Управление запасами на производственном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение методологии управления запасами на производственном предприятии как самоорганизующейся системы, обеспечивающей эффективность деятельности в условиях специфических внешних и внутренних параметров функционирования.

Задачи курсовой работы:
определение этапов развития теории и практики управления запасами;
характеристика потоков и запасов как объектов логистического управления;
выявление основных закономерностей управления запасами;
определение путей и направлений оптимизации классификации запасов готовой продукции на промышленном предприятии;
разработка концепции организации запасов промышленного предприятия как самоорганизующейся системы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические особенности управления товарными запасами широкой номенклатуры 5
1.1 Организация эффективного управления запасами на предприятии 5
1.2 Планирование ассортиментной политики на предприятии 11
1.3 Основные этапы планирования ассортимента 18
2. Ассортиментная политика предприятия ОАО Иркутсккабель 22
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО Иркутсккабель 22
2.2 Управление ассортиментом на предприятии ООО «Иркутсккабель» 25
2.3 Применение XYZ модели анализа товарных запасов на предприятии ОАО «Иркутсккабель» 35
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 44

Работа состоит из  1 файл

курсовой .doc

— 510.50 Кб (Скачать документ)

Планирование ассортимента продукции предполагает координацию  целого ряда взаимосвязанных видов  деятельности: научно-технических исследований и разработок, исследований рынка, организации товародвижения, стимулирования сбыта и рекламы. Максимальная эффективность может быть достигнута не столько за счёт оптимизации каждого элемента в отдельности, сколько суммой составных частей. Никакая даже самая хорошая идея продукта не может быть реализована в полной мере без рекламной поддержки и организации сбыта. С другой стороны, даже самый талантливый продавец и хорошо продуманные планы рекламы не смогут компенсировать те ошибки, которые были допущены при планировании продукции. [17 c.76]

Ключевую роль при  планировании продукции играют маркетинговые  исследования, которые должны сопровождать продукт на всех этапах его жизненного цикла.

На следующем этапе  необходимо изучить политику управления ассортиментом на практике. Проведение анализа позволит сделать вывод о возможности снижения издержек и увеличении оборачиваемости товарных запасов. Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе. Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в будущем.

Таким образом, проблема оценки и анализа ассортиментной политики требует не только теоретической, но и практической проработки. Необходимым условием решения управленческих задач является наличие высококвалифицированного персонала, готового к овладению новыми знаниями. Поэтому, квалификационный состав любой компании - следующая характеристика показателя качественного уровня организации.

Многие методы оценки, которые используются сегодня, сложились еще в начале 20 века. Однако в ходе эволюции этих методы подверглись значительной трансформации. «Ассортиментная политика» и «качество торговых услуг» являются ключевыми факторами в повышении прибыли предприятия в долгосрочном периоде.

 

 

2. Ассортиментная  политика предприятия ОАО Иркутсккабель

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО Иркутсккабель

 

Открытое акционерное  общество «Иркутсккабель» учреждено в процессе приватизации государственного предприятия - Иркутского кабельного завода «Иркутсккабель» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 12 июля 1992 года N 721. Уставными видами деятельности ОАО является производство кабельной продукции, посредническая, торговая, научно-техническая, внешнеэкономическая, образовательная деятельность.

Уставный капитал ОАО  «Иркутсккабель» составляет 1 624 649 рублей. Оплачен уставный капитал полностью. Номинал акций 1 рубль.

В 2011г в результате добровольного предложения акционера DOLEN INVESTMENTS LIMITED, а также в ходе выкупы ценных бумаг открытого общества по требованию лица, которое приобрело  более 95 процентов акций открытого  общества (DOLEN INVESTMENTS LIMITED) все акции акционеров ОАО «Иркутсккабель» 29.08.2011 года были зачислены на счет единственного акционера DOLEN INVESTMENTS LIMITED.

В течение  2011 года проводилась  работа по совершенствованию организационной  структуры управления ОАО «Иркутсккабель»:

Среднесписочная  численность персонала ОАО «Иркутсккабель» за  2011 год составила 1146 человек (средняя численность составила 1150 человек). Списочная численность на 01 января  2011 г. составила  1203   чел.

Производительность труда  на 1 работника в 2011 году составила 5753 тыс. рублей.

Среднемесячная заработная плата 1 работника ОАО «Иркутсккабель»  за  2011 год составила  23 782 рублей. 

Основными уставными  видами деятельности ОАО является производство и реализация кабельно-проводниковой  продукции, совершенствование технологий производства серийной кабельной продукции, передача в аренду технологического оборудования, зданий.

ОАО «Иркутсккабель»  входит в пятерку крупнейших предприятий  России по выпуску кабельной продукции.

В 2011 году предприятие  получило выручку от реализации товаров, работ и услуг в размере 6 633 947 тыс.  рублей без НДС, в том числе по видам продукции информация представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Анализ продаж готовой продукции в ОАО «Иркутсккабель»

Продукция

реализация

отклонение

темп роста

2010

2011

Самонесущий провод

887 742,96

1 218 052,12

330 309,16

1,3721

Кабель силовой с  пропитанной бумажной изоляцией

665 633,78

493 921,01

-171 712,76

0,7420

Кабель со свинцовой  оболочкой

588 070,09

1 044 749,47

456 679,38

1,7766

Кабель силовой в пластмассовой изоляции

810 804,59

1 452 812,89

642 008,30

1,7918

Кабель силовой с  изоляцией из сшитого полиэтилена  на напр.до 35 кв

965 968,85

835 285,20

-130 683,65

0,8647

Провод неизолированный

46 114,56

327 104,82

280 990,27

7,0933

Контрольный кабель

618 927,12

389 233,49

-229 693,63

0,6289

Нефтепогружной кабель

1 032 894,96

628 098,00

-404 796,96

0,6081

Итого

5 616 156,90

6 389 257,00

773 100,10 

1,1377


 

Продажи готовой продукции  на предприятии ООО «Иркутсккабель»  выросли на 13,77% или на 773 100,10 тыс. руб. Между тем, по отдельным ассортиментным позициям произошло резкое сокращение объемов продаж (наблюдается падение спроса на нефтепогружной кабель, продажи сократились на 39,19% или на 404 796,96 тыс. руб.).

Приоритетными видами деятельности является производство следующих видов   продукции:

  • провод изолированный для воздушных линий электропередач марки СИП-1,  СИП-2, СИП-4, СИП-3 (произошел рост объемов реализации самонесущих изолированных проводов на 330 309,16 тыс. руб.);
  • силовой кабель с изоляцией из сшитого полиэтилена на напряжение до 35 кВ марок АПвВ, АПвПг, ПВв, ПвП, ПвПг (произошло сокращение объемов реализации на 130 683,65 тыс. руб., в процентном выражении сокращение составило 13,53%);
  • силовой кабель с бумажной пропитанной  изоляцией напряжением 1,6,10 кВ марки ААБл, ААШв, ААБлГ, ААБ2л, АСБ, АСБг, АСШв, СБШв, ЦСШв, СБ (данные виды кабеля также не пользовались высоким спросом в 2011 году, сокращение объемов продаж составило 171 712 тыс.руб.);
  • силовой кабель с пластмассовой изоляцией напряжением 0,66, 1 и 6 кВ марки  АВВГ, АВБбШв, АВБВ, АПвБШп(г), ВВГ, ВБбШв (наиболее популярные ассортиментные позиции в 2011 году, рост продаж составил 642 008,30 тыс. руб., прирост более 79,18%);
  • провод неизолированный марки  А, АС Наблюдается рост спроса на неизолированные провода, прирост составил 609,33%;
  • контрольный кабель марки АКВВГ, КВВГ;
  • кабель для погружных электронасосов марок КПБП, КПпБП.

Из всех работ наиболее важными работами были:

«Постановка на производство силовых кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена не распространяющих горение и огнестойких на напряжение 6 и 10 кВ»;

Работы по подготовке производства к отмене ГОСТ 16442-80 «Кабели  силовые с пластмассовой изоляцией» и введению в действие        ГОСТ Р 53769 «Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ»: внесение изменений в нормативно-техническую и технологическую документацию;

Постановка на производство «СИПно» и проведение сертификации ТУ 3530-030-05742781-2009 «Провода самонесущие  изолированные и защищенные, не распространяющие горение, для воздушных линий электропередачи».

2.2 Управление ассортиментом на предприятии ООО «Иркутсккабель»

 

 Основным инструментом  управления запасами широкой  номенклатуры в логистике являются  методы АВС и XYZ, настолько хорошо известные в зарубежной практике, что в последние десятилетия в специальной литературе фактически отсутствует его подробное описание. АВС и XYZ-классификации в управлении запасами является настолько же естественной, как использование карандаша или ручки при письме.

Между тем, как показывает общение с руководителями и сотрудниками российских предприятий, а так же анализ опубликованной в последнее время отечественной литературы, в нашей стране АВС и XYZ-классификации используются эпизодически. На предприятии ОАО «Иркутсккабель» данный метод анализа не использовался в течение всего периода существования предприятия.

Проведение АВС-классификации включает ряд этапов.

1. Выбор критерия классификации. 

2. Расчет нарастающего  итога значения критерия классификации. 

3. Выделение классификационных  групп. 

Первый этап является единственным неформализованным шагом  классификации. Выбор критерия классификации зависит, прежде всего, от стратегии предприятия, отрабатываемой на данном этапе развития.

Для ОАО «Иркутсккабель»  важным является оптимизация системы  управления запасами, в связи с этим проведем АВС анализ товарных запасов по критерию «Объем продаж» каждой группы товарных запасов.

Для каждого из функциональных подразделений (или функциональных областей) предприятия действующая  стратегия может быть связана с реализацией специфического для данного подразделения направления работы. Стратегия удержания рынка за счет расширения ассортиментного ряда продукции на этапе закупок в ОАО «Иркутсккабель» может быть достигнута в сфере производства за счет сокращения размера запаса незавершенного производства и остатков готовой продукции на складе, в сфере сбыта – с повышением уровня обслуживания заказов потребителей и повышением прибыли от реализации. Выбор критерия АВС-классификации, таким образом, требует совместного обсуждения этого вопроса службой логистики компании ОАО «Иркутсккабель» с руководителями высшего ровня и с руководителями подразделений, связанных друг с другом логистической цепью движения материального потока. Данные о продажах компании ОАО «Иркутсккабель» представлены на рисунке 2.1.

По результатам анализа  наибольшим спросом пользуется продукция компании  - самонесущий провод, доля продаж продукции в 2011 году составила 19,06% (Одна позиция из двадцати двух  составляет 4,54% в ассортименте компании).

Удельный вес значения критерия классификации рассчитывается как отношения значения критерия каждой из позиции к итоговой сумме значения критерия классификации (для анализа ассортиментной политики компании ОАО «Иркурсккабель»).

 

Рисунок 2.1 – Данные о  продажах компании ОАО «Иркутсккабель»  в 2011 году

 

На следующем этапе  производится сортировка товарных групп по степени уменьшения доли продаж. Ассортиментные группы, упорядоченные по степени уменьшения доли продаж представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Выделение групп классификации в АВС анализе товарных запасов

Ассортиментная группа

Доля в товарообороте

Накопленная доля

Группа

Самонесущий провод

19,06

19,06

A

Кабель силовой в  пластмассовой изоляции СИП 1

9,64

28,70

A

кабель для погружных  электронасосов марок КПБП

5,32

34,03

A

Кабель силовой с  изоляцией из сшитого полиэтилена  ПВП

5,21

39,24

A

Кабель силовой в  пластмассовой изоляции АВБВ

5,07

44,31

A

Кабель силовой в  пластмассовой изоляции СИП 3

4,79

49,11

A

Кабель силовой в  пластмассовой изоляции  АВБбШв

4,66

53,77

A

кабель для погружных  электронасосов марок КПпБП

4,51

58,28

A

контрольный кабель марки КВВГ

4,31

62,59

A

Кабель силовой в  пластмассовой изоляции СИП 2

4,25

66,84

A

Кабель силовой с  изоляцией из сшитого полиэтилена  ПВПг

4,20

71,03

A

Кабель силовой в  пластмассовой изоляции СИП 4

4,06

75,09

A

Кабель силовой в  пластмассовой изоляции АВВГ

3,97

79,06

A

Кабель силовой с  изоляцией из сшитого полиэтилена  АПВВ

3,67

82,73

B

Кабель силовой с  пропитанной бумажной изоляцией  ААШв

2,73

85,45

B

Провод неизолированный  м-и АС

2,65

88,10

B

Кабель силовой в  пластмассовой изоляции АПвБШп(г)

2,64

90,74

B

Провод неизолированный  марки А

2,47

93,22

B

Кабель силовой с  пропитанной бумажной изоляцией  ААБлГ

2,40

95,62

C

Кабель силовой с  пропитанной бумажной изоляцией  ААБ2Л

2,23

97,85

C

контрольный кабель марки  АКВВГ

1,78

99,63

C

Кабель силовой с пропитанной бумажной изоляцией марки ААБл

0,37

100,00

C

Информация о работе Управление запасами на производственном предприятии