Рациональная организация приемки,хранения и отпуска материальных ресурсов на базах и складах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в изучении теоретических основ организации складского хозяйства и рассмотрении рациональной организации приемки, хранения и отпуска материальных ресурсов на базах и складах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть виды, классификацию, задачи и назначение складов;
описать определение необходимой площади складов;
изучить виды и планировку складских помещений;
охарактеризовать организацию технологического процесса на складе

Содержание

Введение.............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы организации складского хозяйства предприятия........................................................................................................................5
1.1 Склад:виды,классификация,задачи и назначение......................................5
1.2 Виды и планировка складсих помещений..................................................8
1.3 Определение необходимой площади складов..........................................11
Глава 2. Организация приемки, хранения и отпуска материальных ресурсов на складах..............................................................................................................................16
2.1 Поступление и приемка продукции на склад..........................................16
2.2 Хранение продукции на складе................................................................19
2.3 Отпуск продукции со склада....................................................................26
Заключение.......................................................................................................................30
Список литературы.........................................................................................................31

Работа состоит из  1 файл

курсовая по логистике.docx

— 46.63 Кб (Скачать документ)

Зона разгрузки транспортных средств  должна примыкать к зоне приемки  товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места  товароведов-бракеров и приемочной экспедиции. Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами, и площади проходов. К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров,

комплектования заказов оптовых  покупателей (участок комплектования).В  свою

9

очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров.

Остановимся на параметрах погрузочных  и разгрузочных рамп, а также участка  приемки, т.е. тех технологических  зон склада, на которых выполняются  операции поступления и отправки грузов.

Выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги либо со специальной  рампы, поднятой на уровень кузова транспортного  средства. Большинство отечественных  грузовых автомобилей имеет двери  и борта в задней части кузова. Разгружать такие автомобили лучше  с рамп, так как это позволяет  вводить в кузов погрузочно-разгрузочную технику. Автомобили, оснащенные боковыми по отношению к продольной оси  дверьми, можно разгружать с уровня дороги.

Минимальная ширина рампы, используемой для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м.Следует иметь  в виду, что скорость обслуживания транспорта, т.е. скорость выезда погрузчика из кузова транспортного средства и  последующего разворота, возрастет, если оператору предоставить некоторый  запас пространства. Большинство  новых складов имеют ширину разгрузочных рамп 6 м.

Расстояние между осями дверных  проемов и постов погрузки автомобилей  должно быть не менее 3,6 м. В этом случае автомобили могут въезжать задним ходом  на места погрузки без особых трудностей.

Высота рамп должна быть согласована  с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа: от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузова зависит от загрузки автомобиля. Кузов  полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. В связи с этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей  с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или грузовые мостики.

При проектировании автомобильных  рамп следует учитывать общую  тенденцию

10

снижения погрузочной высоты автомобилей. Например, если в конце 60-х годов  в Европе высота автомобильных рамп доходила до 1,4 м (56 дюймов), то к середине 80-х оптимальное значение снизилось  до 1,2 м.

В России в настоящее время более 80% эксплуатируемого грузового транспорта имеет погрузочную высоту от 1100 до 1300 мм. Здесь также имеет место  тенденция снижения погрузочной  высоты.

На железнодорожном транспорте, так же как в автотранспорте, существует тенденция к увеличению габаритов  вагонов как рефрижераторных, так  и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появилось множество специализированных вагонов.

Независимо от того, будут поступать  на склад специализированные вагоны или нет, необходимо проектировать  участок разгрузки таким образом, чтобы принимать не только небольшие  вагоны длиной 12 м с дверями шириной 1,8 м, но и вагоны длиной свыше 25 м, ширина дверей у которых значительно  больше.

 

1.3 Определение необходимой  площади складов

 

Общая площадь склада рассчитывается по формуле:

Sобщ = Sгр + Sвсп + Sпр + Sкм + Sрм + Sпэ + Sоэ ,

где Sгр - грузовая площадь, т.е. площадь, занятая непосредственно под хранимыми товарами (стеллажами, штабелями и другими приспособлениями для хранения товаров);

Sвсп - вспомогательная площадь, т.е. площадь, занятая проездами и проходами;

Sпр - площадь участка приемки;

Sкм - площадь участка комплектования;

Sрм - площадь рабочих мест, т.е. площадь в помещениях складов, отведенная для

11

оборудования  рабочих мест складских работников;

Sпэ - площадь приемочной экспедиции;

Sоэ - площадь отправочной экспедиции.

Рассмотрим  порядок расчета входящих в формулу  величин (размеров площадей технологических  зон склада).

Грузовая  площадь (S):

Формула для расчета грузовой площади  склада имеет вид:

где Q - прогноз годового товарооборота, руб./год;

3 - прогноз величины товарных запасов,  дней оборота;

Кн - коэффициент неравномерности загрузки склада;

Киго -- коэффициент использования грузового объема склада;

Сv - примерная стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара, руб./м3;

Н -высота укладки грузов на хранение, м;

254 - количество рабочих дней в  году.

Коэффициент неравномерности загрузки склада определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному  грузообороту склада. В проектных  расчетах К принимают равным 1,1- 1,3.

Коэффициент использования грузового объема склада характеризует плотность  и высоту укладки товара и рассчитывается по формуле:

12

где Vпол - объем товара в упаковке, который может быть уложен на данном оборудовании по все его высоте, м3;

Sоб - площадь, которую занимает проекция внешних контуров несущего оборудования на горизонтальную плоскость, м2;

Н - высота укладки груза, м.

Площадь проходов и проездов (Sвсп):

Величина  площади проходов и проездов определяется после принятия варианта механизации  и зависит от типа использованных в технологическом процессе подъемно-транспортных машин. Если ширина рабочего коридора работающих между стеллажами машин  равна ширине стеллажного оборудования, то площадь проходов и проездов будет  равна грузовой площади.

Площади участков приемки и комплектования(Sпр и Sкм )

Площади участков приемки и комплектования рассчитываются на основании укрупненных  показателей расчетных нагрузок на 1 м2 площади на участках приемки и комплектования. В общем случае в проектных расчетах исходят из необходимости размещения на каждом квадратном метре участков приемки и комплектования одного кубического метра товара.

Площади участков приемки и комплектования рассчитываются по следующим формулам:

где А2 - доля товаров, проходящих через участок приемки склада, %;

 

13

А3 -доля товаров, подлежащих комплектованию на складе, %;

q – укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м2 на участках приемки и комплектования, т/м2;

tпр  -число дней нахождения товара на участке приемки;

tкм  -число дней нахождения товара на участке комплектования;

Ср -примерная стоимость 1 т хранимого на складе товара, руб./т.

Следует отметить, что некоторый дефицит  площади на участке приемки будет  полезнее избытка, так как появляется жесткая необходимость интенсивнее  обрабатывать поступающие сюда грузы.

Площадь рабочих мест (Sрм):

Рабочее место заведующего складом, размером в 12 м2, оборудуют вблизи участка комплектования с возможностью максимального обзора складского помещения.

Если  на складе будет проверяться качество товара, то рабочие места соответствующего персонала оборудуют вблизи участка  приемки, но в стороне от основных грузопотоков.

Площадь приемочной экспедиции (Sпэ):

Приемочная  экспедиция организуется для размещения товара, поступившего в нерабочее  время. Следовательно, ее площадь должна позволять разместить такое количество товара, которое может прибыть  за выходные дни. Размер площади приемочной экспедиции определяют по формуле:

где tпэ - число дней, в течение которых товар будет находиться в приемочной

14

экспедиции;

qэ - укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1 м2 в экспедиционных помещениях, т/м2.

Площадь отправочной экспедиции (Sоэ):

Площадь отправочной экспедиции используется для комплектования отгрузочных  партий. Размер площади определяется по формуле:

Планировка складских помещений  должна обеспечивать возможность применения эффективных способов размещения и  укладки товаров, использования  складского оборудования и обеспечения  условий для полной сохранности  товаров.

Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Глава 2. Организация приемки, хранения и отпуска материальных ресурсов на складах

2.1 Поступление и приемка  продукции на склад

 

Приемка товаров – ответственная  процедура, выявляющая недостачи, повреждения, низкое качество или некомплектность  товаров. Поэтому порядок проведения приемки товаров регламентируется нормативными актами. Приемка по количеству регламентируется «Инструкцией П-6», а  приемка по качеству – «Инструкцией П-7».

При нарушении правил и сроков приемки  получатели лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или перевозчикам в случае недостачи или снижения качества товаров.

Инструкции применяются во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, иными обязательными  правилами не установлен другой порядок  приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного  потребления по количеству, по качеству и комплектности. В договорах  поставки могут быть предусмотрены  особенности приемки соответствующих  видов продукции и товаров.

Порядок приемки товаров народного  потребления, доставляемых в таре-оборудовании, регулируется «Инструкцией об особенностях приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре-оборудовании».

Условия приемки импортных товаров  по количеству и качеству устанавливаются  в договорах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки  товаров не были специально оговорены  в договоре, то необходимо руководствоваться  «Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления  и направления рекламационных актов».

Приемка товаров, поступивших в  ненарушенной таре от иностранного поставщика, осуществляется в обычном порядке, как и приемка товаров от отечественного поставщика. Если установлено несоответствие количества и /или 

16

качества товара договору, то составляется рекламационный акт. Акт должен составляться в присутствии материально ответственного лица, покупателя, представителя иностранного поставщика (при согласии поставщика возможно составления акта при его  отсутствии) и экспертов Торгово-промышленной палаты. Если невозможно присутствие  представителей Торгово-промышленной палаты, то товар принимается с  участием представителей других незаинтересованных организаций. Рекламационный акт составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую  по одному транспортному документу.

Началом складской обработки является приемка товаров от перевозчиков.

При наличии подъездных железнодорожных  путей у склада получателя вагоны, платформы, контейнеры и цистерны доставляются на близлежащую железнодорожную  станцию, откуда их подают на рельсовую  ветку склада. При отсутствии своей ветки грузы и контейнеры с железнодорожной станции доставляют на склад автомобилями.

До прибытия груза на складе проводят подготовку: определяют места разгрузки, готовят поддоны, механизмы и  т.д. При разгрузке транспортных средств необходимо строго соблюдать установленные правила выполнения погрузо-разгрузочных работ, обращая внимание на специальную маркировку и манипуляционные знаки. Нарушения правил приводят к повреждению грузов и травматизму.

Если товары поступили в железнодорожных  вагонах, то обязательны следующие  операции:

-проверка целостности пломб; 

- скрытие вагонов; 

- осмотр состояния поступившего  груза (состояние тары, упаковки, укладки, тары и т.д. );

- разгрузка вагонов с укладкой  товаров на поддоны или тележки; 

- первичная приемка товаров  по количеству (проверка соответствия  числа тарных мест сопроводительным  документам);

17

- доставка товаров на участок  приемки. 

При поступлении товаров в железнодорожных  контейнерах выполняются следующие  операции:

- проверка целостности пломб  и состояния контейнера (отсутствие  повреждений и поломок);

- строповка и перемещение контейнера  на разгрузочную рампу; 

- перемещение контейнера в зону  приемки товаров; 

- вскрытие контейнера;

- выгрузка товаров. 

Если товары доставлены на склад  автомобилем, выполняются операции:

- проверка целостности упаковки;

- первичная приемка товаров  в зону приемки. 

При поступлении груза в неисправном  вагоне или контейнере или с нарушенной пломбой обязательно производят сплошную проверку количества и качества товаров и составляют коммерческий акт, который является основанием для  предъявления претензии перевозчику  или поставщику. Он составляется на специальных бланках до принятия груза от перевозчика. Если вагон имеет течь или груз испорчен вследствие неисправности вагона, то кроме коммерческого акта составляется технический акт.

При приемки груза от перевозчиков предприятие–получатель, в соответствии с действующими на транспорте правилами  перевозок грузов, обязано проверить, обеспечена ли сохранность груза  при перевозке, в частности:

а) проверить в случаях, предусмотренных  в указанных правилах, наличие  на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автофургоне  и т.п.) или на контейнере пломб  отправителя или пункта отправления (станции, пристани, порта), исправность  пломб, оттиска на них, состояние  вагона, иных транспортных средств  или контейнера, наличие обычной  и защитной маркировки груза и  исправность тары;

Информация о работе Рациональная организация приемки,хранения и отпуска материальных ресурсов на базах и складах