Понятие логистических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 19:37, контрольная работа

Описание

В настоящее время в связи с заметным ростом производства и увеличением номенклатуры производимых товаров, расширением сети оптовой и розничной торговли, ее совершенствованием, созданием складов (что в целом способствует росту оборота) в значительной мере выросла роль логистики, которую мы определяем как управление товарными потоками.
Грамотная организация логистической операции от закупки сырья, материалов, комплектующих и до поставки покупателю готовой продукции позволяет получать весьма заметную экономию оборотных средств и в этом смысле представляется важным инструментом в управлении производственно-коммерческой деятельностью предприятия.
Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов.
Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.
В работах зарубежных и российских специалистов, ученых и практиков зачастую содержатся разные, порой противоречивые, подходы к определению места логистики в производственном цикле, менеджменте и маркетинге.
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономичес¬кого механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их анализа и со¬вершенствования.
Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы.
Система (от греч. — це¬лое, составленное из частей; соединение) — это множество эле¬ментов, находящихся в отношениях и связях друг с дру¬гом, образующих определенную целостность, единство.
Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
Отличительной характеристикой логистической системы является наличие потокового процесса.
Актуальность исследования заключается в том, что логистическая система представляет собой очень сложный и четко работающий организм, собранный из отдельных органов (элементов). Бесперебойная работа такой системы в значительной степени определяется выверенной работой каждого ее элемента, залогом которой, в свою очередь, является совершенство применяемых технологий и техники.
Главной целью исследования является изучение логистических систем, их практическое использование, эффективность, перспективы развития и их значение на предприятии.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты развития логистических систем;
2. Проанализировать использование логистических систем на практике;
3. Изучить значение логистических систем на предприятии;
4. Рассмотреть транспортно-логистическую систему, как одну из разновидностей логистических систем.
Объектом исследования являются логистические системы.
Предметом исследования служит рассмотрение теоретических аспектов развития логистических систем, значения логистических систем на предприятии, а также их практического использования.

Содержание

Введение
1.Понятие логистических систем. Виды логистических систем…………………………….5
2.Понятие базового модуля. Роль базового модуля в логистике. Взаимосвязь размеров базового модуля и транспортной логистики……………………………………..13
Заключение
3.Практическая часть.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

лОГИСТИКАДокумент Microsoft Office Word.docx

— 265.21 Кб (Скачать документ)

     Один  из вариантов микрологистического  уровня, разработанный американскими  учеными, показывающий концепцию (принципы) логистической системы, приведен на рис. 1.4.

     Концепция (принцип) логистической системы  связана с управлением материалами  и управлением распределения. Американские ученые считают логистику структурой планирования, а не функцией предпринимательства. Другими словами, задача управления в области логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.

     Одна  из особенностей принципа логистики  состоит в том, что она уделяет  внимание не только интеграции видов  деятельности, которые традиционно  относятся к различным функциям предпринимательства, но при принятии решения объединяет их. Например, во многих компаниях, где отсутствует  логистическая система, ответственность  за запасы может быть функцией производства, а транспортирование — функцией распределения, и при решении  вопросов, связанных с запасами, могут не приниматься во внимание проблемы транспорта. В логистической  системе все виды деятельности взаимосвязаны, и при принятии решения должны быть учтены отрицательные и положительные  стороны различных функциональных областей.

     Схема напоминает кругооборот капитала: Д-Т,..., П,...,Т-Д' ,

     где Д—Т — процесс снабжения (управление материальными ресурсами); П —  производство, где возникает внутренний материалопоток (внутрипроизводственные перевозки); Т—Д' — процесс сбыта (распределение продукции).

     Логистическая система (см. рис. 1.1) может работать как внутри производства, осуществляя  внутрипроизводственные перевозки, так  и в сфере обращения, связывая экономические районы, поставщиков  и потребителей.

     Логистика рассматривается в двух аспектах: управленческом и технологическом. При организации управления снабжением продвижение материального потока и обеспечение сбыта являются предметом организационного управления. При совершенствовании технологий транспортных перевозок, складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля оптимизируются затраты  на эффективное функционирование каждой из этих служб, оптимизация затрагивается  предметом технологического процесса. 

      Рис 1.1. Принцип  логистической системы: 

     Логистика — международный термин, многие ученые считают логистику процессом  управления материалопотоком. Однако некоторые экономисты понятие логистики  определяют и другими терминами: распределение, физическое обеспечение, физическое распределение и др. 
 
 

     Графически  этот процесс показан на рис. 1.2. 

     

     Рис 1.2. Логистическая система в сфере  производства и обращения 

     Распределение — вид деятельности и структурные  формирования, которые занимаются рекламой, реализацией, транспортированием продукции  и оказанием услуг покупателям. Физическое распределение охватывает ту часть системы логистики, которая  связана с доставкой продукции  от продавца к потребителю, а физическое обеспечение — часть логистической  системы, которая осуществляет движение сырья и материалов от поставщика или источника сырья.

     Логистика — область деятельности, к которой  государственный и частный секторы  проявляют растущий интерес. Она  приобретает все большее практическое значение (рис. 1.4).

     В логистических решениях взаимодействуют  следующие действующие лица:

  • продуценты (создающие, производящие продукты), поставщики;
  • транспортные агентства;
  • правительство;
  • потребители.

     В частном секторе потребитель  формирует спрос на продукцию  изготовителя. Изготовитель выступает  в качестве поставщика, он договаривается с транспортными агентствами  о перемещении сырьевых материалов на предприятия, а готовой продукции  — с предприятий на рынки. Таким  образом, спрос на транспортные перевозки  — это производный спрос. Правительство  обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры, управляет и руководит  услугами.

     Итак, мы выяснили, как возникает потребность  в логистике, и выяснили, что логистика  — это наука и искусство  управления материалопотоком, т.е. управления продвижением продукции от источника  к потребителю. Функции логистики  включают управление всем материалопотоком, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции  конечному потребителю, а также  управление информационным потоком, ассистирующим  движение материалов.

     Какую бы мы логистическую систему ни рассматривали (производственную или работающую в сфере обращения), ее структура образована следующими функциональными областями.

  1. Транспорт. При логистическом подходе транспорт включает перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и надежность.
  2. Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.

     3. Запасы. Выполняют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе. Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя, или же ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.

  1. Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. С их помощью передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.
  2. Другие функциональные области. К ним относятся производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производства.
  3. Кадры. Важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.
  4. Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства, должны не только определять его потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения. Некоторые экономисты не рассматривают производственную единицу как функциональную область в системе логистики. Однако отмечают, что производственные мощности и экономическая приспосабливавмость предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Основными проблемами для нее являются определение размера и размещение предприятия.

     Составляя логистическую систему, как правило, используют функциональные области  логистики. Поэтому основные издержки логистики складываются из расходов на транспортировку продукции, складирование  ее, поддержание товарно-материальных запасов, получение, отгрузку и упаковку товаров, расходов по обработке заказов, административных расходов и др.

     Логистическая система — это не только источник издержек, но и потенциальное орудие создания спроса на продукцию. За счет совершенствования логистической  системы можно предложить лучшее обслуживание или понижение цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов. Фирма теряет клиентов, когда  не обеспечивает поставку товара в  срок. Например, клиенты фирмы «Вулворт» (система розничных супермаркетов  США) утверждают, что возможность  организации быстрого снабжения  ценится ими больше, чем известность  товарного знака компании-поставщика.

     Логистическая система взаимодействует с управленческими  функциями — планированием, организацией и контролем.

     Логистическая система, используемая фирмой для выработки  стратегии в таких видах деятельности, как планирование и производство, взаимодействует с функциональными  областями: производство и технология, маркетинг, а также финансирование и администрирование.

     В планировании логистика оказывает  влияние на производство и технологию за счет выбора места размещения фирмы, планирования складской сети, складской  обработки грузов, выбора оборудования, транспортной модели; в области маркетинга логистика определяет каналы распределения, цели обслуживания потребителей; финансирование и администрирование связаны  с разработкой информационной системы, контроля над запасами и бюджетом.

     Производственная  деятельность логистики связана  с составлением производственного  календарного планирования, прогнозом  продаж, обработкой заказа, диспетчеризацией, контролем за деятельностью, управлением  запасами готовой продукции, внешними и внутренним транспортом и другими  функциями.

     Виды  логистических систем

 

     Существуют  различные классификации логистических  систем.

     1. Существуют и различные варианты  логистических систем. Классификация  их представлена на рис. 1.3.

     

 

     Рис 1.3. Классификация логистических  систем 

     Из  рис. 1.3 видно, что логистические  системы делятся на две группы: макрологические и микрологические  системы. Макрологические системы  изучает наука макроэкономика, а  микрологические системы — микроэкономика. Приставка макро-, обозначающая «большой», показывает, что эта ветвь экономической  теории изучает крупномасштабные экономические  явления, а микро-, означающая «малый», отражает тот факт, что этот раздел экономики изучает экономические явления, совершаемые малыми экономическими явлениями. Поэтому первые рассматриваются по признаку глобализации, административно-территориального деления, объективно-функциональному признаку, а вторые — на уровне предприятия.

     2. Логистические системы можно  классифицировать:

  • по глубине и границам логистизация:
  • микрологистические системы;
  • металогистические системы;
  • макрологистические системы;
  • по характеру организации управления потоковыми процессами:
  • толкающие логистические системы;
  • тянущие логистические системы;
  • по уровню их экономической и правовой компетенции:
  • логистические системы в отдельных хозяйственных и других структурах (предприятиях, организациях, фирмах);
  • логистические системы корпоративных и ассоциативных объединений (синдикатах, холдингах, трестах, инфрасистемах и инфраотраслях);
  • региональные логистические системы;
  • государственные логистические системы;
  • международные, трансконтинентальные.

 

      Примерная классификация логистических  систем представлена на рис. 1.4.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис 1.4. Классификация логистических  систем 

     Макрологистическая  система — это крупная система  управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации  промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных  ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

     При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с  правовыми и экономическими особенностями  международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также  ряд других барьеров.

     Формирование  макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого  экономического пространства, единого  рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Информация о работе Понятие логистических систем