Организация железнодорожных перевозок грузов и их совершенствование на логистической основе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:07, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение и анализ практического применения организации железнодорожных перевозок грузов и их совершенствование на логистической основе.
В настоящее время требуется не только перевезти груз и выдержать срок его доставки, но и осуществить транспортное обслуживание по различным классам качества, минимизируя потери при перевозке и затраты на них. Для этих целей необходимо применять удобные для грузоотправителей и грузополучателей технологии перевозочного процесса, оптимально согласовывать ритмы работы поставщиков, потребителей, железнодорожного транспорта и время доставки грузов для конкретных грузоотправителей и грузополучателей, информировать их о продвижении груза, обеспечивать полноту и качество предоставляемых услуг и т.п. в соответствии с законодательством, для достижения максимальной эффективности работы транспорта. Именно это отражает актуальность выбранной темы.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты организации железнодорожных перевозок грузов
1.1 Характеристика железнодорожного транспорта в России на современном этапе
1.2 Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом
1.3 Транспортная логистика как инструмент оптимизации транспортных операций на предприятии
2. Анализ деятельности транспортного предприятия ООО «ДХЛ Логистика»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «ДХЛ Логистика»
2.2 Порядок, особенности и проблемы осуществления перевозочного процесса железнодорожным транспортом на ООО «ДХЛ Логистика»
3. Пути совершенствования организации железнодорожных перевозок грузов на логистической основе на ООО «ДХЛ Логистика»
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию организации железнодорожных перевозок
3.2 Оптимизация процедуры обработки заказов потребителей
3.3 Совершенствование информационного взаимодействия участников перевозочного процесса
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Диплом Марика (Автосохzzzz.docx

— 159.65 Кб (Скачать документ)

 

1.3 Транспортная логистика как инструмент оптимизации транспортных операций на предприятии

Все определения логистики, как сферы  научной деятельности, сводятся к  тому, что она  представляет собой комплексную науку, занимающуюся изучением разного рода материальных потоков в сфере производства и обращения продукции.  Мы рассматриваем управление материальными потоками, так как предприятия, как субъекты хозяйственной деятельности, составляют единое экономическое пространство, и на каждом предприятии производственные факторы взаимодействуют друг с другом и внешней средой и обеспечивают выпуск продукции (т.е. товаров и услуг). При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных ресурсов. В соответствии с экономическими законами оно может действовать так, чтобы: 

  • максимизировать свои результаты. При заданном объеме производственных ресурсов, стремиться к наибольшему выпуску   
    продукции, что приведет к максимизации прибыли, т.е. денежного выражения производства; 
  • минимизировать расход производственных ресурсов при определенном объеме выпуска продукции; 
  • оптимизировать результаты. Отсюда следует, что затраты и результаты должны находиться в определенном оптимальном сочетании.

Соблюдение  экономических  законов в производственно-хозяйственной  деятельности приводит к необходимости предприятию-производителю осуществлять обменные процессы с поставщиками и другими сторонними организациями  доводя свою продукцию до потребителя. Поэтому, именно логистика служит необходимой составляющей этих процессов.

Главная цель логистики - обеспечение поставок необходимой продукции в нужное место, в указанное время, при оптимальных   
затратах, требуемого качества и количества.

Логистика работает с материальным потоком, организовывать и  контролировать который сложно без разделения его на определенные действия, в результате который и образуется сам поток.

Логистическая операция - это любое элементарное действие или совокупность действий, приводящее к преобразованию, параметров материального и/или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с  материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, которая отвечает этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям. {Источник Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. - Таганрог., изд-во ТРТУ, 2005

Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций.

Логистические функции делятся на три большие  группы базисные, ключевые и поддерживающие.

В качестве ключевых логистических функций выделяют:

    • поддержание стандартов обслуживания потребителей;
    • управление закупками;
    • транспортировку;
    • управление запасами;
    • управление процедурами заказов;
    • управление производственными процедурами;
    • ценообразование;
    • физическое распределение продукции.

Функция поддержания стандартов обслуживания потребителей обеспечивает заданное качество продукции. Распределение товаров и послепродажный сервис - важнейшие задачи логистического менеджмента любой фирмы.

Значение  управления закупками в логистике трудно переоценить. От успешного решения задач, стоящих перед этой ключевой функцией, - выбора поставщиков, планирования потребностей в ресурсах, определения сроков и объемов поставок, выбора транспорта и т. д. - зависит эффективная и бесперебойная работа предприятия. Помимо этого, правильный выбор поставщика, учитывающий его местоположение, надежность, качество поставляемой им продукции, в значительной степени влияет на величину логистических издержек.

Транспортировка - одна из ключевых логистических функций, так как без нее практически не существует материального потока. Включает не только перевозку грузов, но и организацию погрузки-разгрузки, экспедирование грузов, выбор вида транспорта, оптимизацию маршрутов движения и т.д. В связи с тем что в некоторых отраслях экономики на транспортировку приходится 2/3 суммарных логистических издержек, значение этой функции очевидно.

Управление  запасами материальных ресурсов и готовой продукции - это создание, контроль и регулирование уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Обычно имеется потребность в определенных запасах материальных ресурсов или готовой продукции, играющих роль звена, сглаживающего неравномерность спроса, производства или снабжения. Нивелируя риски сбоев в производстве или снабжении, запасы в то же время могут привести к замораживанию значительных финансовых средств, поэтому в логистике уделяется большое внимание их оптимизации при сохранении требуемого уровня обслуживания потребителей.

Управление  процедурами заказов - это установление порядка их получения и обработки, определение времени поступления готовой продукции или услуг, координация работ по доставке и продаже готовой продукции потребителям.

Управление  производственными процедурами  (операционный менеджмент) заключается в эффективном управлении материальными потоками в процессе производства. Под эффективным управлением здесь понимают управление, приводящее к снижению затрат и повышению качества продукции. Поставленные задачи решаются, например, с помощью микрологистических систем «точно в срок», «Канбан» и т. д.

Ценообразование - функция, определяющая логистическую стратегию, которая задает уровень общих логистических издержек, составляющих значительную часть цены готовой продукции.

Физическое  распределение продукции - комплексная логистическая функция, составная часть процесса дистрибьюции. Заключается в физическом перемещении и хранении готовой продукции производителями и (или) посредниками. { источник Ворожейкина Т.М., Игнатов В.Д. Логистика в АПК.- М.: КолосС, 2005.-184 с.: ил.-(Учебник и учеб. пособия для высш. учеб. заведений).

 Таким образом, операция связывает какую либо из функций с конечным результатом. Логистические операции и функции задаются начальными условиями, параметрами внешней среды, альтернативами стратегии, характеристиками целевой функции. Для определения объема логистических операций фирмы следует учитывать внешние, межцеховые, межучастковые, межоперационные, внутрискладские и прочие грузопотоки, которые зависят от целого ряда факторов, и в первую очередь от уровня организации производства.  Логистические операции обеспечивают наличие нужного и качественного предмета или продукта труда в необходимом количестве, в нужном месте, в нужное время. То есть обуславливаю «золотой закон» логистики.

Перечислим  некоторые из них: вывоз и транспортировка  производственного груза, его доставка на предприятие, погрузка, разгрузка, укладка на хранение, подача в производственные цеха, вывоз готовых полуфабрикатов и конечных изделий, хранение и доставка конечному потребителю.

Логистические операции, таким образом, это любые  операции, совершаемые с вещественными  предметами и продуктами труда в  сферах производства и обращения, за исключение технологических операций по производству материальных благ. Но стоит сделать поправку, что к  таким операциям могут относиться операции по обработке, хранению и передаче соответствующей информации. К операциям с информацией относят: сор, обработку, и передачу информации. В классических концепциях выделяют такие логистические  операции.

По  природе потока:

  • логистические  операции с материальным потоком (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, внутренние перемещения  сырья и материалов при реализации логистических функций производства, упаковка груза, укрупнение грузовых единиц, хранение);
  • логистические  операции с информационным потоком (сбор, хранение, обработка и передача информации).

По  отношению к логистической  системе:

  • внешние – ориентированы на интеграцию логистической системы с внешней средой (операции в сфере поставок и сбыта);
  • внутренние – операции, которые выполняются внутри логистической системы.

На внешние  логистические операции случайные  изменения влияют в большей степени, чем на внутренние.

По  характеру выполнения работ:

  • операции с добавочной стоимостью, которые  изменяют свойства товаров (раскрой, расфасовка, сушка и т.д.);
  • операции без добавочной стоимости (хранение товаров).

По  переходу права собственности  на товар:

  • односторонние – операции, не связанные с переходом права собственности на продукцию и страховых рисков, выполняется внутрилогистической системы;
  • двухсторонние – операции, связанные с переходом права собственности на продукцию и страховых рисков от одного юридического лица к другому.

По  направленности:

  • прямые – операции, направленные от генератора материального потока и информации к его потребителю;
  • обратные – операции, направленные от потребителя  к генератору материального потока и информации.

 

     Здесь следует отметить, что если товары производственно-технического и потребительского назначения возвращаются от потребителя  к поставщику, то они не обязательно  проходят той же логистической цепочкой, по которой они доставлялись от поставщика к потребителю. Наиболее распространенными  примерами реализации обратной логистической  цепочки являются: возврат торговым посредником своему поставщику товара, срок реализации которого истек, возврат  покупателем торговому посреднику дефектного товара, возврат тары потребителем поставщику и т.д. Это так называемая реверсивная логистика.

К логистическим операциям можно  также отнести такие операции, как прогнозирование, контроль, оперативное  управление. Критерии оптимизации логистических операций. Основным  критерием эффективности логистической операции является достижение наилучших результатов при наименьших затратах ресурсов. Общий критерий эффективности логистической операции дополняется частными критериями:

  • научно-технической (обновление технической базы),
  • управленческий.

Показателями  экономической эффективности   определенной операции в системе снабженческой, производственной и сбытовой логистики могут быть ускорение, при прочих равных условиях, движения материальных и товарных потоков, сокращение продолжительности производственных циклов и циклов функционирования информационного потока, объема материальных и товарных запасов, управленческих расходов в логистической системе в целом. На практике для отражения результативности системы чаще всего используют такие взаимосвязанные показатели, как:

  • рентабельность;
  • фондоотдача;
  • производительность.

 

   Показатели  рентабельности демонстрируют отношение  прибыли к затратам, вложениям, инвестиционным затратам, т.е. характеризуют долю прибыли  на единицу затрат.     Этот  показатель используется для выявления  наиболее рентабельной продукции. 

В процессе ведения бизнеса (в том  числе в сфере логистики) необходимо регулярно оценивать уровень  использования оборудования с помощью  показателя фондоотдачи.

Фондоотдача характеризуется отношением годового объема реализованной продукции  к среднегодовой стоимости основных фондов.

Каждая фирма, исходя из своих особенностей,  устанавливает приемлемый уровень  фондоотдачи (ориентир) и в процессе деятельности стремится к его  повышению. 

Важными характеристиками эксплуатации оборудования как активной части  основных фондов являются коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования.

Для оптимизации управления логистикой следует предусматривать интеграцию:

  • планирования логистических операций с планированием деятельности всего предприятия;
  • операций по логистике с другими операциями, осуществляемыми предприятием;
  • информационных технологий, используемых в области логистики, с информационными технологиями всего предприятия;
  • информационных технологий с компаниями-партнерами.

Задачами  оптимизации управления логистикой являются контроль, анализ и снижение издержек товародвижения, включая:

  • стоимость перевозки различными видами транспорта;
  • стоимость погрузки у отправителей, выгрузки у получателей и возможных перевалок в пути следования;
  • затраты на хранение, непосредственно относящиеся к перевозке в связи с перевалкой, комплектацией или подработкой груза в пути следования;
  • расходы, связанные с нахождением груза и товара в пути, его непродуктивным хранением в процессе доставки (проценты на капитал, порча, потеря, хищение груза);
  • издержки формирования и содержания запасов у торгово-посреднических компаний;
  • «издержки дефицита», связанные с недостатком в отдельные моменты в каких-то звеньях сбытовой сети тех или иных товаров, с неумением управлять запасами, с кризисными явлениями в экономике;
  • расходы на упаковку, маркировку, оформление документации;
  • расходы по страхованию грузов, транспортно-экспедиторским операциям, ледокольной проводке, грузовые сборы;
  • затраты труда на количество грузов, полученных в смену и т. п.;

Информация о работе Организация железнодорожных перевозок грузов и их совершенствование на логистической основе