Особенности расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 20:25, реферат

Описание

Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству.

Содержание

Введение.

_ I. Обстоятельства совершения транспортных преступлений.

1. Причины ДТП, краткая характеристика.

2. Механизм ДТП.

_ II. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций.

1. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций.

2. Типичные следственные ситуации.

_ III. Первоначальный этап расследования.

1. Неотложные следственные действия на первоначальном этапе.

2. Проведение осмотра.

3. Проведение допроса.

_ IV. Последующий этап расследования.

1. Дальнейшие следственные действия.

2. Экспертизы по делам о ДТП.

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

реферат особенности.docx

— 49.07 Кб (Скачать документ)

    Определенные  особенности имеет осмотр дороги. Важны ее конфигурация (прямая трасса, развилка, перекресток, поворот), наличие уклона (горизонтальная дорога, спуск, подъем), тип покрытия (грунт, асфальт, бетон), его состояние на проезжей части (сухое, мокрое, заснеженное и т.д.), наличие обочин, тротуаров, газонов, дорожных знаков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и т.д. Далее изучается расположение транспортных средств, следов, других вещественных доказательств по отношению к проезжей части, элементам дороги (обочине, разделительной полосе) и постоянным ориентирам (перекрестку, углу дома, дорожному знаку и т.п.).

    Границы осматриваемого участка дороги рекомендуется  увеличивать как в сторону движения автомобиля, так и в противоположную. Нужно точно зафиксировать ширину проезжей части, обочин, тротуаров, следы пятен крови, мозгового вещества, бензина, масла, отделившиеся детали транспортного средства и части перевозимого груза, осколки фар и стекол, отслоившуюся краску. Подлежат фиксации длина и особенности тормозного пути, последствия заноса, положение транспортных средств относительно элементов проезжей части и ее границы.

    Поскольку определение скорости движения автомобиля нередко имеет для расследования  решающее значение, нужно очень ответственно отнестись к выяснению длины  и характера тормозного пути. Эти  параметры с учетом свойств дорожного  покрытия, рельефа дороги, веса автомобиля, степени изношенности протектора, состояния  тормозов, а иногда и силы ветра  важны для установления скорости движения в момент, предшествующий торможению. Для определения скорости используются: специальные таблицы  и формулы, предложенные специалистами-автотехниками, а также производство следственного  эксперимента.

    Определенную  специфику имеет осмотр трупа  потерпевшего. Если позволяет обстановка, труп лучше осматривать на месте  его обнаружения. Однако нередко  это рациональнее сделать в морге. В ходе осмотра должно быть зафиксировано  расположение трупа относительно транспортного  средства и его следов, окружающих предметов и элементов дороги, описаны поза и трупные явления. Далее фиксируется наличие на теле погибшего, его одежде и обуви  повреждений, отпечатков рисунка протектора, решетки радиатора, бампера и  других частей автомобиля, пятен машинной смазки, частиц краски, стекла, дорожной пыли, грязи, детально описывается их форма, размеры, локализация.

    Осмотр  транспортного средства, участвовавшего в ДТП, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство после аварии обычно сохраняет  на себе множество следов, достаточно очевидных. Обязательно фиксируется  его положение на месте происшествия по отношению к постоянным ориентирам (угол дома и т.д.); другим транспортным средствам. Делается это посредством  фотографирования, вычерчивания плана, схемы, и, конечно, протокольного описания.

    Вначале фиксируется тип, марка и номерной знак автомобиля; повреждения, возникшие  в результате ДТП; осуществляется поиск  следов и вещественных доказательств (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки  ткани одежды потерпевшего). Автомобиль обычно начинают осматривать с его  передней части, осмотр производят "снизу  вверх". Тщательно обследуются  бампер, фары, подфарники, указатели  поворота, переднее стекло, решетка  радиатора, капот, передние крылья, с  тем чтобы обнаружить на них повреждения от удара, волокна одежды, следы крови, волосы потерпевшего и т.п. Затем в этих же целях необходимо осмотреть ходовую часть и днище кузова автомобиля.

    При осмотре нижней части внимание обращается на ходовую часть, выступающие детали мостов, рессоры, картер двигателя, где  можно обнаружить лоскуты одежды, волосы, кровь и т.д. Следы рук  нужно искать на колонке рулевого управления, рукоятке переключения передач, на приборной панели (что особенно важно в том случае, когда водитель скрылся, оставив машину, или заявляет, что не он управлял автомобилем). Запаховые  следы изымаются с сидений  и других предметов, которых касались водитель и пассажиры.

