Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:39, шпаргалка
Краткая история развития логистики.
История логистики уходит в далекое прошлое. Термин «логистика» происходит от греческого «logos» – разум, мысль, слово. Логистика явилась развитием этой науки применительно к практической деятельности.
5) проведение технико-
6) выбор рационального
варианта системы
46 Критерии оценки оптимального варианта системы складирования.
К основным критериям оценки рентабельности системы складирования относят:
1) - показатели эффективности
- средняя нагрузка, приходящаяся на I м2 складской площади (отношение объема хранимого на складе груза в тоннах к общей площади склада);
- коэффициент использования объема склада (отношение полезного объема, занятого под складирование, к общему объему склада);
- грузонапряженность (произведение показателя использования площади складских помещений и коэффициента оборачиваемости груза);
2) величина приведенных общих логистических издержек, которая определяется по формуле:
где Зп — величина приведенных общих логистических издержек;
п — число принимаемых во внимание статей издержек;
Ci — логистические издержки, включающие эксплуатационные расходы, транспортные расхода; расходы на управление складской системой, расходы на содержание запасов и прочие расходы и потери, связанные с функционированием логистической системы и учитываемые при принятии решения по созданию системы складирования;
К - приведенные полные капитальные вложения в строительство и оборудование склада с учетом ставки дисконтирования;
Т- срок окупаемости варианта.
47 Управление
материальным потоком на
Одна
из основных задач логистики — управление затратами по доведению материального
потока от первичного источника
сырья до конечного потребителя. Однако
управлять затратами можно лишь в том
случае, если они точно измеримы. Поэтому
системы учета издержек производства и обращения
участниковлогистических процес
Прибывший
железнодорожным транспортом товар выгружается
из транспортного средства на участке
разгрузки.
Различают грузы, прибывшие в рабочее
и нерабочее время. Если разгрузка происходит
в нерабочее время, т. е. тогда, когда основной склад закрыт, груз
поступает в приемочную экспедицию —
помещение, отдельное от основного склада.
Разгруженный в рабочее время груз направляется
в основное помещение склада.
При этом некоторые товары, например сахар
в стандартных мешках, сразу перемещаются
на участок хранения. Другие товары направляются
на участок приемки для распаковки и проверки.
В дальнейшем весь поступивший на склад
груз так или иначе сосредоточивается
в зоне хранения основного помещения склада.
Отпускаемый со склада товар может проходить
или не проходить операцию комплектования.
Через участок комплектования склада
проходит только товар, который упаковывается
и отпускается вместе с другими товарами
в общей транспортной таре.
Товар со склада предприятия оптовой торговли
может доставляться заказчику силами
данного предприятия. Тогда в помещении,
отдельном от основногосклада, необходимо
организовать отправочную экспедицию,
которая будет накапливать подготовленный
к отгрузке товар и обеспечивать его доставку
покупателям. Завершает технологический
процесс на складе операция погрузки,
которая в нашем случае, выполняется на
автомобильной рампе.
Перечислим основные
логистические операции, выполняемые
с грузом на отдельных участках рассматриваемого
склада.
Участок разгрузки (в нашем случае — железнодорожная
рампа):
- механизированная разгрузка транспортных
средств;
- ручная разгрузка транспортных средств.
Приемочная экспедиция (размещается в
отдельном помещении склада):
- приемка прибывшего в нерабочее время
груза по количеству мест и его кратковременное
хранение до передачи на основной склад. Грузы в приемочную
экспедицию поступают с участка разгрузки.
Участок приемки (размещается в основном помещении склада):
- приемка товаров по количеству и качеству.
Грузы на участок приемки могут поступать
с участка разгрузки и из приемочной экспедиции.
Участок хранения (главная часть основного помещения склада):
- укладка груза на хранение;
- отборка груза из мест хранения.
Участок комплектования (размещается
в основном помещении склада):
- формирование грузовых единиц, содержащих
ассортимент товаров, подобранный в соответствии
с заказами покупателей.
Отправочная экспедиция:
- кратковременное хранение подготовленных
к отправке грузовых единиц, организация
их доставки покупателю.
Участок погрузки (в нашем случае — автомобильная
рампа):
- погрузка транспортных средств (ручная
и механизированная).
48 Грузовая единица.
· Одним из ключевых параметров для
оптимизации процесса, связанного с транспортировкой
и последующим складированием является
формирование грузовой единицы.
Грузовая единица - элемент сквозного
логистического процесса
Грузовая единица - это некоторое количество
грузов, которые погружают, транспортируют,
выгружают и хранят как единую массу.
Можно выделить два основных вида грузовых
единиц:
· первичная грузовая единица - груз
в транспортной таре, например в ящиках,
бочках, мешках и т.п.;
· укрупненная грузовая единица - грузовой
пакет, сформированный на поддоне из первичных
грузовых единиц, т.е. грузов в транспортной
таре.
Первичная грузовая единица проходит
каналы товародвижения, как правило, без
переформирования, т.е. ящик из гофрированного
картона с конфетами, упакованный на кондитерской
фабрике, скорее всего, пройдет всех оптовиков
и дойдет до магазина нераспечатанным.
Укрупненная грузовая единица, сформированная
из ящиков с конфетами на этой же фабрике,
на какой-либо стадии товародвижения,
скорее всего, будет расформирована, возможно,
при подборе ассортимента у первого же
оптовика.
Расформирование грузовой единицы ведет
к дополнительным издержкам. Поскольку
вероятность расформирования прямо пропорциональна
ее размерам, то очевидно, что сокращение
размеров снижает издержки данного вида.
С другой стороны, известно, что расходы,
связанные с погрузкой, разгрузкой
и транспортировкой грузовой единицы,
обратно пропорциональны ее массе
и, соответственно, размеру. Таким
образом, при выборе размеров грузовой
единицы необходим поиск компромисса.
Задача выбора размера грузовой единицы
может решаться как на уровне склада отдельного
предприятия так и при формировании сквозной
логистической цепи. При этом следует
принимать во внимание тенденцию укрупнения
грузовых единиц в перевозках.
Размеры грузовых единиц, а также оборудования
для их погрузки, транспортировки, разгрузки
и хранения должны быть согласованы между
собой. Это позволит эффективно использовать
материально-техническую базу участников
логистического процесса на всех этапах
движения материального потока. Соизмеримость
грузонесущих поверхностей и грузовых
единиц достигается использованием так
называемого базового модуля, который
представляет собой прямоугольник со
сторонами 600 х 400 мм.
На основе базового модуля разработана
единая система унифицированных размеров
транспортной тары. Принцип создания этой
системы заключается в том, что площадь
поддона* разделяют на сетку кратных размеров,
которые определяют наружные и внутренние
размеры транспортной тары.
Площадь грузовых платформ транспортных
средств, а также площадь грузонесущих
поверхностей оборудования, участвующего
в логистических процессах, также должна
быть кратной размерам базового модуля.
49 Тара и упаковка как составляющие элементы логистической системы.
Тара – это разновидность упаковки, которая используется для размещения в ней продукции и служит для предотвращения повреждений и порчи при транспортировке, работах, связанных с погрузкой и разгрузкой, складировании и хранении. К таре относят ящики, бочки, контейнеры.
Тара разделяется:
1) по материалам: на изготовленную из дерева, металла, стекла или комбинированную;
2) по габаритам: на крупногабаритную и малогабаритную;
3) по времени использования: на одноразовую, возвратную и оборотную;
4) по крепости: на жесткую, мягкую и полужесткую;
5) по устройству: на неразборную, складную, разборную и разборно-складную;
6) по характерным свойствам: на сохраняющую заданную температуру в определенное время, сохраняющую заданное давление, и на негерметичную;
7) по возможности доступа: на открытую и закрытую;
8) по конструктивному назначению на транспортную и потребительскую.
Транспортная тара применяется для перевозок, перед розничной продажей ее удаляют. Потребительская тара приходит вместе с товаром к потребителю. Например, к транспортной таре относится ящик или контейнер, к потребительской таре – коробка для телевизора, стаканчик для йогурта и т. д. В отдельную группу выделена тара-оборудование, для размещения, транспортировки, хранения и возможной продажи из нее товаров (бочка-прицеп для торговли квасом). По условиям использования и принадлежности тару относят к производственной, инвентарной и складской.
Производственная тара
нужна для внутризаводских или
Инвентарная тара является собственностью предприятия, она подлежит обязательному возврату владельцу (например, корзины в магазинах самообслуживания).
Складская тара применяется для укладки, хранения, комплектации и размещения товаров на складе (лотки, коробки и т. д.)
Товары обязательно отправляются в упаковке, которая должна соответствовать характеру товара.
Чтобы не терять поврежденную тару, на складах организуют ремонт поступавшей тары.
Упаковка служит для предохранения товара от повреждений и коррозии при транспортировке разного вида транспортом с учетом нескольких перевалок в пути, а также срока хранения, в частности его длительности.
Упаковка может быть средством или выступать как комплекс средств, которые должны обеспечивать защиту и беречь от потерь при транспортировке, складировании, укладке, перевалке и других операциях.
Упаковка зачастую является носителем информации о товаре – его наименование изготовитель; как правило, в последнее время на упаковку наносится штрих-код, иногда упаковка содержит сведения по эксплуатации, на ней указывают манипуляционные знаки и транспортную маркировку.
Важную роль упаковка играет в маркетинге, удачно разработанный дизайн упаковки способствует реализации товара.
Важно отметить логистические функции упаковки, именно они, как правило, определяют результативность манипуляционных, транспортных, складских и других мероприятий.
К логистическим функциям упаковки относят: защитные, складские, транспортные, манипуляционные, информационные и утилизационные.
Основная функция упаковки – защита продуктов, она должна обеспечивать сохранность продукта на протяжении всего пути продвижения.
Уничтожение или повреждение товара может быть причиной возникновения убытков по цене, не сопоставимой со стоимостью упаковывания.
Складские, транспортные
и манипуляционные функции
Поэтому упаковка должна иметь стандартный размер, что облегчает в дальнейшем складирование и формирование грузовых мест.
Правильность информации, расположенной на упаковке, облегчает, а иногда способствует правильному хранению, манипулированию и управлению продвижением товара.
Утилизационные функции упаковки также связаны с логистическими процессами, потому что вторичное использование и утилизация использованной упаковки тоже относится к отделам логистики.
Позволяют говорить о системном подходе к учету всех аспектов логистических процессов, в том числе и упаковки, перечисленные логистические функции.
Это означает, что упаковывание не может рассматриваться только с одной стороны, например с точки зрения маркетинга. Оно должно соответствовать целому комплексу требований.
Конечно, более значимыми принято считать маркетинговые функции упаковки, но логистические функции также по значимости занимают не последнее место.
Снижению логистических расходов, повышению бесперебойности и надежности логистических процессов способствуют развитие упаковки и совершенствование ее логистических функций.
Стоимость упаковки, формально не связанную с продуктом, целесообразно относить на логистические расходы.
Упаковка может иметь
различную конструкцию и
50 Логистический сервис.
Природа логистической деятельности
предполагает возможность оказания
потребителю материального потока разнообразных логистических
услуг.
Логистический сервис неразрывно связан
с процессом распределения и представляет
собой комплекс услуг, оказываемых в процессе
поставки товаров.
Объектом логистического сервиса являются
различные потребители материального
потока. Осуществляется
логистический сервис либо самим поставщиком,
либо экспедиторской фирмой, специализирующейся
в области логистического обслуживания.
Все работы в области логистического обслуживания
можно разделить на 3 основные группы:
1) предпродажные, т.е. работы по формированию
системы логистического обслуживания;
2) работы по оказанию логистических услуг,
осуществляемые в процессе продажи товаров;
3) послепродажный логистический сервис.
До начала процесса реализации работа
в области логистического сервиса включает
в себя, в основном, определение политики
фирмы в сфере оказания услуг, а также их
планирования.
К предпродажному сервису относятся консультирование,
В процессе реализации товаров могут оказываться
разнообразные логистические услуги, например:
? наличие товарных запасов на складе;
? исполнение заказа, в том числе, подбор
ассортимента, упаковка, формирование
грузовых единиц и другие операции;
? обеспечение надежности доставки;
? предоставление информации о прохождении
грузов.
Послепродажные услуги – это гарантийное
обслуживание, обязательства по рассмотрению
претензий покупателей, обмен и т.д. Послепродажный
сервис делится на гарантийный и послегарантийный
по
чисто формальному признаку: «бесплатно»
(в первом случае) или за плату (во втором)
производятся предусмотренные сервисом
или перечнем. Формальность здесь проявляется
в том, что стоимость работы, запасных частей
и материалов в гарантийный период входит
в продажную цену или в иные (послегарантийные)
услуги.
В гарантийный период производитель старается
взять на себя все работы, от которых зависит
длительная безотказная эксплуатация изделия
(машины, оборудование, бытовые приборы),
например, консультации по строительным
вопросам, организация шеф-монтажа.
Производитель обучает персонал покупателя,
контролирует правильность эксплуатации,
работники службы сервиса без специального
вызова осматривают проданную технику
и проводят все необходимые профилактические
работы, заменяют сломавшиеся части.
Послепродажный послегарантийный сервис
проводится за плату, а его объем и цены
определяются условиями контракта на
данный вид сервиса, прейскурантами и иными
подобными документами. Некоторые виды
послепродажного сервиса носят название
технического обслуживания (ТО). Как правило,
это разного рода осмотры, ремонты, проверки
в необходимых сочетаниях, определяемых
временем, прошедших с начала эксплуатации
изделия и (или) последнего технического
обслуживания данного вида. Входящие в
ТО работы
определяются и видом изделия.
В принципе, возможны следующие шесть
основных вариантов организации системы
сервиса, причем все они имеют свои достоинства и
недостатки.
1. Сервис ведется исключительно персоналом
производителя.
2. Сервис осуществляется персоналом филиалов
предприятия-изготовителя.
3. Для сервиса создается консорциум производителей
отдельных видов оборудования, а также
деталей и узлов.
4. Сервис поручается независимой специализированной
фирме.
5. Для выполнения сервисных работ привлекают
посредников (агентские фирмы, дилеры),
несущих полную ответственность за качество
и удовлетворение претензий по сервису.
6. Работы, относящиеся к ТО, поручаются
персоналу предприятия-