Правосознание и правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является полное и всестороннее раскрытие темы «Правосознание и правовая культура». Конкретными задачами работы являются: анализ понятия и структуры правосознания, рассмотрение видов, уровней, роли правосознания в жизни общества, раскрытие понятия правовой культуры общества и личности.

Содержание

Введение
1. Понятие и структура правосознания
2. Виды, уровни и роль правосознания в жизни общества
3. Правовая культура общества и личности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

     Рассмотренные негативные черты профессионального  правосознания, тем не менее,  не дают оснований  делать вывод о  каком-то общем  отрицательном и дестабилизирующем  его характере. Наоборот, профессиональное правосознание юриста в целом и в большинстве конкретных проявлений  выступает «нормальным», объединяющим и корректирующим фактором для всех иных  видов осознания правовой действительности.

     Правосознание вообще  как явление общественной жизни  играет весьма важную роль  в жизни общества. Это можно  проследить через призму  выполняемых им функций.

     Функции правосознания  представляют собой  направления его воздействия  на социальную жизнь, в которых проявляется его сущность и социальное назначение. В науке этот вопрос не получил однозначного решения. В различных литературных источниках  называются следующие функции:  познавательная, воспитательная, идеологическая, гносеологическая, прогностическая, моделирующая, регулирующая, оценочная и т.д.  Такая многозначная оценка роли правосознания не случайна. И.А. Ильин, например, через правосознание  рассмотрел вообще все  основные сферы политико-правовой жизни  общества: положительное  и естественное право,  уголовную вину, сущность и форму государства, аксиомы правосознания  и ряд других вопросов, продемонстрировав, таким образом,  гносеологическую  и практическую значимость  правосознания для государства и права.13

     К числу таких функций можно  отнести: познавательную, оценочную, регулятивную и воспитательную.

     Познавательная функция  правосознания выражается  в том,  что оно служит  объективным средством, исключительным инструментом отражения  и осознания  явлений правовой действительности. Через правосознание осуществляется повседневный, профессиональный и научный анализ  закономерностей правовой жизни общества во всех ее проявлениях, познается истинность самого права  и способов правового регулирования,  формулируются  научно-практические знания о праве.

     Процесс познавательной деятельности  в  сфере права позволяет субъектам одновременно формулировать свое оценочное отношение к действующему законодательству и практике его правотворчества и реализации. Отсюда познавательная функция правосознания тесно связана с оценочной.

     Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и целей деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.14

     Оценочная функция правосознания  выражается в его способности служить  средством определения степени  полезности правовых явлений для практической жизнедеятельности людей. Оценочный процесс осуществляется параллельно  с познавательным, и выглядит как измерение права и юридической деятельности через призму категорий правомерного  и неправомерного, законного и незаконного, справедливого и несправедливого. Оценочная деятельность как бы придает законченный характер познанию права, нацеливает юридические знания на решение практических задач  в соответствии с осознанными человеческими интересами. Исключительно важное значение имеет правосознание, сориентированное на идеалы добра, справедливости, гуманизма, права и свободы граждан.

     Правосознание, как отмечается в литературе, способствует формированию следующих основных видов оценочных отношений:

     - к праву в целом (его принципам, нормам, институтам);

     - к правовому поведению окружающих  и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам);

     - к правоохранительным органам  (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции);

     - к своему собственному поведению  (самооценка).15

     Оценить право или нормативную ситуацию означает соотнести их со своими желаниями и настроениями, измерить собственным жизненным опытом и сформировать свое субъективное отношение. Результатом этого является формирование ценностно-ориентационного отношения в сфере права, что позволяет данную функцию правосознания иногда называть ценностно-ориентационной.

     В результате практической реализации ценностного  отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование – интеллектуально-эмоционально-волевое, именуемое правовой установкой. Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентации, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентации. Соответственно правовая ориентация – это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.16

     Регулятивная функция правосознания является логическим продолжением  и конкретизацией ценностно-ориентационного  отношения субъекта к явлениям правовой деятельности. Ее содержанием выступает осознанное поведение личности в виде саморегулирования собственных поступков и совершения актов юридически значимой деятельности. Правосознание как одно из социально-правовых явлений обладает безусловным нормативным характером. Это означает, что правовые взгляды, идеи, чувства и ориентации, составляющие его содержание, обладают типичностью, всеобщностью, повторяемостью, упорядоченностью воздействия в человеческом сознании и поведении, и, таким образом, управляют деятельностью людей.

     Разумеется, что регулятивный характер правосознания  не тождествен регулятивности правовых норм. Последние являются продуктом государственной воли, являются обеспеченными средствами государственного принуждения и формально-определенными регуляторами общественных отношений.

     Воспитательная  или идеологическая функция правосознания  проявляется в том, что оно выступает элементом духовной культуры общества и личности, служит идейно-психологическим средством воспитания сознательного и ответственного отношения людей к жизни. Правосознание в различных  его видах (индивидуальное, групповое, массовое) аккумулируют в себе идеи, взгляды, теории о политико-правовой действительности, пропагандирует правовые знания, а также может целенаправленно агитировать  за определенные юридические ценности  и стандарты поведения. Бесспорна  и значима его роль в качестве средства сдерживания человеческого эгоизма и пропаганды правомерного образа жизни.

