Правосознание и правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является полное и всестороннее раскрытие темы «Правосознание и правовая культура». Конкретными задачами работы являются: анализ понятия и структуры правосознания, рассмотрение видов, уровней, роли правосознания в жизни общества, раскрытие понятия правовой культуры общества и личности.

Содержание

Введение
1. Понятие и структура правосознания
2. Виды, уровни и роль правосознания в жизни общества
3. Правовая культура общества и личности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

     Наряду  с «суммативным» подходом  к  понятию правовой культуры существует и успешно развивается другой научный подход, который можно назвать «деятельностным». Он выражается  в рассмотрении данного явления через призму человеческой деятельности  в сфере права, интеллектуальные и творческие возможности личности, обеспечивающие ее правомерное и эффективное поведение.

     Это позволяет определить правовую культуру личности как обусловленные правовой культурой общества степень и характер ее прогрессивно-правового развития.

     Правовая  культура общества и личности тесно  связаны и взаимодействуют с правосознанием. И это позволяет иногда ее определять как высший уровень или степень правосознания. Однако это чрезмерно упрощает понятие правовой культуры и ее структуру. Правосознание в его особом качественном состоянии выступает только одним из элементов  и показателей правовой культуры. Наряду с ним культура определяется состоянием юридический учреждений, стилем и методами их деятельности, законодательством и практикой его реализации, взятыми под углом зрения ценностей  и достижений прогрессивного развития общества.

     Возможно, дальнейшее развитие «деятельностного» подхода в изучении правовой культуры может сосредоточиться  и плодотворно проявить себя при анализе отдельных видов юридической деятельности.

     В науке под юридической деятельностью  принято понимать лишь такую опосредованную правом трудовую, управленческую, государственно-властную деятельность компетентных органов, которая нацелена на выполнение общественных задач и функций (создание законов, осуществление правосудия, конкретизация права, и т.п.) и удовлетворение тем самым как общесоциальных, групповых, так и индивидуальных потребностей и интересов.21

     В этой связи выделяются такие основные виды юридической деятельности как: правотворческая, правоприменительная, интерпретационная, контрольная, учредительная, и координационная виды деятельности. Правовая культура, опосредуя и вплетаясь в качестве навыков, умений, и всей совокупности профессионального опыта (знания, установки, ориентации)в конкретные виды юридической деятельности, сообщает ей черты законности, справедливости и эффективности. Именно поэтому в настоящее время остро стоит вопрос повышения и совершенствования  культуры правотворчества и правоприменения в качестве основных, ведущих видов юридической деятельности. Все остальные виды юридической работы (интерпретационная, контрольная, учредительная и координационная) как бы вытекают  из первых двух, конкретизируя  и развивая правотворчество и применение права.

     Культура  правотворчества предполагает использование  в правотворческом процессе всех достижений материальной и духовной  культуры общества, ориентацию деятельности по разработке и введению в действие правовых норм на систему выработанных человечеством правовых ценностей. Это требует разработки и практического применения в правотворческой деятельности средств и достижений  законодательной техники и науки, профессиональных знаний и опыта создания наиболее совершенных по форме и содержанию источников права. Основной проблемой здесь выступает  культура законодательной деятельности, выражающаяся в ориентации всей законотворческой работы на идеалы и достижения общечеловеческой и правовой культуры. Конкретно культура правотворческой деятельности выражается в высокопрофессиональной, грамотной работе парламентариев, то есть членов представительных органов, в использовании достижений правовой науки  и парламентской практики, совершенстве  языка и стиля нормативных актов и их соответствии актуальным потребностям общественного развития  в соответствии с идеалами социального прогресса.

     Культура  правоприменения  представляет собой  систему  идеальных требований  и материализованных в правоприменительной деятельности результатов властной реализации права, соответствующих высшим идеалам и ценностям общества. Культура правоприменения это достаточно сложное и емкое явление. Она обусловлена  культурой применяемых правовых норм, ибо трудно ждать прогресса и ценностного характера правоприменения, если созданные и подлежащие применению нормы права не соответствуют интересам населения страны и правовым ценностям общества.

     Правоприменительная культура как сложное и комплексное явление может быть представлена  в качестве отдельных разновидностей. В этом смысле можно различать культуру  следственных действий,  культуру правосудия,  культуру искового производства и т.д.  В данных понятиях выражается специфика  компетенции субъектов  правоприменения и особенности процедуры юридической деятельности.

     Как и правосознание, правовая культура может быть представлена в трех основных видах: массовая, групповая и индивидуальная.

     Массовая  правовая культура  выглядит как  качественное состояние  в масштабах всего общества процессов правопонимания, правотворчества и правореализации, а также правовых  учреждений, взятых под углом зрения их соответствия  правовым ценностям  человечества и идеалам  прогрессивного развития. Массовое состояние правовой культуры общества определяется двумя основными факторами:

     - уровнем и степенью  развития  накопленных  обществом правокультурных ценностей  (правовые идеи, теории, законодательство, правосудие, законность, органы государства и т.д.);

     - культурой юридически значимой деятельности людей в правовой сфере. Последняя показывает, насколько накопленная  обществом материальная и духовная культура воплощается  в их практической жизни, насколько глубоко население страны освоило право в повседневной действительности.

     Групповая культура проявляется на уровне микро- и макрогрупп, образующих  социокультурную  структуру общества. Она показывает степень  и уровень освоения права классами, социальными слоями, учебными и трудовыми коллективами людей. Наиболее ярко это выражается в степени и глубине правовых знаний, сложившихся правовых ориентациях, стиле и методах юридической деятельности, культивируемых в данной социальной среде.

     Индивидуальная  правовая культура выражается в качестве  степени и характере прогрессивно-правового развития конкретной личности, обеспечивающих ее правомерное поведение. Ее показателями являются  качественное состояние правосознания  личности, добровольное сознательное исполнение правовых предписаний в процессах правовой деятельности.

     Особой  разновидностью правовой культуры выступает  культура профессиональная. Это правовая культура юристов-профессионалов, характеризующаяся высоким уровнем правовых знаний и пониманием закономерностей правовой жизни общества, навыками и умениями грамотного осуществления юридической деятельности, ориентациями на идеалы прогрессивного развития и ценности человеческой культуры. Профессионализм юридической культуры выражается в мастерстве, творчестве, нравственно-правовой обоснованности актов практического поведения  и деятельности  в сфере права.

     Правовая  культура, как и правосознание, выполняет  определенные функции  в жизни  общества. В науке, в частности, называются следующие функции: познавательно-преобразовательная, праворегулятивная, ценностно-нормативная, правосоциализаторская, коммуникативная и прогностическая. Нетрудно заметить, что все перечисленные функции можно отнести и к правосознания. Поэтому, думается, функции правосознания и правовой культуры в значительной мере совпадают. Это вытекает из их единства и взаимосвязи содержания.

     Как правосознание, так и правовая культура определяются в своем  существовании  и развитии двумя основными факторами: юридической практикой и правовым воспитанием. Юридическая практика выступает объектом правового отражения, критерием истинности правовых идей, взглядов, теорий, чувств,  и ориентацией субъектов правосознания и правовой культуры. возникающие на основе практики правотворчества  и правореализации  социальные потребности вызывают к жизни явления правосознания и культуры и определяют их направленность  и конкретную роль в жизни общества.. особым элементом юридической практики выступает правовое воспитание общества и личности. Данный пласт практики специализируется на развитии и совершенствовании правосознания и правовой культуры.

     Под системой правового воспитания следует  понимать совокупность всех основных частей, элементов правовоспитательного процесса, обеспечивающих его определенный порядок и организацию. В целом, система правового воспитания есть процесс передачи, накопления и усвоения правовой информации, обеспечивающий необходимый уровень правовых знаний субъектов и их законопослушное поведение.

     Формами правового воспитания выступают  правовое обучение, пропаганда знаний о праве и юридической практике, самообразование. Это своеобразно оформленные  и организационно выделенные группы однородных по своему внутреннему содержанию действий, в рамках которых происходит правовое обучение и воспитание. Конкретными средствами  правовоспитательной деятельности являются: учебные и пропагандистские лекции, консультации, беседы, тематические вечера, кружковая работа и т.д. Субъектами такой деятельности могут быть, в первую очередь, носители профессионального правосознания и культуры: юристы, работники юридических и правоохранительных учреждений, представители юридической науки и практики. немалую роль играют также телевидение, радио, художественная литература, газеты, журналы и пр.

     Основная  задача правового воспитания состоит  в ликвидации юридической неграмотности, преодолении правового нигилизма и прочих негативных явлений правосознания и культуры, в обеспечении формирования у граждан и должностных лиц уважительного отношения к праву, законности и социальной ценности прочного правового порядка. Поэтому все современные цивилизованные государства озабочены необходимостью создания  эффективной системы правового воспитания населения страны и используют самые разнообразные формы и средства  правовоспитательной работы.

     К этому следует добавить, что не все, что относится к области  права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

     Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм в его многообразных проявлениях и формах — от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного игнорирования и отрицания. Правовой нигилизм — это всегда и государственный нигилизм, поскольку отрицание права включает в себя по существу и отрицание государства как правовой организации публичной власти.

     Правовой  нигилизм получил широкое распространение  во многих странах. Глубокие корни правовой нигилизм пустил и в условиях российской действительности. Существенную роль при этом сыграли многовековые традиции всевластия деспотических правителей (от царей до большевиков) и бесправия народа.

     По  словам выдающегося русского юриста XIX в. Б.Н. Чичерина, в России веками господствовало «общее крепостное состояние сословий», включая и дворян. Впервые в истории России император Петр III своим указом от 18 февраля 1762 г. о дворянской вольности освободил дворян от обязательной государственной службы. Вслед за этим Екатерина II в 70-х — 80-х годах XVIII в. признала за дворянами некоторые другие гражданские права и свободы, включая право частной собственности. Потребовалось еще сто лет, чтобы от крепостной зависимости была (при Александре II в 1861 г.) освобождена основная часть российского населения — крестьянство.

     Причем  освобождение это произошло без  наделения крестьян землей (вместо этого действовала система общинного  владения землей — с большой зависимостью отдельного крестьянина от общины). Ключевой для России земельный вопрос не был решен ни при царе, ни при большевиках и до сих пор (при формальном провозглашении права частной собственности на землю) остается одной из важнейших и трудноразрешаемых задач всего процесса современных социально-экономических и политико-правовых преобразований в стране.

     Известный дореволюционный юрист К.Д. Кавелин  в 40-х годах XIX в. одним из первых заметил, чго в российской истории личность постоянно заслонялась семьей, общиной, государством. Б.А. Кистяковский в своей статье «В защиту права» (1909 г.), в частности, писал: «Притупленность правосознания

русской интеллигенции и отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом  застарелого зла — отсутствия какого бы то ни было правового порядка  в повседневной жизни русского народа».

     Правовой  нигилизм имел весьма широкое распространение, и даже такой критик царизма, как А.И. Герцен, в духе идей русского общинного социализма трактовал отсутствие начал права в русской общественной жизни как нечто положительное, как некое преимущество России перед Западом в движении к будущему справедливому строю.

     Славянофилы и вовсе отрицали саму постановку вопроса о правовых гарантиях  свободы личности против царского самодержавия и произвола властей. «Гарантия  не нужна! Гарантия есть зло», — утверждал К.С. Аксаков.

Информация о работе Правосознание и правовая культура