Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:20, контрольная работа
В настоящее время коммерческие отношения формируются в условиях высокой конкуренции, неопределенности и неустойчивости рыночной среды. Для того чтобы добиться успеха в предпринимательской деятельности, уже недостаточно использовать лишь маркетинговые подходы, требуется применение современных высокоэффективных способов и методов управления потоковыми процессами. Наиболее прогрессивным научно-прикладным направлением в данной области является логистика.
Логистика в малом бизнесе
Основные понятия логистики
Предназначение логистики
Учет логистических издержек
Организация логистики на предприятии
Материальные потоки
Логистические системы
Функциональные области логистики
Взаимодействие логистики с другими организационными процессами
Следующей проблемой в
организации службы логистики на
предприятии и в решении
Другая проблема в организации службы логистики, возникающая на предприятиях (касается в целом и современного менеджмента), состоит в отсутствии в настоящее время единого оптимального варианта организационной структуры по группам предприятий и организаций (и тем более по каждому отдельному конкретному субъекту хозяйствования) и каждого структурного подразделения, входящего в их состав. Существующее многообразие организационных форм и структур, имея в каждом отдельном случае определенные преимущества, порождает и ряд серьезных недостатков, оказывающих влияние (в том числе негативное) не только на организационный процесс формирования логистической деятельности, но и на экономическую и производственно-хозяйственную деятельность предприятия или организации в целом.
Еще одна проблема в организации службы логистики на предприятии заключается в отсутствии в ряде случаев ее организационной и функциональной гибкости. В условиях постоянно изменяющейся экономической обстановки, усиливающейся конкуренции на рынке, изменений конъюнктуры самого рынка организационная структура службы логистики на предприятии или в организации должна быть предельно гибкой и способной в короткое время реагировать на изменения внешней среды в отличие от традиционно сложившихся и установившихся тенденций в структурах функциональных подразделений предприятий или организаций.[5]
Для того чтобы служба логистики функционировала продуктивно, необходим ряд условий, обеспечивающих предпосылки успеха логистического направления деятельности практически любого предприятия, которые складываются из следующих составляющих:
точная формулировка функций каждого отдельного сотрудника службы логистики — перечень прав и обязанностей, выполняемых логистических операций, процедур и направлений взаимодействия с отделами, группами и сотрудниками службы логистики;
наличие необходимой информации
о количестве сотрудников службы
логистики, которые потребуются
в ближайшее или отдаленное будущее,
— прогнозирование будущих
информация о наборе знаний и навыков будущих сотрудников службы логистики, а также информация об объемах предполагаемых логистических операций, процедур и работ, возможном расширении предприятия и новых направлениях производственно-хозяйственной деятельности, количестве трудовых ресурсов и рынке рабочей силы, включая данные об учебных заведениях, которые готовят или будут готовить требуемых специалистов;
необходимость подбора будущего менеджера на конкретную должность в организационной структуре, а не подбор должности для будущего сотрудника -речь в данном случае идет о формальных и неформальных производственных связях, когда неформальная связь может привести к негативным последствиям в трудовых отношениях конкретного отдела или группы службы логистики или даже предприятия в целом.[5]
3. Организационная структура логистики на предприятии
Отсутствие структур логистики на предприятиях России — скорее результат исторически сложившихся систем управления и неспособности представить службу логистики, чем выраженное нежелание. [2]
Организационная структура службы логистики и ее подразделений (отделов или групп) зависит от целого ряда факторов, к которым относятся следующие:
направление производственно-хозяйственной деятельности предприятия или организации;
размеры и мощность предприятия (занимаемая площадь, объем станочного парка);
количество наименований, типов, марок, сортов и размеров материально-технических ресурсов, используемых на предприятии;
структура материально-технических ресурсов, потребляемых предприятием, по направлениям производственно-хозяйственной деятельности;
количество поставщиков
материально-технических
назначение и количество складов на предприятии, предназначенных для хранения материально-технических ресурсов;
наличие в собственности предприятия магистральных и внутризаводских транспортных средств, их количество по видам и типам; количество потребителей промежуточной или конечной готовой продукции, выпускаемой предприятием.[5]
В зависимости от перечисленных
факторов и других факторов внешней
и внутренней среды устанавливается
соответствующая
В теории и практике организации
службы логистики на предприятиях существует
так называемая классическая трехуровневая
организационная структура
Рисунок 1 – Классическая
структура трехуровневой
Основными функциями первого уровня — общего управления (общего планирования) являются: [5]
проверка всей организации логистики на предприятии и, при необходимости, осуществление корректировки разработанных ранее планов по различным направлениям логистической деятельности;
разработка стратегии
организации - долгосрочного плана
развития службы логистики в соответствии
с возможной диверсификацией
предприятия - процесса создания принципиально
новых сфер и направлений производственно-
оценка деятельности отдельных подсистем логистики и системы в целом; координация тактической деятельности отделов (групп) службы логистики в отношении стратегических целей предприятия;
осуществление при необходимости определенных изменений в процедурах и операциях, выполняемых службой логистики; установление норм затрат на выполняемые логистические процедуры и операции, а также стандарты сервисного обслуживания. [5]
Исходной информацией
этого уровня управления являются показатели
производственно-хозяйственной
Функции второго уровня —
программного управления (управления
по программе) включают в свой состав
практически все функции
Кроме того, в функции данного
уровня управления входит: реализация
политики и стратегии ведения
производственно-хозяйственной
Данный уровень управления состоит из руководителей-менеджеров, но направлениям логистической деятельности (материально-техническое снабжение, складское и транспортное хозяйство, распределение материальных ресурсов по производственным подразделениям предприятия, сбытовая деятельность). Кроме того, данный уровень управления имеет в наличии персонал, обеспечивающий логистическую деятельность, — инженеров, контролеров и аналитиков, которые планируют логистическую деятельность, проверяют возникшие изменения в системе и отдельных ее подсистемах, разрабатывают направления и решения по восстановлению планируемого процесса, а также решают вопросы сервисного обслуживания, окупаемости логистических затрат, локальной и общей тактики поведения на рынке (по каждой подсистеме логистики), эффективной реализации общей стратегии предприятия. [3]
В функции третьего уровня — оперативное управление (оперативные компоненты), представляющее собой простые составляющие деятельности отдельных подсистем. В оперативное управление входит:
управление операциями и процедурами движения материально-техническими ресурсов;
работа с поставками продукции, по которым нарушается график ее движения; подготовка и предоставление на уровень программного управления информации о зафиксированных нарушениях деятельности в подсистемах;
оперативное управление подсистемами в режиме времени и затрат, установленных управлением программного уровня; отчет перед уровнем программного управления о результатах деятельности подсистем в соответствии с запланированным временем и затратами. [5]
Управление на данном уровне
является в принципе «рутинным» процессом
и включает в себя функциональные
обязанности сотрудников
Особое место в трехуровневой структуре организации службы логистики на предприятии, так же как и в любой другой структуре, организационно построенной на отличающихся от трехуровневой структуры принципах, занимают информационные потоки. При этом иерархия движения и использования информационных потоков в логистической деятельности имеет, как правило, также три самостоятельных уровня (рисунок 2). На каждом уровне управления информационный поток выполняет свои строго определенные функции.[4]
Рисунок 2 – Иерархия движения информационного потока в службе логистики
Оперативный уровень контроля. Информационный поток на этом уровне имеет довольно широкий диапазон данных. Здесь осуществляется реализация решений, носящих оперативный характер, — реакция на любое содержание получаемой нормативной, справочной, оперативной, аналитической или другой информации. Информация этого уровня, как правило, используется для осуществления оперативного планирования по различным направлениям деятельности службы логистики, а также для проведения контроля за решениями, принятыми на оперативном уровне управления. [5]
Уровень тактического принятия
решений. Диапазон информационного
потока этого уровня несколько уже,
чем на оперативном уровне контроля,
но информация здесь более концентрирована,
максимально обработана и сгруппирована.
На этом уровне управления используется
часто управленческая информация, необходимая
для осуществления тактического
планирования и принятия управленческих
решений по различным процессам
производственно-хозяйственной
Уровень стратегического
принятия решений. Весь информационный
поток на этом уровне управления максимально
сконцентрирован. Справочная, нормативная,
оперативная и аналитическая
информация в данном случае предназначена
для осуществления
Пирамидальная организационная структура представляет собой многоуровневую иерархию — трехуровневую, четырехуровневую и более. Эта структура имеет следующие характеристики:
углубленная специализация с появлением каждого нового уровня;
повышенный контроль и координация на каждом уровне;
максимальная формальность производственных связей «руководитель — подчиненный»;
достаточно медленный процесс принятия решений в условиях неопределенности;
возможность возникновения конфликтности целей фирмы и отдельных - ее звеньев;
незначительное число подчиненных у руководителя на каждом уровне производственно-хозяйственной структуры. [4]
На промышленных предприятиях, имеющих полную производственную многоитерационную микрологистическую цепь, в трехуровневой организационной структуре службы логистики, как правило, формируются следующие отделы и группы (с фрагментами выполняемых функций):
отдел материально-технического снабжения или закупок (расчет потребности в материальных ресурсах, выбор поставщика, организация процесса закупок);