     Регулятивная  функция правосознания осуществляется посредством правовых установок  и ценностно-правовых ориентации, синтезирующих  в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения.17

     Правовая  подготовка людей не исчерпывается  их формальными юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться.

     Экспериментальные исследования правосознания различных групп и слоев населения показали, что центральным компонентом правосознания, определяющим соответствие поведения (деятельности) нормам права, являются ценностные отношения к закону.18

     Все функции правосознания проявляют  себя в нерасторжимом единстве: их нельзя ни отрывать друг от друга, ни противопоставлять. Они представляют собой взаимосвязанные основные способы его формирования и реализации.

     Действительная  же роль правосознания в жизни  общества выходит за рамки четырех  рассмотренных функций и проявляется также в правотворчестве, правовом прогнозировании, моделировании правовых ситуаций и т.д. И это еще убедительно подтверждает ту мысль, что правосознание является одной из важнейших сфер бытия права. 
 
 
 
 
 

3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА  ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ 

     Современное состояние проблемы заставляет рассмотреть  исходные предпосылки и принципы формирования теории правовой культуры, проанализировать последнюю как объект изучения и типы знаний об этом объекте, определить круг изучаемых вопросов правового культурологического знания, остановиться на соответствующих концепциях и подходах.

     При этом речь пойдет не столько о конкретных явлениях правовой культуры, сколько  об обобщенной характеристике процесса формирования знаний о правовых культурных ценностях, анализе той системы средств, благодаря которой упомянутые ценности реализуются в условиях становления гражданского общества и формирования правового государства.

     Обратившись к общей характеристике современной  культуры, можно сразу же заметить, что сегодня в сфере гуманитарных наук, наверное, трудно найти другое явление, которое породило бы такое же обилие самых противоречивых толкований и концепций, как культура.

     Вместе  с тем, социологические и философские  исследования, имеющие отношение  к вопросу, позволяют определить основные направления правовой культурологии, сосредоточить внимание на показе развития всего социального организма правовой культуры.

     Имеющиеся в мировой науке подходы к  культуре оказывается возможным свести к трем группам: 1) антропологические, 2) социологические, 3) философские. При антропологическом подходе культура понимается в качестве совокупности всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа. Социологический подход трактует ее в виде совокупности духовных ценностей: здесь культура выступает как компонент общественной жизни. И, наконец, при философском подходе культура рассматривается среди явлений, выделяемых чисто аналитически, не связанных с общественным развитием. 

     Положительной стороной первого подхода является его широта, поскольку культура рассматривается как проявление самых разнообразных сторон и сфер общественной жизни. Его достоинство становится еще более очевидным при сравнении с довольно распространенной и сегодня практикой узкого и в большинстве случаев ситуативного употребления понятий «культура» и «правовая культура». Однако широкому подходу присущи и серьезные недостатки. Он ориентирован лишь на суммативную, механическую фиксацию объективированных в соответствующих продуктах человеческой деятельности ее результатов. Кроме того, характеризуя эти результаты как ценности, предлагаемый подход не позволяет сформулировать достаточно четкие критерии для определения того, что следует считать ценностями. Ограничиваясь им, нельзя вычленить правовые ценности, без которых невозможно понять правовую культуру.

     Играя определенную позитивную роль в процессе развития ценностных представлений  о культуре, обозначенный подход должен быть дополнен двумя другими способами  анализа данного социального  явления. Один из них проявляется в осознании культуры как процесса творческой деятельности, другой — как специфического способа человеческой деятельности. Общим для них является деятельностная интерпретация культуры, хотя способы этой интерпретации далеко не тождественны. В первом случае культура анализируется через процессы духовного производства, функционирования и совершенствования человека. Представители второй концепции предлагают общую модель культуры как универсального свойства общественной жизни.

     Разные  цели, к достижению которых стремились представители каждой из этих концепций, обусловили как особенности научных поисков, так и своеобразие практической ориентации. Личностный план анализа культуры закономерно определил тяготение к аксиологическому подходу, первостепенное внимание к сфере идеологии и гуманистики. Это обстоятельство имело и имеет большое значение в связи с широко распространившимися в последние годы технократическими «перекосами». Жизнь жестоко наказывает за технократический снобизм и самоуверенность. Культурология призвана создавать действенное противоядие позитивистскому технократическому мышлению, пустившему глубокие корни в сознании научно-технической интеллигенции, юристов, хозяйственных работников, не исключая и парламентариев. Само время, наша практика все чаще выдвигают требование подвергнуть каждое экономическое, юридическое, хозяйственное, техническое решение, каждую концепцию, каждый проект законодательного акта своего рода гуманистической экспертизе, выявить их глубинный человеческий смысл и направленность. Если они не «работают» на человека, то не имеют и права на существование.

Информация о работе Правосознание и правовая культура