

_ IV. Последующий этап расследования.

1. Дальнейшие следственные действия.

2. Экспертизы по делам о ДТП.

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

реферат особенности.docx

— 49.07 Кб (Скачать документ)

II. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций. 

  1. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости  от исходных следственных ситуаций.
 

    Поводами  для возбуждения уголовного дела по факту ДТП являются: непосредственное обнаружение сотрудником ГИБДД признаков преступления; заявления потерпевших и их близких, очевидцев, водителей транспортных средств, причастных к происшествию; сообщения сотрудников медицинских учреждений и транспортных организаций.

    В большинстве случаев уголовные  дела о ДТП возбуждают следователи  органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В ходе расследования  подлежат установлению следующие обстоятельства:

    1. Каков характер ДТП было это  преступление, несчастный случай  или действие непреодолимой силы?

    2. Где и когда произошло ДТП,  какова его обстановка: тип и  состояние дорожного покрытия, ширина  проезжей части, обзорность, видимость,  метеорологические условия и  др.

    3. Кто виноват в случившемся?

    4. Есть ли причинно-следственная  связь между нарушениями правил  безопасности движения и эксплуатации  транспорта и наступившими последствиями?

    5. Каков механизм ДТП?

    6. Какие именно последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного материального ущерба)?

    7. Какие правила дорожного движения нарушены действиями виновного?

    8. Кто конкретно виноват в совершении  преступных нарушений правил  безопасности движения и эксплуатации  транспорта?

    Следователь должен установить и такие специфические  обстоятельства, как квалификация и  стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к  административной или уголовной  ответственности за нарушения правил дорожного движения.

    Содержание  исходных следственных ситуаций зависит  от очевидности или неочевидности  ДТП, наступивших вредных последствий, своевременности его обнаружения, характера следов преступления и  предпринятых попыток их сокрытия, особенностей личности виновного и  др.

    Анализ  следственной практики позволяет назвать  такие исходные следственные ситуации:

    1) водитель, автомобиль и потерпевший  находятся на месте происшествия;

    2) водитель скрылся, оставив на  месте происшествия автомобиль  и потерпевшего;

    3) водитель скрылся, оставив на  месте происшествия потерпевшего;

    4) водитель скрылся с места происшествия  и увез потерпевшего.

    В первом случае обстановка на месте  происшествия практически не изменена, виновный водитель известен. Следственные версии в такой достаточно типичной ситуации следующие:

    а) происшествие стало результатом  нарушения правил дорожного движения водителем;

    б) причина происшествия грубое нарушение правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход на проезжую часть дороги и др.);

    в) происшествие результат выпуска  в эксплуатацию заведомо технически неисправного автомобиля лицом, ответственным  за безопасную работу транспорта (например, с дефектом тормозной системы);

    г) происшествие возникло в результате непреодолимой природной силы (оползень, наводнение и т.д.) либо случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП.

    Во  втором и третьем случаях обстановка на месте происшествия остается в  первоначальном виде, но водитель на автомашине или, бросив ее, скрывается с места  ДТП (эта ситуация характерна для  серьезных вредных последствий  или совершения ДТП в состоянии  алкогольного либо наркотического опьянения). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты  и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации должна быть решена задача установления обстоятельств происшествия, в первую очередь определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам на теле и одежде потерпевшего.

    Если  обстановка на месте происшествия сознательно  изменена его участниками (четвертый  случай), тогда названные версии необходимо дополнить следующей: изменение  обстановки, характеризующей произошедшее ДТП, произведено в ходе восстановления безопасного движения транспорта, произведено  уничтожение материальных следов, указывающих  на виновность кого-либо из участников происшествия. 

  1. Типичные  следственные ситуации.
 

    Наиболее  типична первая ситуация, когда потерпевшим  причиняются легкие или средней  тяжести телесные повреждения. Алгоритм действий по ее разрешению включает безотлагательный осмотр места происшествия и автомобиля, допросы всех очевидцев, освидетельствование  водителя, назначение судебно-медицинской  экспертизы потерпевшего и других экспертных исследований.

    Вторая  следственная ситуация отличается наиболее серьезными вредными последствиями: причинением  потерпевшему тяжких телесных повреждений  или смерти. Эта ситуация обычно складывается после угона автомобиля либо совершения ДТП нетрезвым водителем. В этом случае следователю необходимо произвести осмотр места происшествия, установить и допросить очевидцев  и других осведомленных лиц, назначить  судебно-медицинскую экспертизу пострадавшего  и дать поручение органам дознания (ГИБДД, уголовному розыску) о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

    Для третьей следственной ситуации характерно причинение потерпевшему телесных повреждений  средней тяжести. Для ее разрешения производится осмотр места происшествия и транспортного средства, устанавливаются  и допрашиваются очевидцы, в том числе потерпевший, назначается судебно-медицинская экспертиза, дается поручение органам дознания о розыске скрывшегося водителя. Как и при второй ситуации, здесь возможен угон транспортного средства, а также нетрезвое состояние водителя.

    При четвертой следственной ситуации алгоритм действий следователя состоит в  осмотре места происшествия, допросах осведомленных лиц и даче поручений  органам дознания произвести оперативно-розыскные  мероприятия. При обнаружении трупа  потерпевшего назначается судебно-медицинская  экспертиза, а при обнаружении  автомобиля криминалистические экспертизы.

    При третьей и четвертой ситуациях  исключительно важное значение имеет  розыск скрывшегося водителя и автомобиля, которым он управлял. Прежде всего о случившемся должны быть немедленно информированы отдел ГИБДД и соседние территориальные органы милиции. В результате будут перекрыты возможные пути движения, произведен опрос свидетелей по направлению предполагаемого уезда скрывшегося транспортного средства, организовано преследование по "горячим следам".

    Производится  обследование автопредприятий и  автосервисов, гаражей, автостоянок, дворов и других мест для обнаружения  искомого транспортного средства. Розыск автомобиля и водителя обычно отправляется от следов и других исходных данных, выявленных на месте ДТП, марки и  типа автомобиля, его цвета, номера и других примет, характера перевозимого груза, повреждений на окружающих предметах  или теле потерпевшего, следов протектора и т.д. Очень важны показания  очевидцев о внешности водителя. Для розыска следует использовать возможности местной прессы, радио, телевидения, привлекать представителей общественности.

    В результате предпринятых мер исходная следственная ситуация становится более  простой, если водитель и транспортное средство установлены; либо остается прежней, если этого сделать не удалось. Алгоритм действий следователя в первом случае включает допросы водителя, потерпевшего и других осведомленных лиц, проведение следственных экспериментов, назначение автотехнической, судебно-медицинской и судебно-химической экспертиз.

    При втором варианте развития событий следователю  необходимо всячески стимулировать  оперативно-розыскные мероприятия  по поиску и обнаружению водителя и его автомобиля, осуществляемые работниками ГИБДД и других служб  милиции. 

III. Первоначальный этап расследования. 

  1. Неотложные  следственные действия на первоначальном этапе.
 

    Деятельность  по расследованию ДТП не может  быть целенаправленной и эффективной, если она не будет спланирована и  организована. На основании первоначально  полученных фактических данных составляется план расследования, в котором с  учетом выдвинутых версий отражается последовательная система следственных действий и оперативно-розыскных  мер, направленных на розыск скрывшегося с места ДТП водителя и транспортного средства.

    В плане первоначального этапа  расследования нужно предусмотреть  соответствующие следственные осмотры; установление личности виновного; выявление  очевидцев и иных свидетелей, их допросы, допросы водителей транспортных средств, участвовавших в ДТП; их судебно-медицинское освидетельствование; назначение и проведение необходимых  экспертиз.

    К числу неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мер относятся: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте  ДТП или в месте его обнаружения, осмотр трупа, осмотр документов, изъятых  у водителя, медицинское освидетельствование  водителя и потерпевшего (для определения  состояния алкогольного или наркотического опьянения), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев  и иных свидетелей, водителя. Назначается судебно-медицинская экспертиза трупа, последний предъявляется для опознания (если личность погибшего не известна). При необходимости могут быть назначены другие экспертизы (автотехническая, судебно-химическая и др.), проведены следственный эксперимент, проверка показаний с выходом на место, розыск и задержание скрывшегося водителя, установление транспортного средства, участвовавшего в ДТП, и др.

    Осмотр  места происшествия почти всегда предшествует другим следственным действиям  и является одним из основных способов собирания доказательств по делам  данной категории. В любую погоду и любое время суток выезд  на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо  ДТП чаще случаются на дорогах  с интенсивным движением, нередко  при неблагоприятных метеорологических  условиях (дождь, снег, туман, гололед  и т.д.), вследствие чего следовая обстановка быстро изменяется. Нужно учитывать  также, что несвоевременным прибытием  следователя на место происшествия может воспользоваться виновный водитель транспорта для уничтожения  следов происшествия, повреждения узлов  автомобиля, чтобы потом заявить  о его внезапном выходе из строя. 

  1. Проведение  осмотра.
 

    Осмотр  места ДТП. Когда поступает сообщение  о дорожно-транспортном происшествии, связанном с причинением смерти потерпевшему либо тяжких телесных повреждений  и значительного материального  ущерба, на место происшествия направляется следственно-оперативная группа в  составе следователя и инспектора ГИБДД, оперативного работника уголовного розыска, судебного медика, специалиста-криминалиста и специалиста-автотехника. При ДТП  со смертельным исходом, а также  происшествиях с участием иностранцев  осмотр всегда проводит следователь.

    Следует учитывать определенную специфику  осмотра места происшествия по делам  данной категории. Практически всегда необходимо как можно быстрее  освободить проезжую часть дороги для  обеспечения нормального движения транспорта. Поэтому на трассе целесообразно  отметить места нахождения трупа, транспортного  средства и других объектов, значимых для дела, произвести нужные измерения, а затем осмотр. Кроме традиционной фиксации обстановки места происшествия (фотографирования) целесообразно использовать видеозапись.

    Важным  обстоятельством, влияющим на развитие ДТП, являются дорожные условия. Поэтому необходимо определить качество дорожного покрытия (асфальт, бетон, гравий и др.), его эксплуатационное состояние (сухое, с наледью и др.), особенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они имеют протяженность в несколько сотен метров. На проезжей части дороги могут быть обнаружены следы торможения, капли масла, тосола, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, капли крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы лакокрасочного покрытия и т.п.

Информация о работе Особенности расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта