Информационная логистика. Виды информационных систем в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:16, контрольная работа

Описание

Информационная логистика. Виды информационных систем в логистике. Логистику по праву можно считать существенным фактором реализации мероприятий, направленных на увеличение экономической эффективности производства и сбыта. Значительный прогресс в деле рационализации этих сфер деятельности может быть достигнут путем максимальной координации материальных и информационных потоков при их объединении, что и является одной из основных задач логистики. Для ее решения необходимы широкое применение электронной обработки данных, стандартизация материально-технических связей, организация работы на основе научного функционального анализа и структуризации, а также применение новых технологий, ведущих к автоматизации операций. В основном звене (на фирменном уровне) логистическая система распадается на ряд структур, которые можно представить в виде горизонтальных функциональных субсистем в области закупок, производства и сбыта.

Работа состоит из  1 файл

моя готовая контр.раб по логистике.docx

— 411.41 Кб (Скачать документ)

Информационная  логистика. Виды информационных систем в логистике.

             Логистику по праву можно считать существенным фактором реализации мероприятий, направленных на увеличение экономической эффективности производства и сбыта. Значительный прогресс в деле рационализации этих сфер деятельности может быть достигнут путем максимальной координации материальных и информационных потоков при их объединении, что и является одной из основных задач логистики. Для ее решения необходимы широкое применение электронной обработки данных, стандартизация материально-технических связей, организация работы на основе научного функционального анализа и структуризации, а также применение новых технологий, ведущих к автоматизации операций. В основном звене (на фирменном уровне) логистическая система распадается на ряд структур, которые можно представить в виде горизонтальных функциональных субсистем в области закупок, производства и сбыта. В свою очередь в рамках каждой из субсистем находятся структуры функционального характера — складское хозяйство, транспортировка, производство, услуги, обеспечение и обработка информации. Каждый из этих элементов неизбежно присутствует на любом производстве, а логистика объединяет их в систему с едиными целями и задачами, которые лежат в области минимизации издержек всего производства, а не отдельно взятого элемента. Инструментом подобного объединения является информационное обеспечение процессов производства, начиная с закупки и кончая сбытом продукции. Во внешней сфере деятельности фирмы причиной успеха или неудачи на рынке могут служить: а) оперативное получение информации о том или ином событии или коммерческой ситуации, сложившейся на рынке; б) получение запроса на поставку или отказ от нее. И в том и в другом случае также первостепенную роль играет комплекс информационного обеспечения. Потоки информации являются теми связующими «нитями», на которые нанизываются все элементы логистической системы. При этом информационная сеть предполагает создание баз данных, коммуникаций внутри фирмы, наличие комплекса мероприятий по принятию оперативных решений и т.д. Еще несколько лет назад основные проблемы, которые стояли перед создателями логистических систем, лежали в области физических потоков товаров и сырья. Под информационным обеспечением физического процесса движения товаров от поставщика к потребителю подразумевалась лишь сопроводительная информация. По мере распространения логистических систем на предприятиях во все большей мере стала ощущаться необходимость развития и внедрения в практику логистических информационных систем, которые позволили бы органически объединить в единое целое все логистические субсистемы (логистику снабжения, производственную логистику, логистику распределения и др.). Успешному претворению этой концепции в жизнь способствовало понимание того факта, что информация на современном уровне развития общественного производства — это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм. Чтобы анализ информационной деятельности в логистике был плодотворным, необходимо рассматривать всю логистическую систему как совокупность функционально ограниченных логистических субсистем, функционирование которых как целого обеспечивается информационной логистикой на уровне ее собственных информационных субсистем. Безусловно, подобное деление весьма условно, поскольку в практической деятельности их тесное переплетение, взаимодействие являются залогом успешного функционирования всего комплекса в целом.

           Важно также подчеркнуть еще один аспект. Ключевым пунктом  планирования и управления производством является оптимальное соотношение централизации и децентрализации в деятельности отдельных подсистем. Оптимально организованная локальная деятельность каждой из подсистем, как правило, не приводит к оптимальному (наилучшему) результату в деятельности всей системы'.

          Функциональная изолированность отдельных подразделений производства, даже при наличии высококвалифицированного персонала, может тормозить повышение эффективности всей системы в целом. Поэтому одним из важнейших условий успешного функционирования всего производства в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (производственную и обслуживающую, включая транспорт и складское хозяйство) и управлять ею исходя из принципов единого целого.

           Для создания информационной логистической системы на уровне производства необходимо сформировать модель такой системы. Традиционно в практике западных компаний поиск путей рационализации материально-технического обеспечения ограничивается в основном физическим уровнем предприятия. Анализируются имеющие отношение к эффективности и экономической выживаемости технические средства организации материального потока и при необходимости производится их модернизация. Получаемая величина возможной экономии, как правило, невелика, особенно для малых и средних предприятий. Здесь, например, в основном применяют незначительное количество транспортных средств внутри и вне предприятий, а имеющиеся средства складирования реально усовершенствовать весьма трудно. Информационная система здесь является существенным компонентом логистической структуры, связывающим ее воедино и служащим для координации поставок, производства и сбыта. Сущность системы координации поставок заключается, во-первых, в разбиении физических потоков на независимые периоды транспортировки и складирования, во-вторых, в подготовке информации о фазе и состоянии потока в реальном масштабе времени. Информационная логистика хорошо укладывается в рамки компьютерных технологий.

             Компьютерная система передачи и хранения снабженческой информации приносит двоякую пользу. Во-первых, такая система улучшает управление все более усложняющимся материально-техническим снабжением. Для компактных и высоко организованных систем производства, таких, как синхронное производство и поставки «Точно в срок», управление движением поступающих материалов становится все более важным. Во-вторых, благодаря деятельности информационной логистики при обмене снабженческими данными повышается эффективность управления запасами. Моментальное получение данных о движении товаров вселяет уверенность в  своевременности доставки товаров и как бы позволяет заменить реальные запасы информационными потоками. Обмен снабженческими данными, распространяемый на сеть фирм — поставщиков и транспортных компаний, позволяет изготовителю уменьшить затраты,связанные с обеспечением деятельности полной логистической цепи. Повысив ее эффективность, фирма-изготовитель получает ощутимую экономию. Эта экономия фактически делится в определенных пропорциях между тремя сторонами: изготовителем, поставщиком и транспортной компанией, компенсируя затраты на создание и содержание современных информационных систем и создавая дополнительную прибыль от их использования. Получение эффекта от действия информационной логистики стимулирует всех участников логистического процесса поддерживать достигнутый уровень этого процесса, а также вкладывать новые средства для его оптимизации'.

           Одним из подходов к созданию модели информационных потоков на производстве является анализ существующей системы управления. Он предполагает сведение конкретных участков производства к отдельным компонентам, комбинируя которые, можно получить структурную модель для анализа вариантов структуры предприятия.

          Структурная модель должна содержать оба основных элемента, а именно: производственные мощности и средства организации материального потока. Комбинируя эти элементы, исследователи и организаторы системы делят всю структуру предприятия на буферную и технологическую части. При этом охватываются все виды дeятeльности — от получения сырья до передачи готовой продукции покупателю. Основной критерий, отличающий буферные и технологические зоны, сосредоточен в вопросе: находится ли предмет труда в стационарном состоянии или он приведен в движение? Получив ответ на этот вопрос, далее определяют, какие конкретно данные должны быть собраны, обработаны и переданы для обеспечения оптимального управления материальным потоком. Определенные таким образом группы передаваемых данных должны включать в себя следующие девять информационных элементов, которые, как считается, создают базу для информационного контроля над всей структурой материально-технического снабжения:

1. Тип предмета снабжения. 

2. Количество или его  объем. 

3. Происхождение предмета  снабжения. 

4. Его месторасположение  (размещение).

5. Время прибытия в  пункт размещения.

6. Время отправки из  пункта размещения.

7. Система транспортировки. 

8. Время транспортирования. 

9. Резервирование.

            Перечисленные группы данных составляются для всех мест размещения и для каждого перевозимого объекта. С этой целью устанавливаются пункты считывания и передачи информации во всех местах размещения. Как правило, такие пункты рекомендуется организовывать на границах между буферными и технологическими секциями производства. Заключительный этап построения информационной модели системы материально-технического снабжения связан с распределением полученных данных по двум компьютерным системам с различными областями функционирования. Одна система (она связана с транспортными заказами) ведет контроль потока материалов и осуществляет управление им, другая же управляет непосредственно производством и следит за заделами материалов, находящихся под непосредственным влиянием процесса производства. В ряде случаев обе системы объединяют в одну. В любом варианте информация начинает обрабатываться сразу после поступления производственного заказа так же, как и регистрация материалов, уже перевезенных с помощью транспортной системы.  
         Информационные логистические сети разделены на уровне контроля процессов производства. На самом нижнем уровне — функциональном — посредством инструментальных средств для сбора и передачи данных обеспечиваются базовой информацией автономные подсистемы, отвечающие за производство, складирование перевозки. При этом используются сенсорные и сканирующие устройства, специально разрабатываемые для этой цели. На следующем уровне организуется контроль оборудования систем материально-технического снабжения и путем комбинирования отдельных элементов, образующих автономные подсистемы, достигается максимальная управляемость элементов системы в целом. На высшем уровне производства автономные подсистемы объединяются во всеобъемлющую информационную сеть (центральную систему управления). Здесь менеджмент предприятия имеет дело с высокоуровневым планированием и принятием решений. Роль информационных сетей подобного типа заключается в интеграции методов менеджмента и новых технологий информатизации и автоматизации, а это гарантирует предприятиям повышение производительности систем материально-технического обеспечения, базирующихся на автоматизированных информационных системах. Наличие развитой информационной структуры производства обеспечивает две стороны общего логистического процесса. Во-первых, эта система позволяет обслуживать производственные процессы, слагающиеся из субпроцессов. Горизонтальная интеграция информационного обслуживания субсистем делает возможным связать воедино информацию и обеспечить ею материальный поток в цепи поступления товаров и сырья, предварительной их обработки, монтажа, проверки и сбыта. Горизонтальная интеграция, кроме всего прочего, позволяет органично связать материальные и товарные потоки с общей системой планирования и управления на уровне производства и фирмы. Наличие подобной связи в идеальном случае дает возможность добиться того, чтобы ни одно соответствующее решение о производственном процессе не могло быть принято и реализовано без соотнесения его с общей стратегией и целями производства. Во-вторых, существует не менее важная для определения стратегии закупочной и сбытовой деятельности вертикальная интеграция логистической информационной системы, заключающаяся в связи и воздействии друг на друга различных уровней в иерархии структуры управления производством, начиная со структур стратегического планирования развития производства и сбыта и кончая уровнем оперативного руководства отдельными производственными участками. Вертикальная интеграция охватывает все уровни как прямыми (сверху вниз), так и обратными (снизу вверх) связями, позволяя верхнему уровню иметь достаточную информацию о состоянии отдельных звеньев производства и оперативно реагировать на происходящие изменения. С другой стороны, подобная система может быстро влиять на производственные процессы с целью: а) обеспечения выпуска на рынок продукции, необходимой в настоящий момент;

 б) реализации в  кратчайшие сроки целевых заказов  потребителей;

 в) стабильного поддержания  высокого качества.

Например, автомобильная  промышленность развитых стран (область  машиностроения, где очень высока конкуренция) может в кратчайшие сроки удовлетворить запросы  покупателя не только на партию автомобилей, но и на отдельный автомобиль, варьируя десятками параметров как в отделке  автомобиля, так и в его конструкции  благодаря поступлению оперативной  информации, начиная с уровня заказа на продукцию и заканчивая уровнем  его конкретного выполнения. Характерно, что в традиционной системе снабженческого заказа на закупку как в США, так  и в Западной Европе содержится почти  вся необходимая информация по ее условиям, включающая, например, такие  данные, как требования на закупку, упаковочные листы, документы на отгрузку, счета-фактуры и пр. Деятельность по организации документооборота обычно требует больших затрат времени, формальной бумажной работы и к тому же не застрахована от неточностей  и ошибок. В условиях отсутствия информационных логистических цепочек  и системного подхода к их организации  работники снабжения западных компаний заняты большую часть своего времени  «проталкиванием бумаг». Частные  изменения особенностей и размеров заказа, времени поставок вынуждают  работников снабжения реагировать  срочным образом. Считается, что  до 50% их времени тратится на оформление документов и экспедирование (и это  в условиях практически полной «электронизации» канцелярских процессов). Такая обстановка дает работникам снабжения мало возможностей для решения проблем с поставщиками, препятствует их более тесной совместной работе по повышению экономической  эффективности, совершенствованию  технических знаний и повышению  производительности труда. Существенно  облегчает работу служб снабжения  переход на оперативную систему. Здесь, по мнению специалистов-логистиков, заключены значительные резервы  повышения производительности управленческого  труда, снижения объемов переписки  и, в конечном итоге, предпосылки  для создания эффективно действующей  информационной логистической системы. В настоящее время именно на основе оперативного снабжения по системе  «точно в срок» стали конструироваться автоматизированные человеко-машинные системы материально-технического снабжения, немыслимые без хорощо налаженной информационной логистики. Оперативное  снабжение в любой его форме  требует меньшего объема и времени  формального оформления документов, так как поставки производятся по нескольку раз в день, используются дол­госрочные контракты, и даже просто телефонный звонок или короткая телеграмма могут легко изменить время и размер поставки. Одновременно оформительская работа сокращается  за счет использования особых карточек заказа (они в большинстве случаев  именуются японским термином «Канбан»), которые способствуют ускорению  поставок. Это карточка из пластмассы или плотной бумаги, на которой  каждый рабочий получает производственную информацию. Находясь, например, на сборочной  линии, он перемещает ее из контейнера для деталей в данной стадии производства в точку складирования на предыдущей стадии. Карточка, оставленная в  этой точке, служит сигналом для восстановления израсходованных запасов. Так две  карточки образуют информационную систему, действующую в реальном масштабе времени и показывающую производственную загрузку, состояние складов и  использование рабочей силы. В  условиях жесткой конкуренции особое значение придается планированию и  управлению сбытом продукции. Прежде всего  отметим, что структуре фирмы, управляющей  сбытом, требуется значительное количество информации в нужное время и в  необходимой форме. Без этого  невозможно надеяться на обеспечение  прибыльности производства. В процессе сбытовой деятельности решаются весьма специфические проблемы, с трудом поддающиеся анализу, к тому же не всегда достаточно понятные, постоянно  меняющиеся, с различными приоритетами и разной степенью значимости. Главная  задача информационных систем в этой области — обеспечить актуальную и точную информацию о рынке и  продажах, способствовать сокращению административных расходов. Интегрированная  система управления сбытом фирмы  является частью общефирменной системы  информации и управления, которая  должна обеспечивать потребителя несколькими  формами важнейшей информации, в  том числе цифровыми и текстовыми данными, графическим изображением, передачей голоса на расстоянии.

            Для информационной поддержки сбытовой деятельности фирмы необходимо задействовать следующие основные виды информации, хранимые в памяти автоматизированных информационных систем:

1) история рынка сбыта  (анализ по регионам), типы сбытовых  операций;

2) прогнозы рынка и  сбыта; 

3) конкуренция: история,  состояние, перспективы; 

4) доля на рынке: история  и анализ;

5) цены и ценообразование; 

6) расходы; 

7) модели рынка (сбыта);

8) контроль деятельности  персонала; 

9) территориальное планирование, циклы деловых поездок, персональное  распределение командировок;

10) источники запросов  перехода на новый продукт  и пр.;

11) реестр покупателей; 

12) исходящая и получаемая  информация;

13) печатание и отправка  почты; 

14) контроль ответов и  анализ результатов рекламной  деятельности;

15) обсчет сбытовой деятельности;

16) движение заказа, выставление  счетов, составление смет и отчетов; 

17) доступ к внутренней  и внешней информации; и ряд  других'.

            Исходя из представленного списка видно, что информационные системы обеспечивают сбытовую службу в вопросах планирования, техники сбытовых операций, наблюдения рынка, внутреннего контроля и т. д. Формирование информационной системы — сложный и многоплановый процесс, в котором используются достижения современной информационной технологии, новейшие компьютерные системы, что делает возможным успешное руководство производственными процессами на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения всей логистической системы в целом.

Задание 1

Таблица 1 - Динамика объёмов поставок материальных ресурсов

                                                                                                          В штуках

Поставщик

Месяц

Материал

Объём поставок

Варианты задания

5

«Урал Трейд»

Январь

Кирпич 

М-100

4 400

Июль

4 600

Январь

Кирпич 

М-150

5 000

Июль

4 800

ЗАО «Строитель»

Январь

Кирпич

 М-100

3 600

Июль

3 000

Январь

Кирпич

 М-150

6 400

Июль

6 200

ЗАО «ВЗКСМ»

Январь

Кирпич

 М-100

4 200

Июль

4 800

Январь

Кирпич 

М-150

4 800

Июль

7 500

Информация о работе Информационная логистика. Виды информационных систем в логистике