Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:25, курсовая работа
Целью данной работы является полное и всестороннее раскрытие темы «Правосознание и правовая культура». Конкретными задачами работы являются: анализ понятия и структуры правосознания, рассмотрение видов, уровней, роли правосознания в жизни общества, раскрытие понятия правовой культуры общества и личности.
Введение
1. Понятие и структура правосознания
2. Виды, уровни и роль правосознания в жизни общества
3. Правовая культура общества и личности
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие и структура правосознания
2. Виды, уровни и роль правосознания в жизни общества
3. Правовая культура
общества и личности
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Правосознание
это важнейший элемент
правосознания в значительной степени зависит то, каким будет поведение человека в обществе – правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.
Вклад российских юристов – ученых и практиков в формирование права и правосознания в России в конце XIX- начале XX века был очень большим. Однако процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 году. Существенный урон нанесла российскому правосознанию марксистско-ленинская мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии завершило XX век и вступило в XXI век в условиях глубокого дефицита правопонимания и правосознания. С учетом вышесказанного, можно сказать, что тема «Правосознание и правовая культура» является особенно актуальной в наше время в России.
Темы, касающиеся правосознания и правовой культуры неоднократно разрабатывались российской правовой науке. В частности, об этом писали: Семитко А.П., Гранат Н.Л., Алексеев С.С., Сальников В.П. и др.
Целью данной работы является полное и всестороннее раскрытие темы «Правосознание и правовая культура». Конкретными задачами работы являются: анализ понятия и структуры правосознания, рассмотрение видов, уровней, роли правосознания в жизни общества, раскрытие понятия правовой культуры общества и личности.
1.
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
ПРАВОСОЗНАНИЯ
Мир правовой действительности, представленный в виде правовых норм, отношений, ответственности, законности, правопорядка, правосудия и т.д. воспринимается людьми через специфическую форму или вид, общественного сознания, называемого правосознанием. Сам термин «правосознание» образован соединением двух слов: право и сознание. В традициях нормативной трактовки права можно ограничиться его пониманием в качестве системы формально-определенных государственно-обязательных норм, опирающихся на силу государственного принуждения.
Сознание – это специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения действительности.1
Основные формы человеческого сознания определяются спецификой отражаемых объектов или сферами общественной жизни. Например, сознание, направленное на освоение экономики или политики образует соответствующие формы общественного сознания в виде экономического или политического осознания действительности. Таким образом, правосознание – одна из форм общественного сознания, являющего особым способом идеального отражения и духовного освоения правовой действительности.
Специфика
правосознания — в его
Так,
уже на эмоциональном уровне у
субъекта правосознания складываются
различные правовые чувства — чувство
справедливости, вины, чувство страха
наказания и т.д.
Более осмысленный и обобщенный характер носят правовые образы и представления, выражающие итоги субъективного виденья, восприятия и осознания тех или иных реальных или воображаемых правовых ситуаций, сцен, отношений (образные представления о правовых конфликтах, совершении преступлений и ответственности за него, задержании преступника, суде и т.д.).
Так,
правовой принцип равенства нашел
свое выражение в чувственно-
Итак, отражение и освоение мира правовых явлений в правосознании происходит в форме идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений и переживаний, возникающих у людей сугубо в качестве элементов правосознания. Именно данные компоненты формулируют знание о праве и отношение к нему личностей и общества.
В качестве явления общественной жизни правосознание имеет свои характерные черты.
1. Знания о праве, оценка его состояния, роли в жизни общества в значительной мере определяются состоянием экономики и материальными условиями социального бытия. Это означает, что экономические интересы классов, социальных слоев и отдельных личностей приобретают форму юридических мотивов и выражаются в виде детерминированных экономикой политико-правовых воззрений и оценок. Правовые идеи и чувства являются продуктами материального бытия общества.
2.
Правосознание всегда имеет
Однако ценность правосознания заключается и в его общечеловеческом содержании. Принципы законности, справедливости, гуманизма относятся к числу вечных человеческих ценностей и составляют нравственный фундамент межгосударственного правосознания.
3. Правосознание теснейшим образом связано с сознанием политическим и нравственным. В реальной жизни оно выступает как своеобразный нравственно-политический и правовой сплав идей и эмоций. Это объясняется единством государства и права в обществе и глубоким нравственным смыслом их существования. По Гегелю, идея свободы, реализуясь в мире, выражается в нравственности, государстве и праве.3 И.А. Ильин относит массовое правосознание к числу основных признаков государства. По его определению, государство есть «множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания».4 Правосознание выступает как выражение сознания политического в категориях прав и обязанностей юридического, а также в большинстве случаев, и нравственного характера, раскрываемых в оценочных понятиях: законного и незаконного, справедливого и несправедливого, нравственно и юридически оправданного и наоборот.5 Все это свидетельствует о том, что политическое сознание выражается в правосознании как в одной из своих форм и играет по отношению к нему ведущую роль. В свою очередь правосознание и мораль оказывают весьма существенное воздействие на политическое сознание, ориентируя его развитие на правовые и нравственные ценности. Политическое сознание, таким образом, приобретает черты легитимности и нравственной оправданности. правосознание же всегда политически значимо и нравственно ориентировано. В нем юридически и нравственно осознаются и оцениваются цели и средства политики.
4. Правосознание имеет оценочный и в то же время нормативный характер. Оно оценивает правовое бытие через призму категорий законного и незаконного, справедливого и несправедливого, морального и аморального и т.д. Содержащиеся в нем мнения о ценности правовых явлений ориентируют людей в их жизнедеятельности. Оценочное отношение людей к праву, содержащееся в правосознании, выступает одной из форм его нормативности. Разумеется нормативность правосознания не тождественна нормативности правовых норм. Последняя выступает как безусловная, опирающаяся на возможность государственного принуждения, обязательность содержащихся в нормах велений. Правосознание и его содержание такой обязательностью не обладает. Оно может лишь «призывать», ориентировать личность в ее познавательной и практической деятельности, оставляя ей простор и субъективные возможности самовыражения свободной воли.
Следует
различать нормативность
Нормативность же правосознания имеет познавательно-оценочный характер и не влечет за собой формально-определенных, юридически закрепленных последствий. Правосознание нормативно, поскольку его идеи, принципы и установки могут служить непосредственной основой практического поведения личности, а с другой стороны, воплощаясь в нормах права, они опосредованно влияют на жизнь общества.6
Основными
аспектами изучения структуры правосознания,
как и структуры всего
Структура правосознания, рассмотренная в гносеологическом аспекте, состоит из двух уровней отражения правовой действительности: правовой идеологии и правовой психологии.7
Правовая идеология предстает в виде системы идей, взглядов, теорий о сущности, социальном назначении права, о возможностях его использования для решения социальных проблем. Это концептуальное, теоретическое отражение потребностей и интересов людей, получившее выражение в юридических понятиях и категориях. Ее признаками являются:
1. Концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей классов и социальных групп.
2. Выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами)
3.
Целеустремленная направленность правовой
идеологии к реализации своих возможностей
через различные формы сознания, чтобы
стать мотивом практической деятельности
класса, народа.8
Правовая идеология характеризуется системностью
и в значительной степени научностью,
ибо она претендует на теоретическое
воспроизведение и выражение представлений
о праве и закономерностях правовой
жизни общества. Правовую идеологию всегда
можно обнаружить в конкретных письменных
документах (послания президента, программы
реформ, призывы и установки политических
партий) или устных заявлениях профессиональных
политиков. Ее назначение – обосновать,
защитить в убедительной форме научных
взглядов, теорий наиболее значимые,
классовые правовые интересы, возвести
их в ранг официальной правовой политики.
Следует отметить, что научность любой идеологии определяется степенью ее истинности, глубиной познания истины объекта, представленного в виде закономерностей отражаемых явлений. Правовая идеология научна тогда, когда ее идеи, гипотезы и теории, выраженные в понятиях и категориях юриспруденции, соответствуют социальному прогрессу, оказывают практическую пользу эффективному правовому регулированию. Однако каждый класс, каждый социальный слой или группа объединенных общностью коренных интересов людей стремится выразить в форме юридических понятий и категорий свои претензии на власть, привилегии. Следовательно, правовая идеология несет в себе груз классовых, групповых предрассудков, становясь в этом смысле иллюзорной.
Правовая идеология, в итоге, есть всегда заинтересованное отражение и закрепление в теоретической форме социальных потребностей и интересов. Она является основой и ведущим пластом правосознания. В советский период практически до 60-х годов правовая идеология рассматривалась в качестве единственного компонента в содержании правосознания.
Правовая психология – второй структурный элемент правосознания. Она представляет собой систему чувств, эмоций, настроений и переживаний, возникающих у людей под действием права, по поводу правовой действительности. Отличительные черты правовой психологии состоят в ее неустойчивости, спонтанном характере развития и в эмоциональной насыщенности. Явления правовой психики общества, макро- и микрогрупп, а также отдельных личностей, проявляются в эмоционально-чувственном реагировании на правовую среду, в возникновении более или менее устойчивых настроений, чувств, привычек, традиций вытекающих из правового осознания действительности.9