Управление запасами на производственном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение методологии управления запасами на производственном предприятии как самоорганизующейся системы, обеспечивающей эффективность деятельности в условиях специфических внешних и внутренних параметров функционирования.

Задачи курсовой работы:
определение этапов развития теории и практики управления запасами;
характеристика потоков и запасов как объектов логистического управления;
выявление основных закономерностей управления запасами;
определение путей и направлений оптимизации классификации запасов готовой продукции на промышленном предприятии;
разработка концепции организации запасов промышленного предприятия как самоорганизующейся системы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические особенности управления товарными запасами широкой номенклатуры 5
1.1 Организация эффективного управления запасами на предприятии 5
1.2 Планирование ассортиментной политики на предприятии 11
1.3 Основные этапы планирования ассортимента 18
2. Ассортиментная политика предприятия ОАО Иркутсккабель 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО Иркутсккабель 22
2.2 Управление ассортиментом на предприятии ООО «Иркутсккабель» 25
2.3 Применение XYZ модели анализа товарных запасов на предприятии ОАО «Иркутсккабель» 35
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 44

Работа состоит из  1 файл

курсовой .doc

— 510.50 Кб (Скачать документ)

1.2 Планирование ассортиментной политики на предприятии

 

Анализ ассортимента и планирование ассортиментной политики является неотъемлемой частью логистической деятельности любой компании. Однако глубина и осознанность данной работы напрямую зависит от уровня развития компании. Вообще не заниматься ассортиментом в бизнесе невозможно.

Другое дело, если обороты компании составляют сотни миллионов рублей, и понятно, что любая, даже полупроцентная ошибка способна принести колоссальные убытки. И здесь без серьезного анализа и последующего планирования ассортимента никак не обойтись. Тем более не будем забывать, что работа с ассортиментом входит в классический маркетинговый комплекс 4 P : товар – цена – продвижение – каналы сбыта. И товар, наряду с клиентом и его потребностью в данном товаре - это та точка отсчета, с которой любая компания начинает свою логистическую деятельность. Ведь именно от того, кто целевой клиент компании зависит выбор товара, а от того каким товаром мы располагаем, будет зависеть и его цена, и каналы его распространения и способы его продвижения. В данной статье речь пойдет том, каким критериям должна отвечать оптимальная структура ассортимента, какие ограничения необходимо учитывать при оптимизации ассортимента, какова технология проведения анализа ассортимента и как в компании организовать работу по оптимизации ассортимента.

В связи с вышесказанным требуется определить, что понимается под «ассортиментом» и «ассортиментной политикой».

Ассортимент – состав и соотношение различных видов продукции, товаров, услуг на предприятии.

В определении отдельно указано соотношение различных наименований продукции. Другими словами, для понимания сути термина ассортимент важно знать не только, что предприятия выпускает или продает 150 наименований товара, но и то, какую долю каждое из наименований занимает в объеме производства или продажи и других показателях (в частности в прибыли).

Ассортиментная политика - политика, суть которой состоит в определении номенклатуры производимых или реализуемых товаров, продукции (услуг) с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков и партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности спроса, конъюнктуры, динамики цен и других факторов.

При определении ассортимента компания ориентируется на ряд факторов: принципов, возможностей, ограничений. Совокупность данных факторов и способ их учета при формировании ассортимента и составляют ассортиментную политику.

Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать максимальную рентабельность с одной стороны и достаточную стабильность экономических и маркетинговых показателей (в частности объем продаж), с другой стороны. Достижение максимально возможной рентабельности обеспечивается за счет постоянного мониторинга экономических показателей и своевременного принятия решений по корректировке ассортимента.

Для большинства российских предприятий основной резерв оптимизации ассортимента до сих пор заложен в значительном сокращении ассортиментного ряда. Слишком большой ассортимент плохо сказывается на экономических показателях – появляется много позиций, которые по объемам продаж не могут выйти даже на уровень безубыточности. В итоге общая рентабельность сильно падает. Только исключение нерентабельных и малорентабельных позиций из ассортимента может дать компании увеличение общей рентабельности на 30 – 50%. [12 c.80]

Таким образом, с точки зрения покупателя (для обеспечения спокойного выбора из поддающихся восприятию вариантов) ассортимент должен состоять не более чем из 5-7 групп по 5-7 наименованиям, т.е. весь ассортимент с точки зрения восприятия оптимально должен состоять из 25 – 50 наименований. Если наименований объективно больше, то выход состоит только в дополнительной классификации.

Особое значение в такой ситуации имеет то, какую роль играют те или иные позиции ассортимента. Для этого продукцию можно классифицировать по следующим группам:

  • основная группа товаров (которые приносят основную прибыль и находятся в стадии роста);
  • поддерживающая группа товаров (товары, которые стабилизируют выручку от продаж и находятся в стадии зрелости);
  • стратегическая группа товаров (товары, призванные обеспечить будущую прибыль компании);
  • тактическая группа товаров (товары, призванные стимулировать продажи основной товарной группы и находящиеся в стадии роста и зрелости);
  • разрабатываемая группа товаров (товары, не присутствующие на рынке, но готовые к выходу на рынок);
  • товары, уходящие с рынка (которые не приносят прибыли и их необходимо снимать с производства, выводить с рынка).

Любое оборудование имеет свою предельную мощность. При полной загрузке оно способно выпускать не более определенного количества наименований продукции. При планировании ассортимента эти данные нужно всегда иметь под рукой. Чтобы сравнивать планируемые объемы выпуска с предельной мощностью оборудования. Бывает, что спрос на товар столь велик, что существенно превышает возможности оборудования. В таком случае целесообразно не сокращать планы производства данного продукта, а рассмотреть вопрос о приобретении дополнительных единиц оборудования или размещении заказа на стороннем предприятии.

Кроме производственных ограничений, у любой компании может случиться  нехватка других ресурсов для производства планируемого объема продукции.

Производство товаров и услуг  в зависимости от того, какие ресурсы ему необходимы в большей мере, могут быть, в частности:

  • трудоемкие (велика доля затрат на оплату труда)
  • материалоемкие (велика доля затрат на приобретение сырья и материалов)
  • капиталоемкие (необходимы большие финансовые ресурсы для осуществления работы) и т.д.

Таким образом, необходимо учитывать специфику производства, так как недостаток (или невозможность быстрого пополнения) необходимых ресурсов может привести к тому, что запланированные с учетом обеспечения максимальной выгоды и с учетом спроса объемы производства просто не могут быть достигнуты. Именно поэтому, когда план производства (продаж) готов, важно проверить его по каждому пункту возможных ограничений, и определить, нет ли среди них такого, которое не позволит добиться намеченного.

Ассортиментная политика компании должна непременно включать технологию и периодичность проведения анализа  и корректировки ассортимента. Каждая компания вправе самостоятельно решать, какую технологию взять за основу. Можно ограничиться ежегодным совещанием по ассортименту, на котором выслушивать все мнения и принимать решение. А можно проводить регулярный мониторинг всех составляющих (экономические и маркетинговые показатели по каждой позиции, учет всех возможных ограничений) и решения принимать на основе объективных данных. Либо же выбрать один из промежуточных вариантов в зависимости от специфики компании.

Формирование товарного  ассортимента является одновременно и  средством и методом управления ассортиментом. С целью достижения максимальной прибыли при полном удовлетворении потребностей покупателей коммерческие работники оптовой торговли потребительской кооперации обязаны учитывать множество общих и специфических факторов, влияющих на формирование и поддержание торгового ассортимента и объединенных в две большие группы.

К общим факторам относятся: социальные, экономические, демографические, национально-бытовые, природно-климатические. Специфические факторы включают в себя: тип предприятия, его материально-техническую  базу, объем его деятельности, район деятельности, условия снабжения товарами, специфику сельского расселения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи в районе, наличие конкурентов.

К составляющим товарной номенклатуры относятся:

Продуктовая (товарная) линия  или ассортиментная группа – группа продуктов, сходных по своему назначению и/или использованию.

Товарная номенклатура (товарный ассортимент) или продуктовая  смесь – совокупность всех товарных линий (ассортиментных групп), всех товарных единиц, выпускаемых фирмой.

Товарная номенклатура характеризуется такими показателями, как:

  • широта
  • насыщенность
  • глубина
  • гармоничность.

Широта товарного ассортимента – это численность товарных линий, выпускаемых фирмой (например, ЗИЛ имеет две основные товарные линии: грузовики и холодильники). [6 c.66]

Если при увеличении числа товарных линий прибыль  фирмы увеличивается, то первоначальная номенклатура была узка; если же прибыль  может быть увеличена при исключении из продуктовых линий каких-нибудь товаров, то это означает чрезмерную широту первоначальной номенклатуры.

Предприятие не способно удовлетворять потребности всех слоев населения одновременно.

Выходя на рынок, оно  избирает сегмент ведения хозяйства  и тем самым избирает контингент потребителей, который имеет свои особенности

Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.

Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, генеральным курсом которым должно идти предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу в направлениях, сулящих большую отдачу. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.

Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные  финансовые результаты от изменений  в ассортименте могут иметь место только в будущем.

Осуществление ассортиментной политики требует соблюдения определенных условий:

  • четкого представления о коммерческой стратегии предприятия;
  • хорошего знания рынка и характера требований потребителей;
  • ясного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.

Формирование ассортимента на предприятиях розничной торговли представляет собой процесс подбора  для реализации различных групп  товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам.

Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают  особое значение при наличии свободы  выбора сферы и направления деятельности. Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами. Все перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса.

1.3 Основные этапы планирования ассортимента

 

Процесс формирования ассортимента товаров осуществляется по следующим  этапам: [18 c.105]

1. Определяется перечень основных групп и подгрупп реализуемых товаров.

2. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

3. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного предприятия, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Основными элементами (или  фазами) планирования ассортимента продукции являются: [18 c.109]

  • выявление текущих и потенциальных (неудовлетворенных) потребностей покупателя; анализ способов использования соответствующей продукции, а также особенности поведения покупателей (потребителей) на данном сегменте рынка;
  • оценка конкурирующих изделий - аналогов под тем же углом зрения;
  • анализ потребительских оценок качества вырабатываемых изделий, т. е. определение их степени соответствия запросам покупателей (изделий) с точки зрения способности удовлетворить конкретную потребность в функциональном и эстетическом отношении;
  • определение того, каким изделиям должен быть пополнен вырабатываемый ассортимент продукции и, наоборот, какие изделия следует исключить из него по причинам недостаточной рентабельности, морального износа, снижения конкурентоспособности и т. д. Сюда же относится решение вопроса о том, следует ли диверсифицировать производство за счет направлений, выходящих за рамки сложившейся специализации;
  • рассмотрение предложений об освоении новых изделий, усовершенствовании освоенной продукции, а также о новых способах и сферах применения вырабатываемых товаров;
  • разработка спецификаций новых или улучшенных изделий в соответствии с требованиями покупателя;
  • изучение с помощью специалистов по научно-техническим исследованиям и разработкам перспектив производства новых или усовершенствованных изделий, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности;
  • тестирование продукции с привлечением потенциальных потребителей для выявления ее соответствия покупательскому спросу по всему кругу основных показателей: качеству, фасону, внешнему виду, прочности, удобству в эксплуатации, безотказности в работе, упаковке, цене, потребительской ценности;
  • разработка социальных рекомендации для изготовителей продукции в отношении ее качества, фасона или типо-размера, наименования, цены, упаковки, технического обслуживания в соответствии с результатами проведенного тестирования, пробных продаж и т. д.;
  • подготовка рекомендаций по сбыту продукции, включая: определение сроков и графика ввода на рынок нового или усовершенствованного товара, масштабов и начальной формы его реализации (например, только пробные продажи в специально отобранных городах для освоения отдельных региональных рынков или же выход сразу же на национальный рынок), планов распределения и сбыта продукции, программы проведения рекламных компаний и другие мероприятия по стимулированию сбыта.

Информация о работе Управление запасами на производственном предприятии