Бизнес-логистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:34, статья

Описание

В последнюю четверть двадцатого века логистика и вся связанная с ней деятельность стала предметом активного изучения и исследований. Все большее число коммерческих организаций признает логистику одним из основных стратегических факторов. Такие компании, как Rank Xerox, Digital, Nissan, Benetton и 3М вкладывают средства в развитие логистической системы с высокой способностью отклика. Не может быть никаких сомнений в том, что логистика играла важную роль в достижении ими успеха на рынке. В этой статье мы сначала дадим описание и определение того, что понимается под словом логистика, и вкратце рассмотрим развитие логистики и ее основные компоненты.

Содержание

Определение 6изнес-логистики
Развитие бизнес-логистики
Вопросы, находящиеся в ведении логистики
Добавление стоимости с помощью логистики
Основные элементы логистики
Общая логистика
Информационные потоки в логистике
Электронный обмен данными
Логистика в розничной торговле
Случай из практики, иллюстрирующий логистику розничной торговли
Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсовая Ольги.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

Логистика и производственная деятельность

 

  1. Определение 6изнес-логистики
  2. Развитие бизнес-логистики
  3. Вопросы, находящиеся в ведении логистики
  4. Добавление стоимости с помощью логистики
  5. Основные элементы логистики
  6. Общая логистика
  7. Информационные потоки в логистике
  8. Электронный обмен данными
  9. Логистика в розничной торговле
  10. Случай из практики, иллюстрирующий логистику розничной торговли
  11. Заключение

Обзор

В последнюю  четверть двадцатого века логистика  и вся связанная с ней деятельность стала предметом активного изучения и исследований. Все большее число коммерческих организаций признает логистику одним из основных стратегических факторов. Такие компании, как Rank Xerox, Digital, Nissan, Benetton и 3М вкладывают средства в развитие логистической системы с высокой способностью отклика. Не может быть никаких сомнений в том, что логистика играла важную роль в достижении ими успеха на рынке. В этой статье мы сначала дадим описание и определение того, что понимается под словом логистика, и вкратце рассмотрим развитие логистики и ее основные компоненты. Также покажем значение логистики, конкурентные преимущества и выгоды, которые она предоставляет, и рассмотрим ту чрезвычайно важную роль, которую играют в логистике информационные технологии. Чтобы проиллюстрировать некоторые идеи, которые можно использовать для практического конкурентоспособного управления логистикой, приведем случай из практики по логистике в розничной торговле через сеть однотипных магазинов. Рассмотрим также новые разработки, которые появились в результате экономической интеграции и глобализации.

1. Определение бизнес-логистики

Слову «логистика»  давалось много определений. В «Oxford English» логистикой называется «искусство передвижения, размещения и снабжения войск и техники». Это говорит о том, что этот предмет быстро развивался в процессе военных действий. Широко распространенная мысль, что бизнес-логистика связана только с поставками и распределением товаров, па самом деле отражает только две из целого набора функций логистики. Такое описание не только не дает правильного представления, но даже не раскрывает полностью смысла интегрированной коммерческой практики. Среди бизнесменов и в литературе часто упоминаются такие слова, которые дают описание логистики на основе целей, а не деятельности: «Сделать так, чтобы нужные товары оказались в нужном месте в нужное время», к чему в случае необходимости часто добавляется одно из следующих условий: «по нужной цене; в нужном количестве; нужного качества». Такое определение имеет свои плюсы, поскольку очерчивает весь круг вопросов, с которыми имеет дело логистика, определяет всю совокупность целей и дает непосвященным представление о предмете. Однако в этом определении упущен один очень существенный элемент — информационные потоки, и об этом вам скажет любой снабженец. Более общее определение, такое как «все процессы, которые сопряжены с превращением заказа клиента в наличность в банке», стирает различия между логистикой и производственной деятельностью компании.

Нижеприведенное определение, данное Баллоу, сочетает как отражение всего круга вопросов, с которыми имеет дело логистика, так и описание ее функций, и содержит информацию о такой важной составляющей, как информационные потоки:

Бизнес-логистика  занимается всеми вопросами, связанными с деятельностью по перемещению или хранению, которая направлена на формирование «потока продукции» от начальной точки (приобретения материалов) до конечной точки (потребление), а также информационными потоками, которые приводят продукцию в движение, с целью предоставления клиентам соответствующего уровня обслуживания по разумной цене.

(Ballou, 1987)

Другое определение, данное Гатторной, таково:

Процесс стратегического  управления приобретением, движением  и хранением материалов, запасных частей и запасов готовой продукции (и соответствующими информационными потоками) в масштабах организации и ее маркетинговых каналов с целью как можно более рентабельного выполнения заказов.

(Gattorna, 1990)

Именно это  определение дает наилучшее описание предмета. Итак, логистика включает в себя: планирование, заказ, закупку, производство, хранение, поставку, распределение и управление материальным обеспечением, персоналом, оборудованием и готовой продукцией в пределах организации или между организацией и ее окружением. Каждый из этих видов деятельности можно отнести к одной из четырех областей: закупки, управление материальным обеспечением, распределение и поддержка. Следует помнить о том, что это просто описание логистики, и в нем не упоминается возможный вклад логистики в получение организацией конкурентных преимуществ. Как говорит Росс Баклэнд из Unigade, «возможно, для современных менеджеров логистика представляет собой наибольшую проблему и наибольшие возможности». Мы еще вернемся к этому вопросу после краткого рассмотрения истории развития бизнес-логистики.

2. Развитие бизнес-логистики

Столетия  назад инженеры обнаружили, что перемещение  материалов непосредственно с одной  производственной операции на другую дает возможность контроля логической последовательности и снижает стоимость обработки материалов. С развитием современной промышленности, и в особенности с появлением сборочных линий, эти первые попытки были систематизированы. Генри Форд считал, что если он потратился на материалы, то им нельзя лежать, не принося дохода. В результате появилась непрерывная поточная линия, где за семьдесят два часа железная руда превращалась в «Ford» модели «Т».

Потребность военных в  надежном снабжении, имевшая место  в течение двух мировых войн, дала дополнительный толчок развитию логистики. Стало жизненно важным своевременное перемещение людей, техники и запасов провианта в пределах континента и между континентами с использованием наиболее современных видов транспорта: автомобилей, кораблей, поездов и самолетов. В результате этого развивались, а после Второй мировой войны окончательно оформились, методы планирования, приобретения и распределения. В 1950-х и 1960-х гг. акцент сместился с производства на товарные инновации и маркетинг. Эффективность производства и распределения отошла на второй план, и па первый план выдвинулись разработка новых товаров и стимулирование спроса. Растущая неэффективность логистических цепочек считалась допустимой. В 1960-х гг. Друкер (Drucker, 1962) назвал распределение «неисследованным континентом промышленности» и областью, где возможно значительное сокращение издержек. В то время это был общепринятый взгляд на логистику; в ее ведение входило обычное распределение материалов и считалось, что в этой области высока вероятность возможного снижения издержек. Бауэрсокс и др. определили функции маркетинговой логистики так:

Разработка  системы, которая соответствовала  бы принятой корпоративной политике работы с клиентами и подразумевала бы максимально низкие издержки. Разработка удовлетворительной программы требует двух уровней корректировки:

  • интеграция логистической системы с другими корпоративными системами;
  • полное достижение балансовой стоимости между центрами активности логистической системы.

(Bowersox et al. 1968)

Таким образом, цели логистики определяются как  соответствие определенным условиям (или целям) при минимальных издержках. Лишь немногие авторы смогли разглядеть потенциальные преимущества, которые можно получить, если логистику считать и управлять ею как одной из функций целого, приносящей благо организации. Кристофер и Уиллс (Christopher & Wills, 1972) считали управление распределением продукции связующим звеном между производством и маркетингом и ключевым фактором успеха маркетинговых мероприятий. Вурхис и Коппит (Voohees & Coppit, 1986) указывают, что впервые за два десятилетия, с того момента, как маркетинг значительно отдалился от вопросов, связанных с логистикой, о логистике вновь стали думать в «маркетинговом» контексте. Тогда это было определенно прогрессивным мышлением и позволило определить то потенциальное значение, которое могла бы иметь логистика. Такое мнение побуждало фирмы учитывать вопросы логистики в стратегическом мышлении. Например, если фирма собирается снизить доступность товара с 98 до 93%, спрос может остаться относительно неизменным, но результатом может быть значительное сокращение издержек, и эти средства могут найти гораздо лучшее применение в любой части организации.

Однако два взаимосвязанных  явления 1970-х гг. изменили отношение  к логистике; первым был нефтяной кризис, а вторым — появление  японских технологий производства как реакция на кризис. Принципы логистики, сформировавшиеся во время Второй мировой войны, были расширены, усовершенствованы и применены вновь. Акцент сделали на интеграции человеческих навыков, надежных производственных методов и перспективной финансовой структуры. Однако все внимание привлекали потоки товаров, и только в 1980-х гг. было распознано значение информационных потоков и появилось сегодняшнее понимание логистики, как она была представлена в определении Гатторны.

Кристофер (Christopher, 1986) создал схему логистического анализа, по которой на производство товаров тратится относительно мало времени. В производственных организациях большая часть стоимости добавляется в основном именно в процессе производства. Однако деление маркетинговой логистики на две составные части, а именно на управление материальным обеспечением и управление распределением, привело к переключению внимания на другие, непроизводственные виды деятельности. Стало очевидно, что успеху организации способствует гораздо более широкий спектр мероприятий, выходящих за рамки контроля над потоком товаров. Таким образом, была подготовлена почва для осознания того, что стоимость может добавляться и посредством логистики, а время, которое, казалось бы, теряется на непроизводственную деятельность, может быть использовано с выгодой для предприятия. Это имеет огромное значение в условиях современной глобальной конкуренции, Рост производства в странах Тихоокеанского бассейна стал проблемой глобального масштаба для западных стран. Сегодня свежая новость — необходимость успешного управления международной логистикой внутри и между региональными торговыми блоками США, стран Тихоокеанского региона, Европы, Китая и России. Изменения в инфраструктуре привели к смещению глобального конкурентного баланса: появление туннеля под Ла-Маншем привело к резкому ускорению доставки грузов, напри мер, доставка от Манчестера до Милана занимает 31 час по сравнению с 60 часами доставки автомобильным транспортом и 135 часами доставки по железной дороге, как это было до введения канала в строй. Появление новых аэропортов, особенно в Азиатском регионе (Кансаи/Осака в Японии, в Сингапуре) и расширение европейских аэропортов (в Гатвике, Франкфурте и Бирмингеме) внесло свой вклад в «сжатие» земного шара.

Таким образом, необходимым условием успешного международного бизнеса является эффективная логистика. Конкурентные преимущества можно получить благодаря инновационным и эффективным процессам материально-технического обеспечения. При условии, что технологии производства относительно близки по возможностям и стоимости, успех определяет способность проведения отбора, интеграции и управления технологиями. Внутренний рынок может слать спокойно только при условии, что стоимость производства меньше, чем стоимость экспорта, транспортировки и импорта у конкурентов. Следовательно, конкурентоспособная логистическая система нужна не только для получения, но и для сохранения преимуществ. Такая система подразумевает интеграцию потоков материалов и информационных потоков в единую систему.

Основное отличие западного  подхода к логистике от японского  — формирование взаимоотношений  между поставщиком и покупателем  на основе сотрудничества. Если надежность поставок — ключевой фактор успеха, зачем иметь дело с ненадежными  поставщиками? Более того, почему бы не построить как можно более взаимовыгодное деловое сотрудничество? Эта скрытая работа, направленная на понимание проблем бизнеса, формирует культуру постоянного совершенствования, которая делает компании гораздо более жизнеспособными и менее уязвимыми. Уязвимость может быть следствием неизбежных периодических колебаний в экономике, временных задержек, расхождения результатов с планами и движения товарно-материальных запасов внутри цепочки поставок. В международной торговле с расширенной цепочкой поставок эти проблемы еще острее. Их решение требует тесного сотрудничества всех участников цепочки поставок (см. УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКОЙ ПОСТАВОК). Международная логистика подняла на поверхность целый спектр вопросов: увеличение расстояний и сроков реализации заказов, различия в таможенных порядках, валютах, финансовых и деловых правилах, трудности, связанные с необходимостью быстрых и прямых коммуникаций, проблемы с истолкованием и пониманием, различия в законодательных и торговых ограничениях стран импортеров и экспортеров, особые требования и страховые отчисления, транспортировка и методы проверки. Все эти факторы должны быть учтены и характеристики производимого и распространяемого товара.

3. Вопросы, находящиеся в ведении  логистики

Логистическая стратегия организации должна соответствовать ее системе (системам) производства. Системы производства ранжируются от производства товаров широкого потребления с высокими объемами и низкой себестоимостью до производства средств производства с небольшими объемами и высокой себестоимостью, и могут принадлежать к одному из шести видов:

  1. Изготовление продукции на склад. Продукция изготавливается в соответствии с прогнозом сбыта и хранится на складе. Обычно применяется, если спрос на продукцию трудно определить или он имеет сезонный характер (например, газонокосилки производятся круглый год, но продаются только весной и летом).
  2. Изготовление продукции для распределения. Продукция производится в соответствии с прогнозом сбыта и отправляется дистрибьюторам или дилерам. Обычно используется первичными поставщиками перед или во время «выбрасывания» товара на рынок (примером могут быть персональные компьютеры).
  3. Сборка на заказ. Детали или узлы производятся в соответствии с прогнозом сбыта и отправляются дистрибьюторам и дилерам. Обычно используется, когда время изготовления компонентов больше, чем время сборки и тестирования и когда высок уровень унификации продукции (например, автомобили).
  4. Изготовление по заказу клиента. Производство продукции в соответствии с заказом клиента. Заказ зачастую подразумевает учет требований клиента и соответствие продукции определенным характеристикам. Имеет мести при производстве средств производства с низкими объемами, высокой себестоимостью и значительным временем реализации заказа (например, большая часть вооружений).
  5. Сборка комплектов. Приобретаются или изготавливаются детали или узлы и комплектуются в соответствии с прогнозом сбыта. Комплект отправляется стороннему производителю для сборки. Используется для передачи технологии, вторичного снабжения или при разработке закрытого пли еще не сформировавшегося рынка.

6. Фиктивное производство (предоставление лицензии). Приобретение готового продукта, который немножко изменяют, чтобы пи отличался от продукта поставщика. Обычно подразумевает заключение лицензионного соглашения (например, видеомагнитофоны).

Логистические схемы дают картину тех частей организации, которые вовлечены в процесс логистики. Как уже говорилось выше, все это только описывает логистику. Модель Кристофера подразумевает, что логистика может добавлять стоимость, о чем и идет речь в следующем разделе.

4. Добавление стоимости с помощью  логистики

Майкл Портер (Michael Porter, 1985) внес огромный вклад в изучение способов получения конкурентных преимуществ. Он заявил, что они являются следствием предоставления клиентам ценности, и разработал схему «цепочки создания стоимости», помогающую проанализировать, где именно это бывает.

Информация о работе Бизнес-логистика