Правосознание и правовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является полное и всестороннее раскрытие темы «Правосознание и правовая культура». Конкретными задачами работы являются: анализ понятия и структуры правосознания, рассмотрение видов, уровней, роли правосознания в жизни общества, раскрытие понятия правовой культуры общества и личности.

Содержание

Введение
1. Понятие и структура правосознания
2. Виды, уровни и роль правосознания в жизни общества
3. Правовая культура общества и личности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

     Это могут быть чувства удовлетворения или неудовлетворения правосудием, состоянием законности, реализацией прав и обязанностей, а также более сложные психологические явления  в виде привычек, настроений и установок, определяющих готовность реагировать  на соответствующую правовую ситуацию.

     Явления правовой психологии несут на себе печать  эмоциональной окрашенности,  выражая тем самым обыденные оценки людей правовых идей  и юридической практики. Это мир первичных, крайне неустойчивых и подвижных реакций людей, окрашенных их переживаниями и отношением к правовой действительности. Они проявляются  на митингах и собраниях граждан, а также в их повседневном общении в виде разговорных оценок, поведенческих актов, суждений по различным юридическим вопросам. вместе с тем в структуре  социально-правовой психики  имеются компоненты, обладающие известной стабильностью и консерватизмом; таковы привычки , традиции, предрассудки и убеждения. Они создают атмосферу живучести, национально-исторических представлений о самобытности правовой психологии у отдельных народов. Например, в поговорку превратились  представления о немецком педантизме.

     Это свидетельствует о сложности  и неоднозначности структурных  элементов правовой психологии  и ее эмпирическом характере  происхождения. Эмпирика ее состоит в том, что это повседневные обычные чувства, настроения, переживания людей, реальных участников правовой жизни. В этом смысле явления правовой психики первичны по отношению к правовой идеологии. На уровне правовой психологии происходит первичное впечатление и оценка юридической практики и принципов законодательства, которые впоследствии рационально истолковываются и приобретают идеологическое обоснование. В реальной жизни возможен и обратный процесс, когда идеологические ценности и стандарты определяют отношение личности к правовой действительности, накладывая на явления права своеобразные идеологические клише, относя их к тем  или иным уже известным идеологическим стандартам.

     В идеале, конечно же, желательно такое  положение, когда правовая идеология своей системой идей, теорий была бы первичной, исходной для формирования  правовой психики. Будучи теоретически осмысленной и концептуально сформированной, правовая идеология ведет за собой развитие психологии, способствуя возникновению чувств и эмоций вполне конкретной направленности.

     Итак, правосознание есть форма идейно-психологического отражения и освоения правовой действительности  через систему нормативно-оценочных  представлений и суждений людей о природе и закономерностях  правовых явлений. 
 
 
 
 
 

2. ВИДЫ, УРОВНИ И  РОЛЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ  В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 

     Виды  правосознания определяются его  субъектами, носителями и творцами различных форм осознания правовой действительности. В этой связи выделяются  три основных вида правосознания: общественное, групповое и индивидуальное. Данное деление основывается на признаке различной степени социальной общности.

     Общественное  или массовое правосознание  представляет собой наиболее абстрактное  выражение правосознания вообще. Это исторически сложившаяся на основе общности культурно-национальных особенностей развития система правовых идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений и переживаний, характерных для данного общества в целом. Очевидно, что показателями общественного правосознания являются: исторически сложившийся настрой данного общества по отношению к праву; национально-культурные оценки, в том числе «максимы, мифы и предрассудки» в воззрениях на право; культивируемая в обществе система правовых ценностей; характерные для данного общества правовые принципы и идеи, воплотившиеся в основных его учреждениях и институтах. Несмотря на абстрактный характер, общественное правосознание всегда «заземлено» и генетически привязано к национально-историческим особенностям культуры, религии и социальной структуры конкретного государства и общества. Это позволяет нам говорить о российском правосознании, американском, немецком и т.д. Следовательно, каждый государственно-организованный народ имеет свое социально неповторимое общественное правосознание. Применительно к российскому общественному правосознанию можно, например, говорить о таких его основных чертах как  многонациональный характер, исторически сложившаяся  идея ориентации на благо социальных общностей и отсутствие личностной суверенизации, критически недоверчивое отношение к праву и его роли в жизни общества, ассимиляция в правовой системе западных и восточных идей при преобладающем тяготении к ценностям континентальной  системы права и т.д. Здесь следует возразить против одного из культивируемых  в отечественной литературе «мифов» о несформированности российского правосознания и якобы более яркой характерной его черте, выражающейся  в господстве  идеи правового нигилизма. Думается, что мысль о несформированности российского правосознания и правовом нигилизме в качестве его ведущей черты воспринята и воспроизводится  без достаточной критической оценки. Подобные представления отчасти являются  продуктом художественной сатирической литературы (А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов,  и др.), а с другой стороны отражают либеральную и революционно-демократическую тенденцию российской интеллигенции, которая всегда была в оппозиции царскому правительству, административно-командной системе советской России, да и в значительной степени  сегодняшнему политическому режиму. Идеологическое противостояние между «западниками» и «славянофилами» также стимулировало популярность  концепции об ущербности  отечественного правосознания.

     Вместе  с тем известно, что российская  общественно-политическая и правовая мысль  породила  так называемую «государственную» (или юридическую) школу в историографии (Б.Н. Чичерин, А.Д. Градовский, К.Д. Кавелин), подчеркивающую особую роль государства в формировании  источников русского права. Широта научных воззрений, оригинальность в трактовке  проблем  теории права в дореволюционной научной литературе России и сегодняшнее состояние отечественной научной мысли  не дают оснований говорить об ущербности российского правосознания.

     Групповое правосознание представлено в макро- и микрогруппах, составляющих национальную, классовую, социокультурную, производственную структуру общества. Эта система  правовых идей, теорий, взглядов, чувств и настроений, являющихся характерными  для данных социальных общностей, выражающих их преимущественный настрой по отношению к праву, его коллективные оценки. Такое значение имеют правовые воззрения классов, наций, народностей, трудовых и даже временных коллективов, в которых сложилась некая психологическая общность оценок правовой действительности. Здесь следует подчеркнуть особую роль классового правосознания, представленного в виде правосознания рабочего класса, крестьянства, буржуазии и т.д. В истории общественного развития эти виды коллективного  правосознания часто служили идеологическими источниками революционной ломки и реформ национальных правовых систем.

     Не  менее важную роль играет  в жизни общества правосознание  малых групп: трудовых коллективов, общественных организаций, учебных групп, пенсионеров и т.д. оно представляет собой своеобразный идейно-психологический срез индивидуального и общественного правосознания  в коллективной жизнедеятельности людей. Это сложившиеся  на основе групповой сплоченности и общности интересов правовые взгляды и оценки правопорядка, законности, правосудия, правовых институтов и учреждений общества, культивируемые в данной группе. Из этого объективно сложившегося или  сознательно сформированного комплекса правовых воззрений и оценок члены группы черпают свои представления о праве, к этому усредненному правосознанию они прибегают для аргументации мотивов  своего отношения  к праву и своего поведения. Важными показателями группового правосознания  являются микроклимат законности, установки правомерного поведения, образы и стандарты типичного поведения членов группы. Следовательно, групповое правосознание  выглядит как своеобразное  звено, опосредующее  индивидуальное и  общественное правосознание. При помощи его  осуществляется социализация индивидуальных правосознаний, формируется определенное отношение индивидов  к законодательству и правовой действительности.

     Индивидуальное  правосознание, с одной стороны, есть конкретизированное выражение общественного и группового правосознания в мировоззрении отдельной личности, а с другой стороны, является индивидуально неповторимой, усвоенной индивидом суммой правовых знаний, идей и концепций, а также соответствующих правовых чувств, настроений и ориентаций, определяющих отношение конкретного человека к  праву и правовой действительности. Существование индивидуального правосознания  в советский период отрицалось практически до середины 60-х годов. Очевидно, что это результат господствовавшей в то время установки на примат общества над личностью, общественного над индивидуальным.

     Индивидуальное  правосознание, безусловно, несет в  себе общественное содержание, поскольку оно формировалось на основе общественного  бытия и в определенной  правовой атмосфере, создаваемой общественным сознанием и правовой жизнью эпохи. Вместе с тем в нем проявляются  особенности  воспитания и образования личности, индивидуальной и коллективной, опыт ее поведения в правовой сфере, субъективно сформировавшиеся взгляды, оценки и ориентации. Оно может быть масштабным и ограниченным, компетентным и обыденным, пробельным и деформированным, демонстрируя тем самым индивидуально неповторимый мир правовых ценностей отдельно взятой личности. Вот почему особо остро и актуально звучит проблема профессионального образования и воспитания студентов – будущих юристов. Субъективно усвоенный ими «багаж» правовых знаний должен быть сориентирован  на вечные и общечеловеческие идеалы, ценности и представления о гражданском и профессиональном долге.

     Если  общественное, групповое и индивидуальное правосознание характеризует его виды, то обыденное, профессиональное и теоретическое  раскрывают уровни формирования и функционирования. Виды правосознания, таким образом, определяются субъектами, составляющими социальную структуру общества, в то время как уровни показывают степень и качество его сформированности. Точнее говоря, уровень правосознания определяется глубиной, полнотой и способом  отражения правовой жизни в общественном сознании.

     Обыденное правосознание представляет собой  такую совокупность правовых взглядов и соответствующих им психологических  форм, которые непосредственно на базе  повседневного опыта людей  отражают общественное бытие и правовые явления.

     Основными его чертами являются: массовость, эмпирический характер и не всегда достаточная компетентность. Обыденное правосознание означает повседневное познание правовой действительности самыми широкими народными массами, коллективами и конкретными людьми. Это наиболее распространенные  и первичные  правовые воззрения людей на состояние законодательства, правосудия, законности и выражающие их оценочное отношение к правовой сфере общества. В этих представлениях о праве содержится  как непосредственный правовой опыт народа, так и его иллюзии (мифы, легенды, предрассудки), и, следовательно, наблюдается переплетение рациональных и психологических компонентов правосознания при преобладании роли последних. Именно здесь складываются и приобретают свою живучесть народные пословицы, выражающие повседневное отношение людей к праву. Художественное и  народное творчество в обыденном правосознании может демонстрировать как меткость и глубину народного прозрения, так и ограниченность и некомпетентность суждений  по вопросам правовой жизни. Являясь  выражением первичного  эмпирического уровня отражения правовой действительности, обыденное правосознание выступает  своеобразной идейно-психологической почвой, предпосылкой для формирования правосознания теоретического и профессионального. Исторически оно предшествует юридически грамотному, компетентному анализу правовой действительности и является для него питательной средой и одним из важнейших источников.

     Теоретическое правосознание есть систематизированное  концептуальное отражение закономерностей правовой жизни общества в форме научных понятий и категорий. Это гносеологически более высокий уровень отражения в сознании людей правовой сферы, состоящий в стремлении не ограничиваться анализом и оценкой правовых явлений, а вскрыть их сущность. Отсюда теоретическое правосознание представлено  правовой наукой и идеологией. Теоретическое осмысление права и его явлений выражается  в системном характере научных знаний, в глубоком проникновении познания в сущность закономерных связей правовой жизни и стремлении вскрыть истину объекта исследования.

     С теоретическим правосознанием тесно  связано, взаимодействует и пересекается, но не совпадает правосознание профессиональное. Его можно определить  как одну из коллективных форм правового сознания общества, выступающую в виде системы правовых взглядов, чувств, ценностных ориентаций и других структурных образований правового сознания общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной или практической подготовки.

     В научной литературе отмечаются такие  черты профессионального правосознания, как компетентность, ориентированность  на реализацию правовых норм, связь с идеями справедливости и законности, политическая зрелость, чувство профессионального долга. Знания о праве, навыки и умения юридической деятельности составляют основу правосознания юристов. Это профессиональная компетентность в сфере действующего  законодательства и практики его реализации, выраженная в  достаточно глубоких и, главное, профессионально необходимых знаниях о праве и закономерностях его бытия, позволяющих заниматься юридической деятельностью. Знания юристов в области права значительно полнее и детальнее, чем у других граждан. Профессиональное правосознание формируется в процессах обучения и воспитания студентов юридических учебных заведений. Сам учебный процесс в вузе, по сути, означает целенаправленное формирование профессионального правосознания будущих юристов-профессионалов. Профессиональное правосознание также можно дифференцировать, в свою очередь на правосознание судей, следователей, адвокатов и т.д. такое видовое разделение определяется особенностями ролевого поведения работников различных юридических служб, то есть спецификой выполняемых служебных функций и сложившимися в этой связи стереотипами в оценках правовой действительности и методах и способах деятельности.

Информация о работе Правосознание и правовая культура