Концепции и функции логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:49, курс лекций

Описание

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных потоков и сопутствующих им информационных и финансовых потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика – сравнительно молодая наука, хотя она имеет глубокие исторические корни. Название науки произошло от древнегреческого слова logistike, означавшего «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

Содержание

РАЗДЕЛ 1. КОНЦЕПЦИИ И ФУНКЦИИ ЛОГИСТИКИ. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ 4
Тема 1.1. Понятие, цели и задачи логистики 4
Тема 1.2. Этапы развития логистики 6
Тема 1.3. Факторы развития логистики 8
Тема 1.4. Логистические системы 9
Тема 1.5. Логистический подход к рассмотрению издержек 10
Тема 1.6. Функции логистики 11
Тема 1.7. Условия эффективности логистической деятельности 13
Тема 1.8. Метод Парето в логистике. Анализ АВС. Анализ XYZ 14
РАЗДЕЛ 2. ЛОГИСТИКА СНАБЖЕНИЯ 18
Тема 2.1. Понятие снабжения. Функции и задачи отдела снабжения 18
Тема 2.2. Цели управления закупками 19
Тема 2.3. Планирование закупок 20
Тема 2.4. Выбор метода закупок 21
Тема 2.5. Выбор поставщика 22
РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА 29
Тема 3.1. Понятие производственной логистики. Цели производственной логистики 29
Тема 3.2. Принципы эффективной организации производства 30
Тема 3.3. Толкающие и тянущие производственные системы 32
РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ 35
Тема 4.1. Понятие запаса. Виды запасов 35
Тема 4.2. Цели создания запасов 37
Тема 4.3. Управление запасами 39
Тема 4.4. Система управления запасами с фиксированным размером заказа 40
Тема 4.5. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами 43
Тема 4.6. Прочие системы управления запасами 45
РАЗДЕЛ 5. ЛОГИСТИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 47
Тема 5.1. Функции и задачи логистики распределения 47
Тема 5.2. Логистические каналы распределения 48
РАЗДЕЛ 6. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА 53
Тема 6.1 Сущность и задачи транспортной логистики 53
Тема 6.2. Виды транспорта 56
Тема 6.3. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта 57
Тема 6.4. Технико-экономические особенности морского и речного транспорта 60
Тема 6.5. Технико-экономические особенности автомобильного транспорта 62
Тема 6.6. Модели организации перевозки грузов. Транспортная экспедиция 65
Тема 6.7. Транспортные тарифы. Фрахтование 68
Тема 6.8. Таможенное оформление. Инкотермс 70
Тема 6.9. Тенденции развития транспортно-экспедиторского обслуживания на современном этапе 72
РАЗДЕЛ 7. ЛОГИСТИКА СКЛАДА 74
Тема 7.1. Задачи складской логистики. Виды и функции складов 74
Тема 7.2. Определение оптимального числа складов в складской сети 78
Тема 7.3. Логистический процесс на складе 81
Тема 7.4. Эффективное функционирование склада 84
Тема 7.4. Кросс-докинг 86
РАЗДЕЛ 8. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА 89
Тема 8.1. Информационные потоки в логистике 89
Тема 8.2. Информационные логистические системы 91
Тема 8.3. Использование в логистике технологии штрихового кодирования 93
РАЗДЕЛ 9. СЕРВИС В ЛОГИСТИКЕ 95
Тема 9.1. Понятие сервиса в логистике. Виды сервисного обслуживания 95
Тема 9.2. Роль логистики в установлении целей и задач обслуживания потребителей. Управление качеством потребительского сервиса 96
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 100
ЛИТЕРАТУРА 102

Работа состоит из  1 файл

Логистика.doc

— 1,000.00 Кб (Скачать документ)

Движущийся информационный поток  во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе. Опережающий  информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза. Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Формирование информационных систем невозможно без исследования потоков  в разрезе определенных показателей. Оперативно и качественно управлять  информационным потоком можно посредством следующих операций:

  • переадресации информационного потока;
  • ограничивая скорость передачи до скорости, соответствующей скорости приема;
  • уменьшая или увеличивая объем информации на отдельных участках прохождения информации;
  • ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Информация является важнейшим звеном логистической  системы и служит для принятия опережающего управленческого решения.

Выделяют четыре уровня лестницы целей организации (уровни управления), которую можно представить в виде пирамиды. Каждому из уровней соответствует определенная информация.

Самый низкий уровень информационной пирамиды относится к отдельным  сделкам и запросам. Примеры таких  действий – запросы заказа, обработка заказа, определение путей транспортировки, видов транспорта, информация о произведенной поставке, о прибывшем грузе. Скорость информационного потока на этом уровне очень важна. Действующий персонал – непосредственные исполнители.

Следующий уровень информационной пирамиды обеспечивает информацией, необходимой для успешного оперативного управления фирмой, основную часть менеджеров. Примером оперативной информации в логистике могут быть данные о структуре и объеме текущего запаса предприятия.

Достижение целей среднего уровня управления возможно при использовании  информации, предназначаемой для  тактического управления. Стратегическое управление – высший уровень управления, осуществляемый высшим руководством компании. Тактические планы разрабатываются в соответствии со стратегическими планами, и информация, необходимая для принятия решений по их выполнению отличается от информации первого и второго уровней. Стратегическая информация в логистике определяет структуру логистической цепи, логистическую концепцию компании.

 

 

 

 

 


         Например: создание складской                         Информация о рынке


                             сети                                          сбыта

                                                                                          

 

 

 

                                              

                                                             Информация

                                                                      для


                                            стратегического

                                                управления   

                                                             


                                                                                                     


Например:                 Информация                     Информация

                     выбор формы                   для                              о логистическом

                     собственности                тактического                         аутсорсинге

                     склада                               управления


Управление                          Информация                       Информация о

                      запасами                                   для                               наличии запасов

                                                 оперативного                           на складе


                                                                  управления

          


              Приемка                        Информация для исполнения            Информация

           товаров                 запросов, оформления заказов              о поставке

                                     

                                                                                                                


 

Рис.12.  Соответствие информации уровню управления организацией

Концепция логистики и стратегические цели организации направлены на:

  • достижение с минимальными затратами максимальной адаптации фирмы к изменяющимся условиям рынка;
  • повышение доли компании на рынке
  • получение конкурентного преимущества.

Тема 8.2. Информационные логистические системы

Важность информационной логистической  системы прежде всего заключается  в том, что на ней базируется подсистема управления организацией соответствующего уровня. От степени наполнения информационной системы, качества и своевременности информации зависит эффективность системы управления в целом.

Любая логистическая информационная система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Непосредственно рабочим звеном информационной системы может быть автоматизированное рабочее место управленческого персонала, информационное подразделение системы управления организацией или обособленная группа управленческих работников, объединенных общностью выполняемых информационных функций (процедур, операций).

Логистическая информационная система – интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.

Основные принципы построения информационной системы:

  • иерархия (подчиненность задач и использования источников данных);
  • принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях);
  • избыточность (построение системы с учетом не только текущих, но и будущих задач);
  • конфиденциальность;
  • адаптивность к изменяющимся запросам;
  • согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации);
  • открытость системы (для пополнения данных).

Цели создания логистической информационной системы:

  • обеспечение элементов логистической системы оперативной информацией для принятия управленческого решения;
  • соблюдение адресности информации;
  • расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка.

Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном управлении информационным потоком по всей логистической сети на всех иерархических уровнях.

Информационные системы в логистике  могут создаваться с целью  управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов между отдельными звеньями логистической цепи.

На уровне отдельного предприятия  информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:

  • плановые;
  • диспозитивные (или диспетчерские);
  • исполнительные (или оперативные).

Плановые информационные системы для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

  • создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
  • планирование производства;
  • общее управление запасами;
  • управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы создаются на уровне отдельного подразделения для управления им (например, для управления складом). Здесь могут решаться следующие задачи:

  • детальное управление запасами (определение места складирования);
  • распоряжение внутрискладским транспортом;
  • отбор грузов по заказам и их комплектация, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные информационные системы создаются на уровне оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом возможностями программного обеспечения. Это работа в режиме реального времени, что позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления.

Тема 8.3. Использование в логистике технологии штрихового кодирования

Через каждое звено логистической  цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. Вся  система движения товаров – это непрерывно пульсирующие дискретные потоки, скорость которых зависит как от потенциала (мощности) производства, ритмичности поставок, размеров имеющихся запасов, так и от скорости реализации и потребления. Для того, чтобы иметь возможность эффективно управлять этой динамичной логистической системой, необходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из нее материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри нее.

Как свидетельствует зарубежный и  отечественный опыт, данная проблема решается путем использования при  осуществлении логистических операций с материальным потоком микропроцессорной техники, способной идентифицировать (опознать) отдельную грузовую единицу. Речь здесь идет об оборудовании, способном сканировать (считывать) разнообразные штриховые коды. Это оборудование позволяет получать информацию о логистической операции в момент и в месте ее совершения – на складах промышленных предприятий, оптовых баз. Магазинов, на транспорте, полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что позволяет управляющей системе реагировать на нее в оптимальные сроки.

Автоматизированный сбор информации основан на использовании штриховых  кодов разных видов, каждый из которых  имеет свои преимущества. Например , код с прямоугольным контуром – код ITF- 14 печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий. В логистике дополнительно к другим кодам может применяться код 128. Этим кодом могут быть закодированы  номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д.

В сфере обращения широкое применение получил код EAN , который часто можно встретить на товарах массового потребления.

Рис.13. Штриховой код EAN

 

В основе технологии штрихового кодирования  и автоматизированного сбора  данных лежат простые физические законы. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной толщины, построенных в соответствии с определенными правилами.

Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации  штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Отметим ее основные преимущества.

На производстве:

  • создание единой системы учета и контроля за движением изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;
  • сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок

В  складском  хозяйстве:

  • автоматизация учета и контроля за движением материального потока;
  • автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;
  • сокращение времени на логистические операции с материальным и информационным потоком.

Информация о работе Концепции и функции логистики