Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:39, шпаргалка
Краткая история развития логистики.
История логистики уходит в далекое прошлое. Термин «логистика» происходит от греческого «logos» – разум, мысль, слово. Логистика явилась развитием этой науки применительно к практической деятельности.
• предотвращение распространения возрастающих колебаний спроса или объема продукции от последующего процесса к предшествующему;
• сведение к минимуму колебания параметров запасов между технологическими операциями;
• максимальное упрощение управления запасами в процессе производства путем его децентрализации, повышение уровня оперативного цехового управления, т. е. предоставление цеховым мастерам или бригадирам полномочий оперативно управлять производством и материальными запасами.
Преимущество "тянущих" (вытягивающих) систем - они не требуют всеобщей компьютеризации производства. В то же время они предполагают высокую дисциплину и соблюдение всех параметров поставок, а также повышенную ответственность персонала всех уровней, особенно исполнителей. Объясняется это тем, что централизованное регулирование производственных логистических процессов ограничено.
К "тянущим" (вытягивающим) логистическим системам относятся широко известные системы KANBAN и ОРТ. Система ОРТ, разработанная израильскими и американскими специалистами, относится к классу микрологистических систем, интегрирующих процессы снабжения и производства. Основным принципом работы этой системы является выявление в производственном процессе так называемых "узких мест".
В качестве критических могут выступать запасы материальных ресурсов, незавершенное производство, готовая продукция, технологические процессы, производственные мощности и др. От эффективности использования критических ресурсов в основном зависит и эффективность логистической системы в целом, а остальные (некритические) ресурсы на функционирование системы практически не оказывают существенного влияния.
Многие специалисты в области
логистики считают ОРТ
Главные принципы "вытягивающей" системы:
1. Сохранение устойчивых запасов на каждом этапе производства независимо от воздействующих факторов.
2. Продвижение заказа от последующего участка к предыдущему на израсходованные в процессе производства материальные ресурсы для выполнения очередного задания.
Необходимые требования для реализации "вытягивающей" системы:
• установление нормативного момента возобновления заказа и стандартного размера партии заказываемых изделий;
• отслеживание параметров запасов и объемов поставок по текущим заказам;
• постоянный контроль параметров динамичных потоков в процессе выполнения очередного задания.
В сфере обращения широко применяются как толкающие системы, так и тянущие.
На стадии закупок они образуют системы управления материальными потоками с децентрализованным процессом принятия решений о пополнении запасов.
При реализации готовой продукции "тянущая" (вытягивающая) система представляет собой стратегию сбыта, направленную на опережающее по отношению к формированию товарных запасов стимулирование спроса на продукцию в оптовом и розничном звене.
56 Понятие распределительной логистики.
Термин «распределение», использованный
в названии изучаемой функциональной
области логистики, имеет широкое применение
как в науке, так и в практике. Толковый
словарь современного русского языка
гласит, что распределить — это значит
разделить что-либо между кем-либо, предоставив
каждому определенную часть. Например,
распределяют полученную сумму дохода
между предприятием, государством и различными
фондами; распределяют полученную сумму
прибыли между членами акционерного общества
и т. п.
В экономике распределение - это фаза воспроизводственного
процесса: сначала надо произвести материальные
блага, а затем распределить их, то есть
выявить долю каждого производителя в
созданном богатстве.
При этом распределяется право собственности
на произведенный продукт труда. Сами
продукты, например, собранные на вагоностроительном
заводе вагоны, между участниками производственного
процесса не распределяются.
В логистике под распределением понимается
физическое, ощутимое, вещественное содержание
этого процесса. Закономерности, связанные
с распределением прав собственности,
здесь также принимаются во внимание,
однако не они являются основным предметом
исследования и оптимизации. Главным предметом
изучения в распределительной логистике
является рационализация процесса физического
распределения имеющегося запаса материалов.
Как упаковать продукцию, по какому маршруту
направить, нужна ли сеть складов (если
да, то какая?), нужны ли посредники — вот
примерные задачи, решаемые распределительной
логистикой.
Логистика изучает и осуществляет сквозное
управление материальными потоками, поэтому
решать различные задачи распределительного
характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь
приходится на всех этапах:
— распределяются заказы между различными
поставщиками при закупке товаров;
— распределяются грузы по местам хранения
при поступлении на предприятие;
— распределяются материальные запасы
между различными участками производства;
— распределяются материальные потоки
в процессе продажи и т. д.
Материальные потоки на стадии приобретения
средств производства являются объектом
изучения и управления закупочной логистики,
материальные потоки на стадии производства
-объектом производственной логистики.
Объектом распределительной логистики
материальные потоки становятся на стадии
распределения и реализации готовой продукции.
Понятие распределительной логистики
легко сформировать на основе общего определения
понятия логистики.. Распределительная
логистика представляет собой науку (деятельность) о планировании,
контроле и управлении транспортированием,
складированием и другими материальными
и нематериальными операциями, совершаемыми
в процессе доведения готовой продукции
до потребителя в соответствии с интересами
и требованиями последнего, а также передачи,
хранения и обработки соответствующей
информации.
Принципиальное отличие распределительной
логистики от традиционных сбыта и продажи
заключается в следующем:
— подчинение процесса управления материальными
и информационными потоками целям и задачам
маркетинга;
— системная взаимосвязь процесса распределения
с процессами производства и закупок (в
плане управления материальными потоками);
— системная взаимосвязь всех функций
внутри самого распределения.
Определение распределительной логистики
формулируется следующим образом: распределительная логистика — это комплекс
взаимосвязанных функций, реализуемых
в процессе распределения материального
потока между различными оптовыми покупателями,
то есть в процессе оптовой продажи товаров.
Процесс розничной продажи в логистике,
как правило, не рассматривается. Эффективность
этого процесса в основном зависит от
факторов, лежащих за пределами логистики,
например, от знания психологии покупателей,
от умения оформить торговый зал, организовать
рекламу и т. п. Рациональная организация
материальных потоков в процессе розничной
продажи, конечно же, необходима, но здесь
значимость ее гораздо ниже, чем на более
ранних стадиях движения материального
потока.
Объект изучения в распределительной
логистике - материальный поток на стадии
движения от поставщика к потребителю.
Предмет изучения — рационализация процесса
физического продвижения продукта к потребителю.
Распределение материального потока уже
достаточно давно является существенной
стороной хозяйственной деятельности,
однако положение одной из наиболее важных
функций оно приобрело лишь сравнительно
недавно. В странах с развитой рыночной
экономикой в 50-х - начале 60-х годов системы
распределения развивались в значительной
степени стихийно. Вопросы выбора каналов
распределения, упаковки товаров, подготовки
их к транспортировке и доставки получателю;
вопросы производства и закупок материалов
решались в слабой взаимосвязи друг с
другом. Отдельные подфункции, которые
в совокупности образуют функцию распределения,
трактовались как самостоятельные функции
управления. Интегрированный взгляд на
функцию распределения получил развитие
в 60-х — начале 70-х годов. В этот период
пришло понимание того, что объединение
различных функций, касающихся распределения
произведенного продукта в единую функцию
управления, несет в себе большой резерв
повышения эффективности.
Результатом интегрированного подхода
к реализации различных функций распределения
стало включение распределения в структуру
функционального управления организаций
и предприятий.
57 Задачи распределительной
логистики.
Распределительная логистика охватывает
весь комплекс задач по управлению материальным
потоком на участке поставщик - потребитель,
начиная от момента постановки задачи
реализации и кончая моментом выхода поставленного
продукта из сферы внимания поставщика.
При этом основной удельный вес занимают
задачи управления материальными потоками,
решаемые в процессе продвижения уже готовой
продукции к потребителю.
Состав задач распределительной логистики
на микро- и макроуровне различен. На уровне
предприятия, то есть на микроуровне, логистика
ставит и решает следующие задачи:
- планирование процесса реализации;
- организация получения и обработки заказа;
- выбор вида упаковки, принятие решения
о комплектации, а также организация выполнения
других операций, непосредственно предшествующих
отгрузке;
— организация отгрузки продукции;
— организация доставки и контроль за
транспортированием;
— организация послереализационного
обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной
логистики относят:
— выбор схемы распределения материального
потока;
- определение оптимального количества
распределительных центров (складов) на
обслуживаемой территории;
— определение оптимального места расположения
распределительного центра (склада) на
обслуживаемой территории, а также ряд
других задач, связанных с управлением
процессом прохождения материального
потока по территории района, области,
страны, материка или всего земного шара.
58 Логистические
каналы и логистические цепи.
Логистическй канал - обособленная совокупность звеньев логистической системы, ориентированных по основному потоку, сформулированную с целью выполнения маркетинговых требований и/или экономии на масштабах логистической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки, хранения, грузопереработки и транспортировки продукции.
Логистической цепью - называется множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и / или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала.
Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю.
Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным:
На всех этапах движения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления.
Логистическая цепь может завершаться и производственным потреблением. Например, движение энергоносителей. Поток угля, направляемый из угольного разреза, завершается при поступлении в производственное потребление на ТЭЦ или промышленном предприятии.
Производственным потреблением может заканчиваться поток орудий труда, например, изготовленных на машиностроительном заводе станков. К производственному потреблению относится также процесс преобразования материального потока в распределительном центре. Здесь осуществляются такие логистические операции, как подсортировка, упаковка, формирование партии груза, хранение, комплектация, фасовка, перемещение и другие. Комплекс этих операций составляет процесс производства в сфере обращения.
На всех этапах движения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса. На стадии движения продукции производственно-технического назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д. На стадии товародвижения материальный поток представляет собой движение готовых товаров народного потребления.
Поставщик и потребитель материального
потока в общем случае представляют
собой две микрологистичсские системы,
связанные так называемым логистическим
каналом, или иначе - каналом распределения. Логисти
Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Например, принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения.
Выбор же конкретной агентской фирмы,
конкретного перевозчика, конкретного
страховщика и так далее - это
выбор логистической цепи. Логи
59 Этапы
развития и современное
Этапы исторического развития логистики были обусловлены:
В современной экономике
Первый этап становления – интеграция транспортно-складского процесса для распределения готовой продукции.
К объективным экономическим факторам, ускорившим развитие логистики на этапе становления (60-е годы XX века), относятся: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров, методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя, что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Повышение разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения, что потребовало поиска новых путей снижения этих затрат.
На этом этапе приходит понимание и формулирование ключевой концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл ее заключается в следующем: можно таким образом перегруппировать затраты в распределении готовой продукции, что их общий уровень при продвижении товаров от производителя к потребителю уменьшится.
Логистический подход первоначально
был использован в сфере
Этот этап характеризуется наименее совершенной формой логистического управления. Система управления действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции. Задачи оптимизации физического распределения продукции решались и раньше. Например, оптимизировались частота и размер поставляемых партий; размещение и функционирование складов; транспортные маршруты и графики и т.д. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что не могло обеспечить значительного системного эффекта. Совместное решение отдельных задач по управлению материальным потоком, предпринятое на этапе становления, оказалось намного сложнее их обособленного решения, потребовало иных методов, иной подготовки специалистов, использования вычислительной техники и специализированного программного обеспечения.