Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:25, курсовая работа
Целью данной работы является полное и всестороннее раскрытие темы «Правосознание и правовая культура». Конкретными задачами работы являются: анализ понятия и структуры правосознания, рассмотрение видов, уровней, роли правосознания в жизни общества, раскрытие понятия правовой культуры общества и личности.
Введение
1. Понятие и структура правосознания
2. Виды, уровни и роль правосознания в жизни общества
3. Правовая культура общества и личности
Заключение
Список литературы
Наряду с «суммативным» подходом к понятию правовой культуры существует и успешно развивается другой научный подход, который можно назвать «деятельностным». Он выражается в рассмотрении данного явления через призму человеческой деятельности в сфере права, интеллектуальные и творческие возможности личности, обеспечивающие ее правомерное и эффективное поведение.
Это позволяет определить правовую культуру личности как обусловленные правовой культурой общества степень и характер ее прогрессивно-правового развития.
Правовая культура общества и личности тесно связаны и взаимодействуют с правосознанием. И это позволяет иногда ее определять как высший уровень или степень правосознания. Однако это чрезмерно упрощает понятие правовой культуры и ее структуру. Правосознание в его особом качественном состоянии выступает только одним из элементов и показателей правовой культуры. Наряду с ним культура определяется состоянием юридический учреждений, стилем и методами их деятельности, законодательством и практикой его реализации, взятыми под углом зрения ценностей и достижений прогрессивного развития общества.
Возможно, дальнейшее развитие «деятельностного» подхода в изучении правовой культуры может сосредоточиться и плодотворно проявить себя при анализе отдельных видов юридической деятельности.
В
науке под юридической
В этой связи выделяются такие основные виды юридической деятельности как: правотворческая, правоприменительная, интерпретационная, контрольная, учредительная, и координационная виды деятельности. Правовая культура, опосредуя и вплетаясь в качестве навыков, умений, и всей совокупности профессионального опыта (знания, установки, ориентации)в конкретные виды юридической деятельности, сообщает ей черты законности, справедливости и эффективности. Именно поэтому в настоящее время остро стоит вопрос повышения и совершенствования культуры правотворчества и правоприменения в качестве основных, ведущих видов юридической деятельности. Все остальные виды юридической работы (интерпретационная, контрольная, учредительная и координационная) как бы вытекают из первых двух, конкретизируя и развивая правотворчество и применение права.
Культура правотворчества предполагает использование в правотворческом процессе всех достижений материальной и духовной культуры общества, ориентацию деятельности по разработке и введению в действие правовых норм на систему выработанных человечеством правовых ценностей. Это требует разработки и практического применения в правотворческой деятельности средств и достижений законодательной техники и науки, профессиональных знаний и опыта создания наиболее совершенных по форме и содержанию источников права. Основной проблемой здесь выступает культура законодательной деятельности, выражающаяся в ориентации всей законотворческой работы на идеалы и достижения общечеловеческой и правовой культуры. Конкретно культура правотворческой деятельности выражается в высокопрофессиональной, грамотной работе парламентариев, то есть членов представительных органов, в использовании достижений правовой науки и парламентской практики, совершенстве языка и стиля нормативных актов и их соответствии актуальным потребностям общественного развития в соответствии с идеалами социального прогресса.
Культура правоприменения представляет собой систему идеальных требований и материализованных в правоприменительной деятельности результатов властной реализации права, соответствующих высшим идеалам и ценностям общества. Культура правоприменения это достаточно сложное и емкое явление. Она обусловлена культурой применяемых правовых норм, ибо трудно ждать прогресса и ценностного характера правоприменения, если созданные и подлежащие применению нормы права не соответствуют интересам населения страны и правовым ценностям общества.
Правоприменительная культура как сложное и комплексное явление может быть представлена в качестве отдельных разновидностей. В этом смысле можно различать культуру следственных действий, культуру правосудия, культуру искового производства и т.д. В данных понятиях выражается специфика компетенции субъектов правоприменения и особенности процедуры юридической деятельности.
Как и правосознание, правовая культура может быть представлена в трех основных видах: массовая, групповая и индивидуальная.
Массовая правовая культура выглядит как качественное состояние в масштабах всего общества процессов правопонимания, правотворчества и правореализации, а также правовых учреждений, взятых под углом зрения их соответствия правовым ценностям человечества и идеалам прогрессивного развития. Массовое состояние правовой культуры общества определяется двумя основными факторами:
-
уровнем и степенью развития
накопленных обществом
- культурой юридически значимой деятельности людей в правовой сфере. Последняя показывает, насколько накопленная обществом материальная и духовная культура воплощается в их практической жизни, насколько глубоко население страны освоило право в повседневной действительности.
Групповая культура проявляется на уровне микро- и макрогрупп, образующих социокультурную структуру общества. Она показывает степень и уровень освоения права классами, социальными слоями, учебными и трудовыми коллективами людей. Наиболее ярко это выражается в степени и глубине правовых знаний, сложившихся правовых ориентациях, стиле и методах юридической деятельности, культивируемых в данной социальной среде.
Индивидуальная
правовая культура выражается в качестве
степени и характере
Особой разновидностью правовой культуры выступает культура профессиональная. Это правовая культура юристов-профессионалов, характеризующаяся высоким уровнем правовых знаний и пониманием закономерностей правовой жизни общества, навыками и умениями грамотного осуществления юридической деятельности, ориентациями на идеалы прогрессивного развития и ценности человеческой культуры. Профессионализм юридической культуры выражается в мастерстве, творчестве, нравственно-правовой обоснованности актов практического поведения и деятельности в сфере права.
Правовая
культура, как и правосознание, выполняет
определенные функции в жизни
общества. В науке, в частности, называются
следующие функции: познавательно-
Как правосознание, так и правовая культура определяются в своем существовании и развитии двумя основными факторами: юридической практикой и правовым воспитанием. Юридическая практика выступает объектом правового отражения, критерием истинности правовых идей, взглядов, теорий, чувств, и ориентацией субъектов правосознания и правовой культуры. возникающие на основе практики правотворчества и правореализации социальные потребности вызывают к жизни явления правосознания и культуры и определяют их направленность и конкретную роль в жизни общества.. особым элементом юридической практики выступает правовое воспитание общества и личности. Данный пласт практики специализируется на развитии и совершенствовании правосознания и правовой культуры.
Под системой правового воспитания следует понимать совокупность всех основных частей, элементов правовоспитательного процесса, обеспечивающих его определенный порядок и организацию. В целом, система правового воспитания есть процесс передачи, накопления и усвоения правовой информации, обеспечивающий необходимый уровень правовых знаний субъектов и их законопослушное поведение.
Формами правового воспитания выступают правовое обучение, пропаганда знаний о праве и юридической практике, самообразование. Это своеобразно оформленные и организационно выделенные группы однородных по своему внутреннему содержанию действий, в рамках которых происходит правовое обучение и воспитание. Конкретными средствами правовоспитательной деятельности являются: учебные и пропагандистские лекции, консультации, беседы, тематические вечера, кружковая работа и т.д. Субъектами такой деятельности могут быть, в первую очередь, носители профессионального правосознания и культуры: юристы, работники юридических и правоохранительных учреждений, представители юридической науки и практики. немалую роль играют также телевидение, радио, художественная литература, газеты, журналы и пр.
Основная задача правового воспитания состоит в ликвидации юридической неграмотности, преодолении правового нигилизма и прочих негативных явлений правосознания и культуры, в обеспечении формирования у граждан и должностных лиц уважительного отношения к праву, законности и социальной ценности прочного правового порядка. Поэтому все современные цивилизованные государства озабочены необходимостью создания эффективной системы правового воспитания населения страны и используют самые разнообразные формы и средства правовоспитательной работы.
К этому следует добавить, что не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.
Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм в его многообразных проявлениях и формах — от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного игнорирования и отрицания. Правовой нигилизм — это всегда и государственный нигилизм, поскольку отрицание права включает в себя по существу и отрицание государства как правовой организации публичной власти.
Правовой
нигилизм получил широкое
По словам выдающегося русского юриста XIX в. Б.Н. Чичерина, в России веками господствовало «общее крепостное состояние сословий», включая и дворян. Впервые в истории России император Петр III своим указом от 18 февраля 1762 г. о дворянской вольности освободил дворян от обязательной государственной службы. Вслед за этим Екатерина II в 70-х — 80-х годах XVIII в. признала за дворянами некоторые другие гражданские права и свободы, включая право частной собственности. Потребовалось еще сто лет, чтобы от крепостной зависимости была (при Александре II в 1861 г.) освобождена основная часть российского населения — крестьянство.
Причем
освобождение это произошло без
наделения крестьян землей (вместо
этого действовала система
Известный дореволюционный юрист К.Д. Кавелин в 40-х годах XIX в. одним из первых заметил, чго в российской истории личность постоянно заслонялась семьей, общиной, государством. Б.А. Кистяковский в своей статье «В защиту права» (1909 г.), в частности, писал: «Притупленность правосознания
русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом застарелого зла — отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа».
Правовой нигилизм имел весьма широкое распространение, и даже такой критик царизма, как А.И. Герцен, в духе идей русского общинного социализма трактовал отсутствие начал права в русской общественной жизни как нечто положительное, как некое преимущество России перед Западом в движении к будущему справедливому строю.
Славянофилы и вовсе отрицали саму постановку вопроса о правовых гарантиях свободы личности против царского самодержавия и произвола властей. «Гарантия не нужна! Гарантия есть зло», — утверждал К.С. Аксаков.