    Осматривая  автомобиль, нужно проверить состояние  тормозной системы, рулевого управления, других агрегатов и узлов, в частности осветительных приборов, стеклоочистителей, исправность дверей, состояние шин и давление в камерах. Значительно изношенный протектор подлежит обязательному фотографированию. При осмотре салона фиксируется положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и тумблера освещения (в темное время суток). При осмотре автотранспортных средств используются приборы для технического контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия следов. Труднодоступные места осматриваются с эндоскопом, снабженным оптическими и осветительными системами.

    При обнаружении автомобиля, вероятно участвовавшего в ДТП, не на месте происшествия рекомендуется  особо отметить в протоколе следы  недавнего ремонта (выпрямленные вмятины, свежая покраска и т.д.). 

  1. Проведение  допроса.
 

    Допрос  свидетелей. Свидетельские показания  являются ценным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями-очевидцами по делам данной категории могут  быть водители других автомашин, пассажиры  городского транспорта, пешеходы, работники  ГИБДД и т.д. При их допросах следует  учитывать, что быстротечность и  драматизм события, его неожиданность  и кратковременность восприятия могут привести к неточным, отрывочным и противоречивым показаниям очевидцев  об обстоятельствах происшествия. Поэтому  важно выявить всех свидетелей, сопоставление  показаний которых поможет максимально  полно выяснить обстановку и роль каждого участника ДТП.

    В ходе допроса свидетеля-очевидца следователь  должен выяснить, где он находился  в момент происшествия, чем занимался, что именно привлекло его внимание, каково было поведение пострадавшего  пешехода перед наездом на него, откуда и куда он начал пересекать улицу, на каком участке проезжей части произошел наезд, какой  частью автомобиля был нанесен удар. Следует выяснить характер действий водителя до происшествия, с какой  примерно скоростью ехала его  автомашина, тормозил ли он и т.д. Для  более точного воссоздания происшествия каждого свидетеля-очевидца целесообразно  допросить прямо на месте аварии либо предложить ему составить схему  места происшествия, обозначив в  ней свое местонахождение в момент ДТП, а также других объектов дорожной обстановки. В случаях, когда водитель сам или на автомобиле скрылся  с места происшествия, нужно выяснить признаки его внешности и приметы  автомашины, которые запомнились  свидетелю.

    При допросе водителя выясняется, как  развивался процесс ДТП, какими были его и потерпевшего действия в  кульминационный момент, с какой  скоростью он ехал на автомобиле, какие  попытки предпринимал для предотвращения опасных последствий (тормозил, маневрировал и др.), оказал ли помощь потерпевшему, почему уехал с места ДТП, пытался  ли скрыть следы произошедшего и  т.д.

    Очевидцы  ДТП обычно дают объективные показания. Однако быстротечность и неожиданность  события ухудшают качество восприятия. Субъективные характеристики очевидца также могут отрицательно повлиять на качество восприятия, запоминания  и воспроизведения на допросе  сведений о ДТП. Очевидцев выявляют с помощью допрошенных свидетелей и силами работников ГИБДД. При допросе  рекомендуется предъявлять очевидцу схему места происшествия.

    Допрос  подозреваемого. Перед допросом подозреваемого следует ознакомиться с его документами: удостоверением на право вождения автомобиля, техническим паспортом и путевым листом, находящимися у водителя-профессионала, выяснить его квалификацию, маршрут движения, не привлекался ли он ранее к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

    Допрашивая  подозреваемого водителя, нужно выяснить его состояние перед поездкой: принимал ли он алкоголь и в каком  количестве; был ли исправен автомобиль, в чем выражались неисправности; на каком часу работы произошло ДТП; какими были скорость движения автомобиля, видимость, состояние погоды и проезжей части. Выясняется наличие или отсутствие других транспортных средств, их расположение друг относительно друга и автомобиля подозреваемого; был ли с ним пассажир и кто именно. Детально выясняется, когда водитель заметил препятствие, какие меры принял, чтобы предотвратить  столкновение или наезд, разглядел  ли этот момент, и если да, то какой  частью автомашины был сбит потерпевший  или произошло столкновение; кто  в это время был поблизости и все видел.

    Если  водитель с места происшествия скрылся  и был установлен позже, то следует  также выяснить, почему он не оказал помощи потерпевшему, пытался ли уничтожить следы происшествия, каким образом  и с чьей помощью.

    Поскольку ДТП совершаются неумышленно, водители обычно дают правдивые показания, однако стремятся преуменьшить неправильный характер своих действий. Поэтому  часты ссылки на непредвиденные обстоятельства, например грубую неосторожность пешехода, слабую освещенность проезжей части, плохое дорожное покрытие, внезапную неисправность  машины, резкую смену погоды и др. Поэтому допрос должен быть, с одной  стороны, активным и целенаправленным, а с другой предельно тактичным.

    Допрос  потерпевшего обычно производится после  его доставки в медицинское учреждение, с разрешения врача. У потерпевшего-пешехода выясняют, не страдает ли он каким-либо физическим недостатком (например, хромотой, близорукостью, глухотой), помешавшим ему быстро сориентироваться в возникшей  обстановке (по этому вопросу рекомендуется  проконсультироваться с лечащим  врачом, допросить родственников  и знакомых потерпевшего). Затем  важно уточнить, где он был в  момент происшествия и что делал (шел, стоял, бросался из стороны в  сторону), видел ли приближающийся автомобиль, каковы его характеристики, какой  сигнал светофора горел в тот  момент. При допросе потерпевших-пассажиров дополнительно выясняется, какой  была скорость движения, как вел  себя водитель не отвлекался ли от своих обязанностей, не жаловался ли на недомогание, усталость, поломки автомашины, как действовал после случившегося.

    Если  потерпевший получил повреждения, не опасные для жизни, его лучше  допросить прямо на месте происшествия.

    Если  водитель скрылся с места происшествия, то у потерпевшего нужно выяснить вид, марку и другие внешние признаки автомобиля, приметы виновного водителя (пол, возраст и пр.). При оценке показаний потерпевших следует  иметь в виду, что они могут  добросовестно заблуждаться, преувеличивать скорость приближения автомобиля и  т.д. Как и подозреваемый, потерпевший, будучи лицом, заинтересованным в исходе дела, может дать необъективные показания. Кроме того, страх, стресс, физические страдания влияют на его восприятие произошедшего, поэтому показания потерпевшего необходимо тщательно проверить.

    Освидетельствование водителя и потерпевшего производится для установления алкогольного или  наркотического опьянения. Констатируются факт и давность употребления спиртного  или наркотиков, степень опьянения, наличие остаточных явлений, свидетельствующих  о перенесенном опьянении. Обычно производится также биохимическое исследование проб крови и мочи испытуемого  для качественного и количественного  определения в его организме  алкоголя и наркотиков.

    Судебно-медицинская  экспертиза назначается во всех случаях, когда ДТП привело к гибели людей или причинению им телесных повреждений. Помимо общих вопросов о причине наступления смерти, времени, характере, локализации и  степени тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потерпевшего перед  происшествием, судебный медик решает вопрос о наличии на теле и одежде потерпевшего специфических следов автотранспортной травмы. Они возникают  вследствие удара конкретных частей тела об автомобиль и дорожное покрытие; сдавливания тела между колесами и дорогой или двумя автомобилями; трения при волочении тела по дорожному  покрытию и т.д.

    Судебно-медицинская  экспертиза вещественных доказательств  исследует объекты биологического происхождения, чаще всего кровь, волосы, частицы костей, тканей и органов  человеческого тела, обнаруженные при  осмотре места ДТП. Перед экспертом  ставятся такие вопросы: не происходит ли обнаруженная кровь от человека, если да, то совпадает ли она по группе и типу с группой и типом  крови потерпевшего; принадлежат  ли волосы, обнаруженные при осмотре  автомобиля, человеку и сходны ли они  с волосами потерпевшего и др. 

IV. Последующий этап расследования. 

  1. Дальнейшие  следственные действия.
 

    Характер  дальнейших следственных действий зависит  от ситуации, складывающейся после  проведения первоначального этапа  расследования. Все зависит от объема собранных доказательств вины нарушителя и его отношения к ним. На этом этапе следователь допрашивает  новых свидетелей, назначает различные  экспертизы, а при необходимости  проводит следственные эксперименты и  предъявления для опознания.

    По  завершении первоначального этапа следователь обычно конкретизирует версии о причинах произошедшего. Типичны такие версии:

    1) вина водителя в нарушении правил дорожного движения: нахождение за рулем в нетрезвом состоянии, неправильный обгон, превышение допустимой скорости и т.д.;

    2) неисправность дороги, отсутствие  разметки, дорожной сигнализации;

    3) техническая неисправность автомобиля (например, отказ тормозов, рулевого  управления, других агрегатов);

    4) грубая неосторожность потерпевшего;

Информация о работе Особенности расследования преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта