Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:12, реферат
Логистика - наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Глава 1
Введение
Логистика - наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Объектом изучения дисциплины
"Логистика" являются материальные
и связанные с ними информационные
потоки. Актуальность дисциплины и
возрастающий интерес к ее изучению
обусловлены потенциальными возможностями
повышения эффективности
Управление материальными
потоками всегда являлось существенной
стороной хозяйственной деятельности.
Однако лишь сравнительно недавно оно
приобрело положение одной из
наиболее важных функций экономической
жизни. Основная причина - переход от
рынка продавца к рынку покупателя,
вызвавший необходимость
Существует несколько
десятков определений понятия логистики
как экономической
Логистика как наука разрабатывает
научные принципы, методы, математические
модели, позволяющие планировать, контролировать
и управлять
Логистика как хозяйственная деятельность - это процесс управления движением и хранением сырья, материалов, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте от первичного источника сырья до конечного потребителя ГП, а также связанной с этими операциями информацией.
Логистика позволяет на научной основе решать множество разнообразных задач различной сложности и масштабов, перечислим лишь некоторые из них:
Основным объектом управления
логистики, как хозяйственной
В ходе прохождения по логистической цепи МП доводится до предприятия, затем организуется его рациональное движение через цепь складских и производственных участков, после чего ГП доводится до потребителя. Качественный состав МП по мере продвижения по ЛЦ меняется. Между источником сырья и первым перерабатывающим предприятием, а также между различными производственными предприятиями движутся, как правило, массовые однородные грузы: сырье, материалы, полуфабрикаты. Внутри отдельных производств между цехами и внутри цехов перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты. В конце ЛЦ МП состоит из разнообразных товаров, готовых к употреблению.
Глава 2
Организация складских процессов с элементами логистики
Краткая характеристика складских операций
Логистические функции складов
реализуются в процессе осуществления
отдельных логистических
Рассмотрим состав складских операций, выполняемых на складах предприятий оптовой торговли.
В целом комплекс складских операций представляет собой следующую последовательность:
♦ разгрузка транспорта;
♦ приемка товаров;
♦ размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели;
♦ отборка товаров из мест хранения;
♦ комплектование и упаковка товаров;
♦ погрузка;
♦ внутрискладское перемещение грузов.
Кратко охарактеризуем отдельные операции.
Наиболее тесный технический
и технологический контакт
♦ разгрузка — логистическая операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза,
♦ погрузка — логистическая операция, заключающаяся в подаче, ориентировании и укладке груза в транспортное средство.
Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.
Следующей, существенной с точки зрения совокупного логистического процесса, операцией является приемка поступивших грузов по количеству и по качеству.
Решения по управлению материальным
потоком принимаются на основании
обработки информационного
В процессе приемки происходит
сверка фактических параметров прибывшего
груза с данными товарно-
Проведение приемки на
всех этапах движения материального
потока от первичного источника сырья
до конечного потребителя
На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться в стеллажах или в штабелях.
Следующая операция — отборка товаров из мест хранения, может производиться двумя основными способами:
♦ отборка целого грузового пакета;
♦ отборка части пакета без снятия поддона.
Эта операция может выполняться с разной степенью механизации.
В высотных складах тарно-штучных грузов отборщик в специальном стеллажном подъемнике передвигается вдоль ячеек стеллажа, отбирая необходимый товар. Такие склады называют статическими.
Другой вариант отборки реализуется в так называемых высотных динамических складах. Здесь стеллажный подъемник автоматически подается к ячейке с необходимым грузом. С помощью телескопического вилочного захвата грузовой пакет вынимается из места хранения и транспортируется к рабочему месту отборщика. Необходимое количество груза отбирается, остальное подается назад в место хранения.
Максимальная высота статических
складов составляет обычно 12 м. Длина
стеллажей выбирается произвольно,
но считается оптимальным
Динамические склады обычно крупнее статических. Высота стеллажей. 16 — 24 м, но может достигать и 40 м. Длина — вплоть до 150 м.
Товар со склада предприятия
оптовой торговли может доставляться
заказчику силами этого предприятия.
Тогда в помещении, отдельном
от основного помещения склада, необходимо
организовать отправочную экспедицию,
которая будет накапливать
Завершает технологический процесс на складе операция погрузки.
Поступление грузов на склад
Существенным резервом повышения
эффективности функционирования материалопроводящих
систем является переход от традиционно
разрозненного решения задач
складирования и
Таким образом, при определении количества постов обслуживания транспорта необходимо находить компромисс между:
♦ размером расходов на строительство и эксплуатацию постов обслуживания транспорта;
♦ размером суммарных расходов на строительство площадок для ожидания и маневрирования транспорта и расходов на возможный простой транспортных средств в ожидании обслуживания.
В общем виде сказанное можно выразить формулой:
Cобщ = C1×N+C2×K
где С общ — суммарные экономические затраты и потери;
С1 — расходы, связанные со строительством и эксплуатацией одного поста обслуживания транспорта;
N — количество постов обслуживания;
С2 — затраты и потери, связанные с организацией ожидания и возможным простоем транспорта, приходящиеся на единицу транспортного средства;
К — среднее число единиц транспорта, ожидающих разгрузки.
Очевидно, что при увеличении числа постов И очередь, то есть значение К, сокращается. Оптимальным будет такое количество постов обслуживания, которое обеспечит минимальные общие затраты.
Прием и отправка грузов со склада могут выполняться на одном совмещенном участке, а могут быть пространственно разъединены (рис. 1). Тот и другой вариант имеют свои преимущества и недостатки.
Рис. 1. Варианты взаимного расположения участков поступления и отпусков груза
Совмещение участков поступления и отпуска груза позволяет:
♦ сократить размер площади, необходимой для выполнения соответствующих операций;
♦ облегчить контроль операций разгрузки и погрузки— операций с высокой интенсивностью материальных, транспортных и людских потоков;
♦ повысить использование оборудования за счет сосредоточения в одном месте всего объема погрузочно-разгрузочных работ, более гибко использовать персонал.
Основным недостатком совмещения участков приемки и отпуска грузов является появление т.н. встречных грузовых потоков, со всеми вытекающими сложностями, в том числе и с возможной путаницей между отправляемыми и получаемыми товарами.
Организация в одном месте приемки и отправки будет существенно затруднена, если тип и размеры прибывающего и отправляемого со склада транспорта различны.
Облегчить организацию совмещенного участка может разъединение по времени операций поступления и отправки.
Информация о работе Организация складских процессов с элементами логистики