Управление материальными ресурсами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:25, реферат

Описание

Анализ ценности сырья и материалов
Определение оптимального количества заказов
Выбор предприятий - поставщиков
Хранение сырья и материалов, подготовка их к движению
Экономическое использование ресурсов

Работа состоит из  1 файл

Тема 3 закупочная.docx

— 49.38 Кб (Скачать документ)

Тема 3. Управление материальными ресурсами  на предприятии 

 

  1. Анализ ценности сырья и материалов
  2. Определение оптимального количества заказов
  3. Выбор предприятий - поставщиков
  4. Хранение сырья и материалов, подготовка их к движению
  5. Экономическое использование ресурсов

 

  1. Анализ ценности сырья и материалов

Наибольшую  долю материальных ресурсов предприятия  составляют основные материалы. К ним  относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание. ( При изготовление автомобиля - это металл, стекло, ткань  и др.).

К вспомогательным  относятся материалы, потребляемые в процессе обслуживания производства или добавляемые к основным материалам ( смазочные, обтирочные, упаковочные  материалы, красители и т. д.).

Промышленные  предприятия в настоящее время  оснащены современной вычислительной техникой, с помощью которой становится возможным моделирование материальных потоков с учетом влияния различных  факторов внутренней и внешней среды  предприятия, а также разработка систем управления материальными ресурсами.

Существуют  основные принципы формирования и функционирования системы управления материальными  ресурсами:

1. Самостоятельность  предприятий - поставщиков и предприятий  потребителей в использовании  материальных ресурсов.

2. Саморегулирование.

3. Ресурсосбережение  и противозатратность.

4. Комплексность.

5. Оперативность.

6. Восприимчивость  к научно-техническому прогрессу;  и др.

Перечисленные принципы должны действовать одновременно, ибо они определяют условия равновесного состояния и эффективного функционирования системы.

Для разрешения основных проблем в рамках создания базы сырья и материалов существуют многообразные методы принятия решения, в особенности:

    • ABC- анализ ( первоначальный анализ);
    • метод оценки по системе баллов;
    • анализ стоимости сырья и материалов;
    • математические модели решений.

Рассмотрим  подробно анализ стоимости сырья  и материалов.

Метод анализа  стоимости чаще всего применяется  тогда, когда требуется снижение издержек и цены выпускаемых изделий  с целью улучшения результатов хозяйственной деятельности предприятия или увеличения шансов сбыта готовой продукции.

В результате анализа стоимости сырья и  материалов может:

  • произойти сокращение затрат на сырье и материалы;
  • экономиться рабочее время при изготовлении изделий из этого сырья и материалов;
  • повышаться качество готовой продукции, а также,
  • произойти снижение затрат для реальных инвестиций.

Последовательность  одного такого оценочного анализа сырья  и материалов, приведенная ниже, является типичной для осуществления  анализа во многих областях предпринимательской деятельности.

1. На  подготовительном этапе оценочного  анализа сначала формулируются  цели исследования сырья и  материалов, а также выясняются  организационные подготовительные  решения.

2. Затем  осуществляется сбор информации  о собственной продукции, а  также об аналогичных изделиях, используемых для сравнения.

3. На  следующем этапе, посредством  исследования фактического состояния  сырья и материалов, вскрываются  слабые места в производстве  собственной продукции.

4. Затем  выявляются предложения по улучшению  качества собственной продукции  и технологического процесса  ее производства.

5. После  этого подвергаются оценке возможные  варианты относительно величины  расходов и доходов при изготовлении  собственной продукции.

6. Затем  из этого массива полезной  информации выбираются наиболее  реализуемые решения.

7. Последним  шагом оценочного анализа сырья  и материалов является введение  этого оптимального варианта  в производство

 

  1. Определение оптимального количества заказов

Рациональная  организация материально-технического снабжения и сбыта в значительной мере предопределяет на предприятии  уровень использования средств  производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. Этим определяется роль и значение материально-технического снабжения  и сбыта в системе производственного  менеджмента.

Снабжение производства необходимыми материальными  ресурсами является начальным звеном производственного процесса, а сбыт готовой продукции - его завершением. Под материально- техническим снабжением предприятия понимается процесс  обеспечения его всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального  осуществления его производственно- хозяйственной деятельности. От организации  снабжения, своевременности поступления  материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.

Основной  задачей предприятия по организации  и управлению материально-техническим  снабжением является своевременное, бесперебойное  и комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными  ресурсами для осуществления  производственного процесса в точном соответствии с утвержденными плановыми  заданиями. При этом сам процесс  снабжения должен осуществляться при  минимальных транспортно-складских  расходах и наилучшем использовании  материальных ресурсов в производстве.

В процессе планирования материально-технического снабжения необходимо определить:

1. Какие  виды материальных ресурсов необходимы  для обеспечения производственно  - хозяйственной деятельности предприятия.

2. Количество  материальных ресурсов, которое  потребуется для выполнения производственной  программы.

3. Необходимые  площади складских помещений  для хранения материальных ресурсов.

4. Затраты  на материально-техническое снабжение.

Существует  множество методов определения  количества заказываемых материальных ресурсов. Все они имеют свои особенности, преимущества и недостатки, которые  необходимо учитывать, чтобы сберечь  время и сократить затраты.

При определении  оптимального количества заказов следует  учитывать:

  • независимые от количества заказов расходы (F) которые образуются в качестве постоянных исходных расходов, необходимых для осуществления запроса предлагаемого сырья и материалов, учета и сравнения предложения, а также осуществления самого процесса заказов,
  • процентную ставку расходов для осуществления складского хранения сырья и материалов (1),
  • калькуляционную процентную ставку (Z), которая соответствует желаемому среднему начислению процентов за товары, хранимые на складе,
  • закупочную цену (P) складированного сырья и материалов.
  • и общую потребность в сырье и материалах в течении определенного периода (R).

Оптимальное количество заказов (q) является тем  самым коэффициентом, который приводит к самым низким общим расходам (KL) и к самым низким расходам для осуществления процесса снабжения производства сырьем и материалами по их заказу (KB).

Общие расходы  для осуществления складского хозяйства KL, которые зависят от стоимости  складированного сырья и материалов, от расходов на содержание складских  запасов, от процентной ставки и продолжительности  сроков хранения, определяются как:

Расходы, необходимые для осуществления  снабжения производства сырьем и  материалами, зависят от частоты  поступления заказываемых материалов за определенный период времени:

Таким образом, выражение для определения общих  расходов для материально-технического снабжения производства сырьем и  материалами имеет вид:

Оптимальное количество заказов получают посредством  определения значения q из этого  выражения после приравнивания  к нулю значения K:

 

 

 

3.Выбор  предприятий - поставщиков 

В условиях рыночной экономики одной из основных задач предпринимателя является оптимальный выбор из большого числа  предприятий - поставщиков, предлагающих свою продукции, которая подходит для  данного предприятия, достойных  поставщиков сырья и полуфабрикатов, вспомогательных материалов, комплектующих  изделий и пр. продукции.

Высшей мерой при выборе предприятия - поставщика сырья и материалов являются следующие факторы:

  • предприятие-заказчик должно пойти на договорные отношения с различными предприятиями-поставщиками сырья и материалов. Таким образом, обеспечивается возможность избежать односторонней зависимости.
  • у предприятия-заказчика должны быть договорные отношения с предприятиями-поставщиками, ограниченными необозримым количеством поставок (скидки за оптовое количество поставки сырья и материалов).
  • количество поставщиков следует оптимизировать.

Определение методов и форм снабжения зависит  от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий  и материалов.

Рассмотрим наиболее часто используемые методы и формы:

1. Закупка  товара (материальных ресурсов) одной  партией.

Предполагает  поставку товаров большой партией  за один раз (оптовые закупки на товарно-сырьевых биржах, аукционах, у поставщиков  и др.). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки.

Недостатки: большая потребность в складских  помещениях, замедление оборачиваемости  капитала.

2. Регулярные  закупки мелкими партиями. В этом  случае покупатель заказывает  необходимое количество товаров,  которое поставляется ему партиями  в течение определенного периода.  Основные преимущества: ускоряется  оборачиваемость капитала, так как  товары оплачиваются по мере  поступления отдельных партий; достигается  экономия складских помещений  и затрат на содержание излишних  запасов. Недостатки: вероятность  заказа избыточного количества  товара; необходимость оплаты всего  количества товара, определенного  в заказе.

3. Ежемесячные  закупки по котировочным ведомостям. Используются для закупки дешевых  и быстро используемых товаров.  Преимущества: снижение затрат на  складирование и хранение; ускорение  оборачиваемости капитала; своевременность  поставок.

4. Получение  товара по мере необходимости.  Этот метод похож на регулярную  поставку товаров, но характеризуется  следующими особенностями:

  • количество товара строго не устанавливается, а определяется приблизительно;
  • оплачивается только поставленное количество товара;
  • по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие строгих обязательств по закупке определенного количества товаров; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.

Процедура получения и оценки предложений  от потенциальных поставщиков может  быть организована по-разному. Наиболее распространенными и эффективными являются следующие:

1. Конкурентные  торги (тендоры) - проводятся в  случае, если предполагается закупить  сырье, материалы на большую  сумму или по соображениям  формирования долгосрочных связей  между поставщиком и потребителем.

2. Письменные  переговоры между поставщиком  и потребителем могут быть  организованы двумя способами:

  • инициатива вступления в переговоры исходит от поставщика товара;
  • инициатива исходит от покупателя.

Независимо  от выбираемого способа оценка предложений, поступивших к потенциальному потребителю, может вестись различными способами. Это может быть строго регламентированный процесс, как в случае конкурентных торгов, или более свободная процедура. Чаще всего основными критериями выбора поставщика являются:

    • стоимость приобретения товара или услуг;
    • качество обслуживания.

Стоимость приобретения включает в себя цену товара или услуг и не имеющую  точного и прямого денежного  выражения прочую стоимость (изменение  имиджа организации, социальную значимость сферы деятельности предприятия, перспективы  роста и развития производства и  т. д.).

Качество  обслуживания включает качество товара и надежность обслуживания. Надежность можно оценить через вероятность  в удовлетворении заявки потребителя.

Информация о работе Управление материальными ресурсами на предприятии