Организация железнодорожных перевозок грузов и их совершенствование на логистической основе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:07, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение и анализ практического применения организации железнодорожных перевозок грузов и их совершенствование на логистической основе.
В настоящее время требуется не только перевезти груз и выдержать срок его доставки, но и осуществить транспортное обслуживание по различным классам качества, минимизируя потери при перевозке и затраты на них. Для этих целей необходимо применять удобные для грузоотправителей и грузополучателей технологии перевозочного процесса, оптимально согласовывать ритмы работы поставщиков, потребителей, железнодорожного транспорта и время доставки грузов для конкретных грузоотправителей и грузополучателей, информировать их о продвижении груза, обеспечивать полноту и качество предоставляемых услуг и т.п. в соответствии с законодательством, для достижения максимальной эффективности работы транспорта. Именно это отражает актуальность выбранной темы.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты организации железнодорожных перевозок грузов
1.1 Характеристика железнодорожного транспорта в России на современном этапе
1.2 Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом
1.3 Транспортная логистика как инструмент оптимизации транспортных операций на предприятии
2. Анализ деятельности транспортного предприятия ООО «ДХЛ Логистика»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «ДХЛ Логистика»
2.2 Порядок, особенности и проблемы осуществления перевозочного процесса железнодорожным транспортом на ООО «ДХЛ Логистика»
3. Пути совершенствования организации железнодорожных перевозок грузов на логистической основе на ООО «ДХЛ Логистика»
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию организации железнодорожных перевозок
3.2 Оптимизация процедуры обработки заказов потребителей
3.3 Совершенствование информационного взаимодействия участников перевозочного процесса
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Диплом Марика (Автосохzzzz.docx

— 159.65 Кб (Скачать документ)

Груз — объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах и контейнерах. }источник Грузовая и коммерческая работа на железнодорожном транспорте. Под ред. А.Ю. Костенко, Хабаровск, 1999.-314 с.

Грузоотправитель (отправитель) - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.

3. Организация грузовой и коммерческой работы на ж.д. тр.  Смехов

    

 

Груз выдается на железнодорожной  станции назначения грузополучателю.

Грузополучатель (получатель) - физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза, багажа и грузобагажа.

Пользователь услугами железнодорожного транспорта - пассажир, грузоотправитель, грузополучатель либо иное физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте.

 Перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж грузополучателю. }источник Дерибас А.Т., Повороженко В. В., Смехов А.А. Организация грузовой и коммерческой работы на ж/д транспорте, М., 1980.- 236 с.

Перевозочный  процесс - совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте Российской Федерации осуществляется между железнодорожными станциями с участием одной и более инфраструктур.

Инфраструктура  железнодорожного транспорта общего пользования (далее инфраструктура) - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, систему сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Перевозочный  процесс связан с выполнением  постоянно повторяющихся операций: прием груза к отправлению, маневровые передвижения, связанные с подачей вагонов под погрузку, погрузка в вагоны, маневры, связанные с их уборкой, формирование поездов и подготовка их к отправлению, движение поездов до станции назначения, расформирование и формирование поездов в пути следования, расформирование поездов на станции назначения, маневры по подаче вагонов к месту выгрузки, выгрузка и выдача груза грузополучателю и т.д. Перевозочный процесс сопровождается массовой передачей, приемом и переработкой информации об указанных операциях. При смешанных перевозках производится перегрузка с одного вида транспорта на другой.

Все операции перевозочного процесса должны выполняться  наиболее рациональным методом с наилучшим использованием транспортных средств и с наименьшими затратами. В современных условиях это возможно при обеспечении единства управления перевозочным процессом сверху донизу и применении сквозных сетевых технологий, исключающих потери времени на стыках существующих границ отделений и железных дорог.

В 2001 г. решением Коллегии МПС России на железнодорожном транспорте введена новая организационная  структура управления перевозочным процессом, которая включает Центр управления перевозками МПС России (ЦУП), семь региональных центров управления перевозками (ЦУПР) и опорные центры управления (ОЦ) на дорогах.

Технология управления основывается на принципах «точно в  срок» и «от двери до двери» с использованием твердых ниток  графика движения поездов, разрабатываемых для конкретных грузопотоков, грузоотправителей и грузополучателей.

Наиболее эффективно перевозочный процесс осуществляется при создании комплексных транспортно-технологических  систем на основе транспортной логистики.

Логистика - это теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения; планирование материального спроса потребителя.

Доставка продукции  от производителя до потребителя  «точно в срок» при минимальных  затратах грузовых и материальных ресурсов — основа транспортной логистики. При этом функции железных дорог расширяются и вторгаются непосредственно в сферы производства и потребления с учетом экономических интересов производителя, железных дорог и потребителя.

Характеристика отправок. }источник Нечаев Г.И., Бабушкин Г.Ф. Управление грузовой и коммерческой работой и грузоведение, Луганск, 2002. - 207 с.

Повагонная - предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление отдельного вагона.

Контейнерная - предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление отдельного контейнера

Мелкая - предъявляемая по одной накладной, ограниченная по массе и объему (от 0,02 до 5 тонн и объемом не более 1/3 вместимости вагона) не, партия груза, для перевозки которой не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера.

Групповая - предъявляемая по одной накладной партия груза, для перевозки которой требуется предоставление больше одного вагона, но меньше маршрута

Маршрутная - предъявляемая по одной накладной партия груза, в количестве, соответствующей весовой норме или длине поезда, установленной для маршрутов. Неверное название маршрутов – турные поезда или «вертушки». Маршруты подразделяются на:

Кольцевые - когда маршрут следует по кольцу (например, на станции А производится погрузка угля в адрес станции Б, по прибытии маршрута на станцию Б и выгрузки угля, производится погрузка щебня в адрес станции В, по прибытии на станцию В и выгрузки щебня маршрут следует в адрес станции А в порожнем состоянии, после чего цикл повторяется). Только такой маршрут может называться «вертушкой».

Прямые отправительские - когда маршрут не привязывается к конкретным станциям и конкретной схеме (как кольцевые). Прямые, следующие в распыление - когда маршрут следует от одного грузоотправителя к разным грузополучателям, расположенным на одной станции выгрузки или когда два и более маршрута следуют от станции погрузки, объединенные в один, до ближайшей технической станции, после чего разделяются.

Сборная повагонная - предъявляемый по одной накладной груз разных наименований и позиций номенклатуры, следующий в адрес одного грузополучателя в одном вагоне.

Классическая схема  транспортной логистики объединяет трех участников:

    • поставщик (грузоотправитель);
    • перевозчик (железная дорога или другой вид транспорта);
    • потребитель (грузополучатель).

}источник Нечаев Г.И., Бабушкин Г.Ф. Управление грузовой и коммерческой работой и грузоведение, Луганск, 2002. - 207 с.

Например, согласованный подвод потоков руды и угля кольцевыми маршрутами в адрес ОАО «Северсталь» от поставщиков Мурманской области и Республики Коми.

Реализация транспортных логистических систем позволяет  сократить простои вагонов, уменьшить  запасы различных видов сырья, число  резервных путей и объемы резервов перерабатывающей способности мест погрузки и выгрузки.

На железных дорогах  Российской Федерации разработан и  осуществлен ряд эффективных транспортно-технологических систем на основе транспортной логистики:

    • отправительская маршрутизация (связывает в единую логистическую систему грузоотправителя и грузополучателя, то есть поставщика и потребителя товаров);
    • организация технологических маршрутов (взаимосогласованная система «производитель - транспорт - потребитель»);
    • укрупнение групп вагонов в адрес одного грузополучателя (связывает в единую систему производителей, потребителей и др.).

Создание эффективных  железнодорожных логистических  систем является актуальной задачей  реструктуризации железнодорожного транспорта. В перспективе сеть железных дорог  России будет представлять собой  и сеть логистических центров, которые  будут способствовать повышению  конкурентоспособности железнодорожного транспорта и производителей товаров.

В процессе организации  перевозок грузов выполняются грузовые и коммерческие операции.

Грузовая операция - погрузка грузов из складов в транспортные средства (вагоны, автомобили и др.) и выгрузка из них в склады, перегрузка грузов из вагонов в вагоны при перевозке по железным дорогам с разной шириной колеи, перегрузка грузов с одного вида транспорта на другой (прямая операция); перемещение грузов внутри складов для проверки его наличия или массы (перевески) и др. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для студенческих вузов / Л.П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Дашков и К, 2002. - 596 с.

Коммерческая операция - включает составление, обработку перевозочных и передаточных документов, оформление учетно-отчетной документации, взыскание всех видов платежей и сборов за перевозку грузов по железным дорогам и с участием других видов транспорта. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для студенческих вузов / Л.П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Дашков и К, 2002. - 596 с. Кроме того, к коммерческим операциям относится подготовка вагонов к перевозке различных грузов и их осмотр в коммерческом отношении; транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, ведение актовопретензионного, договорного делопроизводства; дополнение и исправление тарифных руководств и книг конвенционных запрещений. Коммерческими операциями являются также взвешивание грузов, пломбирование вагонов и контейнеров, составление и обеспечение сохранности документации, связанной с погрузкой грузов в открытый подвижной состав и т.п.

Перевозка грузов железнодорожным  транспортом организуется на договорных началах.

Формы заявок на перевозки  грузов, порядок заполнения и представления  этих заявок, их выполнения и учета  устанавливаются правилами перевозок  грузов.

Повышение эффективности  и качества работы железных дорог в большой мере зависит от уровня планирования и организации их эксплуатационной деятельности.

В плане эксплуатационной работы устанавливаются объем работы подвижного состава и качественные показатели его использования, а  также величина потребных парков локомотивов и вагонов. Поэтому планирование эксплуатационной работы часто называют планированием работы подвижного состава.

Работа подвижного состава  планируется с таким расчетом, чтобы план перевозок грузов и  пассажиров выполнялся полностью, высокопроизводительно  и с минимальными затратами.

В грузовом движении план работы подвижного состава разрабатывается  на основе схем грузовых потоков по участкам или дороги.

Порядок разработки плана  следующий:

  1. устанавливаются нормы нагрузки вагонов по отдельным родам грузов и показатели погрузки, выгрузки, приема и сдачи грузов. Густота перевозок в тоннах пересчитывается на вагоны и определяется пробег груженых вагонов;
  2. составляется баланс порожних вагонов по станциям и участкам. Пункты выгрузки грузов и избытка порожних вагонов прикрепляются к пунктам погрузки грузов и недостатка порожних вагонов с учетом структуры вагонного парка. Строится схема порожних вагонопотоков и определяется порожний, а затем и общий пробег вагонов;
  3. рассчитываются тонно-километры брутто по участкам. На основе имеющихся длин приемоотправочных станционных путей и принятых весовых норм поездов устанавливаются пробеги и густота их движения по участкам;
  4. определяется линейный пробег локомотивов исходя из принятого числа пар поездов по участкам, а также размещения участков подталкивания и двойной тяги;
  5. устанавливается число специальных маневровых локомотивов и их пробег на основе планового объема переработки вагонов на отдельных станциях. По данным о числе и продолжительности остановок сборных поездов на промежуточных станциях определяется размер маневровой работы поездных локомотивов;
  6. рассчитывается потребный рабочий парк вагонов и локомотивов исходя из поучастковых данных о пробегах подвижного состава и данных о работе депо и станций.

В хозяйственном движении показатели определяются в том же порядке, что и в грузовом. По мере разработки отдельных частей плана  рассчитываются сводные показатели, характеризующие качество работы отделений  или дорог.

Работа подвижного состава  планируется в физических вагонах. Объем работы определяется в среднем  за сутки. Поэтому прежде всего необходимо грузопотоки пересчитать в вагонопотоки. Пересчет выполняется с помощью показателя статической нагрузки. Каждый показатель, выраженный в тоннах (погрузка, прием, густота движения грузов и т. д.), делится на величину статической нагрузки.

Очень важно правильно  определить среднюю щ1анову10 величину статической нагрузки, так как  от этого зависит и размер пробега  подвижного состава, и потребный  парк.

Статическая нагрузка определяется отдельно по каждому массовому грузу  и каждой планируемой группе грузов. При этом учитываются типы вагонов, в которых может перевозиться данный груз (крытые, платформы, цистерны и др.), удельный вес каждого типа вагонов в перевозке груза  и техническая норма загрузки каждого типа вагонов при перевозке  этого груза.

Информация о работе Организация железнодорожных перевозок грузов и их совершенствование на логистической основе