Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:14, курсовая работа
Данная курсовая работа состоит из четырех разделов. В первом теоретическом разделе излагаются сущность маркетинговой логистики, теоретические и методологические основы решения имеющихся проблем. Во втором аналитическом разделе содержится анализ составляющих маркетинговой логистики на ОАО «Тяжэкс» - ведущим российским производителем тяжелой экскаваторной техники. В третьем разделе представлены рекомендации, способствующие улучшению управления распределением и адаптации современных подходов к управлению маркетинговой логистики на предприятии. В четвертом разделе проведен АВС анализ контрактов на поставку продукции.
Введение 4
1 Теоретические основы маркетинговой логистики 5
Сущность и задачи маркетинговой логистики 5
Методы анализа внутренних и внешних переменных маркетинговой логистики 7
Подходы к организации распределения готовой продукции 11
2 Анализ составляющих маркетинговой логистики на ОАО «Тяжэкс» 18
2.1 Анализ организации маркетинговых исследований 18
2.2 Анализ организации распределения 22
3 Совершенствование организации маркетинговой логистики на ОАО «Тяжэкс» 28
3.1 Организация маркетинговых исследований 28
3.2 Совершенствование обслуживания клиентов 32
4 Проведение АВС анализа контрактов на поставку продукции 36
Заключение 38
Литература 39
Задачи маркетинговых
Объектами маркетинговых исследований могут быть различные предметы, проблемы, ситуации, которые, исходя из критериев классификации, можно разделить на такие широкие категории, как объекты макро- и микроуровня внешней среды и объекты исследования внутренней среды товаропроизводителя (иначе говоря, подконтрольные фирме-товаропроизводителю или не контролируемые ею).
Другим критерием может быть степень важности объектов исследования, которая может быть разной в разных фирмах. Третьим критерием может быть приоритетность очередности исследуемых объектов, которая также существенно различается, но существует как объективная потребность, «корректируемая» субъективным фактором – представителями руководящего звена /3/.
Анализ внешних и внутренних переменных маркетинговой логистики способствует наилучшему планированию логистической системы на этапе распределения.
1.3 Подходы к организации
распределения готовой
Основная цель логистической системы
распределения – доставить
Канал распределения – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю /7/.
Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды /2/:
Ф.Котлер выделяет следующие функции каналов распределения /7/:
Исследователями выделяются различные подходы к организации каналов распределения. Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю.
В таблице 1.2 представлены
пять базовых стратегий распред
Таблица 1.2 – Варианты стратегий распределения
Стратегия |
Содержание |
Достоинства |
Недостатки |
Стратегия «открытых дверей» |
Посредники или конечные поку-патели самосто-ятельно обраща-ются за товаром к производи-телю |
Низкие затраты на реализацию |
Недостаточный контроль над це-нами и регио-нальными затра-тами; очень малая информация о рынке |
Сбыт через оптовую торговлю |
Товар доставля-ется покупателю через систему посредников |
Умеренные затраты на реализацию |
Высокие наценки посредников; ог-раниченный конт-роль над террито-риальным охва-том |
Прямые продажи розничной торговле |
Продажа товара торговыми аген-тами предприя-тия розничной торговле |
Сильный контроль над ценами; получение ин-формации о рынке; ис-ключение наценки опто-вика; эффективность стратегии «проталки-вания» продукции через торговых агентов |
Высокие затраты на реализацию |
Собствен-ные магазины |
Сбыт осуществ-ляется через сеть магазинов пред-приятия |
Исключительно сильный контроль над ценами; информация о рынке; исключение наценки оп-товиков и комиссионных торговых агентов |
Очень высокие затраты на реали-зацию; ограни-ченный террито-риальный охват |
Прямые продажи потребите-лям |
Продажи товара конечному пот-ребителю осу-ществляется че-рез сеть торго-вых агентов |
Возможность диффе-ренцирования цен по регионам; очень хоро-ший источник информа-ции о рынке; возмож-ность широкого террито-риального охвата; эф-фективность стратегии «притягивания» покупа-телей при прямых продажах |
Очень высокие затраты на реализацию |
Каналы распределения делятся на вертикальные и горизонтальные. Горизонтальный канал состоит из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Максимально возможная прибыль отдельного члена канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системы в целом, так как ни один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов.
Вертикальные каналы распределения – это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как единая система. Один из членов канала, как правило, является собственником остальных компаний-участниц, либо предоставляет им определенные привилегии. Вертикальные каналы экономичны и исключают дублирование членами канала выполняемых функций.
Каждый производитель на основе маркетинговых исследований рынков сбыта своей продукции определяет структуру возможных каналов распределения, их связь с конкретными категориями потребителей и друг с другом. Формы доведения товаров до потребителя определяются прежде всего характером самого товара, местом и условиями его производства, потребления и возможностями транспорта.
Весьма распространенной формой доведения товара до потребителя является прямые поставки товаров, минуя склады и хранилища. Прямые связи фирм-поставщиков продукции производственно-технического назначения с потребителями используются, когда значительная ее часть закупается крупными партиями или в случае уникальной продукции. Прямые формы сбыта основаны на передаче товара по графикам и предполагают предоставление дополнительных форм обслуживания и льгот, например, снижение отгрузочных цен. Соблюдение графика поставок способствует сокращению производственных заказов и потребностей в дополнительной емкости складов. В случаях, когда сбыт продукции осуществляется по долгосрочным контрактам, это приводит к укреплению производственных связей и общей надежности сбыта.
К услугам посреднических
оптовых предприятий
Поставщики продукции производственно-технического назначения пользуются услугами оптовых посреднических предприятий и в некоторых других случаях, а именно: когда они поставляют в большом количестве товары стандартного качества, не требующие со стороны потребителя специальной подготовки, или когда стремятся сократить издержки за счет уменьшения производственных запасов, передавая товары на хранение оптовым посредникам /2/.
Для наиболее эффективного удовлетворения потребителей распределительная логистическая цепь должна обеспечивать максимальное приближение к точкам конечного сбыта. В современных условиях это требование позволяют выполнять новые способы торговли – direct-marketing и торговля через Internet.
Direct-marketing предполагает продажу товаром посредством рассылки почтовой рекламы, содержащей купон на покупку предлагаемого товара /9/. Акции direct-marketing часто сравнивают с визитами коммивояжеров. Последние обладают большим процентом заключенных сделок, однако требуют значительных затрат
Internet требует пересмотра
Таблица 1.3 – Мнения руководителей о преимуществах бизнеса через Internet
Преимущество |
Процент опрошенных |
Улучшает сервис Уменьшает расходы Расширяет операции Дает новые технологии Увеличивает долю на рынке |
76 67 56 56 44 |
Развитие электронной торговли с помощью сети Internet вносит существенные изменения в организацию торговли фирм, производящих товары и услуги. Традиционное управление издержками, основывающееся на анализе использования средств, все чаще уступает место управлению отношениями с клиентами. В этих условиях предприниматели-поставщики товаров и услуг концентрируют свои усилия на сохранении доверия клиентов, предлагая им дополнительные услуги, и в то же время стремятся лучше приспособиться к исчезновению границ.
Для специалистов логистики вызов состоит в том, чтобы своевременно решать проблемы расширения зоны обслуживания до мировых масштабов, сокращая при этом сроки поставок товаров и снижая стоимость обслуживания. Необходимо привлечение специалистов по “кибертранзиту”, то есть по продаже и доставке товаров гражданам других стран.
Компании, открывающие торговые сайты,
впервые столкнулись с проблемо
Другой проблемой является развитие “обратной логистики” – то есть послепродажного обслуживания, приема использованных товаров для их переработки и возврата товаров, от которых покупатель по тем или иным причинам отказывается /11/. Фирма может позволить себе больше тратить на сервис, так как сами затраты на ведение бизнеса в Internet меньше /10/.
2 Анализ составляющих
2.1 Анализ организации маркетинговых исследований
Действенность маркетинговой логистики на предприятии определяется эффективностью организации маркетинговых исследований, эффективностью управления потоками на этапе распределения готовой продукции и степенью адаптации производства к требованиям внешней среды.
Все маркетинговые исследования, проводящиеся на предприятии, организует служба оперативной продажи и отгрузки продукции. Согласно рисунку 2.1, на котором представлена организационная структура отдела, начальнику управления оперативной продажи и отгрузки продукции подчиняются бюро продаж и бюро оформления документов по отгрузке. Начальник управления подчиняется коммерческому директору. Бюро продаж занимается отгрузкой техники, запчастей и периодически проводит маркетинговые исследования. Товары народного потребления реализуются через торговый дом.
Такая структура сбыта имеет ряд недостатков: