Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:25, научная работа
Таким образом, анализируемая норма вводящей в заблуждение рекламы запрещает сообщение не объективно неправильных (неверных) сведений, а субъективно неправильных, т.е. способных ввести в заблуждение: Это означает, что для установления введения в заблуждение в смысле статьи 6 Федерального закона «О рекламе» единственным критерием должно являться только субъективное восприятие рекламы. И здесь определяющим является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие адресатами.
Введение…………………………………………………………………….......1
Глава 1. Запрещенные виды рекламы…………………..............................3
1.1.Недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная реклама……….5
1.2.Скрытая реклама, реклама с исчезающей приманкой, рекламомобили……………6
Глава 2. Федеральный закон о недостоверной рекламе……………..........9
2.1. Основные требования, содержащиеся в законе “О рекламе”………………………11
2.2. Социологический опрос как методика сбора информации………………………...12
2.3.Памятка разумного потребителя……………………………………………………..16
2.4. Ответственность за недобросовестную рекламу……………………………………17
Глава 3. Виды гражданско-правовых санкций…………………………18
3.1. Уголовная ответственность………………………………………………………...19
3.2. Государственный контроль антимонопольных органов за соблюдением………20 законодательства Российской Федерации о рекламе
Глава 4. Прогноз на будущее рекламы……………………………………21
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………………23
Национальный Исследовательский Ядерный Университет
“МИФИ”
Кафедра № 71
НАУЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
“Недостоверная реклама:
социальные последствия и методы защиты потребителя”
Выполнил: Вахитов
Артур Альбертович
Научный руководитель:
член-корреспондент
Москва 2012 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Запрещенные
виды рекламы…………………................
1.1.Недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная реклама……….5
1.2.Скрытая реклама, реклама с исчезающей приманкой, рекламомобили……………6
Глава 2. Федеральный закон о недостоверной рекламе……………..........9
2.1. Основные требования, содержащиеся в законе “О рекламе”………………………11
2.2. Социологический опрос как методика сбора информации………………………...12
2.3.Памятка разумного потребителя…………………………………………………
Глава 4. Прогноз на будущее рекламы……………………………………21
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Цель научной работы “ Недостоверная реклама”.
Определить круг потенциальных жертв недостоверной рекламы, разработать систему критической оценки рекламной информации специально для находящихся в “зоне риска” социальных групп.
Продукты научной работы.
В эпоху технического прогресса реклама стала его двигательным центром. Это и обуславливает современную навязчивость и агрессивность рекламы в последнее время. Реклама заботится не о потребителе, а о выгоде продавца и производителя, которым нужно получить прибыль от покупателей. Часто - любой ценой. Реклама становится не способом рассказать о товаре и его качествах, а способом заманить покупателя в ловушку, обмануть, вытянуть деньги. Рекламных ухищрений для этого множество и появляются всё новые. Все они ныне действующим законом о рекламе квалифицируются, в частности, как недостоверная реклама. Сегодня актуальность этой проблемы очевидна.
Как известно, реклама выступает в качестве важнейшего инструмента продвижения товаров на рыке, увеличения сбыта и развитии конкуренции. Поэтому одной из целей Федерального закона «О рекламе» является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы. Распространение ненадлежащей, то есть недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и иной рекламы, нарушающей общие и специальные законодательные требования, может быть направлено ни приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности, а также способно причинить убытки другим хозяйственным субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. В этом случае ненадлежащую рекламу следует рассматривать как особую форму недобросовестной конкуренции. Тем более, что перечень форм недобросовестной конкуренции, приведенный в Законе «О конкуренции», перекликается с перечнем соответствующих статей Федерального закона «О рекламе». Тесная связь между пресечением недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы обеспечивается также и тем, что в настоящее время в России функции государственного контроля в этих областях выполняет один и тот же административный орган — Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (ранее — Государственный антимонопольный комитет) и его территориальные органы. В этой связи необходимо более подробно рассмотреть конкретные проявления недобросовестной конкуренции в рекламе.
Введение в заблуждение потребителей представляет собой действие, направленное на формирование неверных представлений в отношении собственных товаров (работ, услуг) или товаров конкурента. Цель — привлечь внимание потребителя путем распространения ложной, неточной информации. Подобные действия могут причинить существенный материальный и моральный ущерб не только потребителям, но также привести к серьезным последствиям для конкурентов (что выражается, например, в потере клиентуры).
С другой стороны, сообщение верных по существу сведений также может при определенных обстоятельствах вводить в заблуждение. Например, «во многих странах добавка в хлеб химических веществ запрещена, и суды большинства стран будут рассматривать рекламное заявление о том, что некоторые виды хлеба произведены без добавления химических веществ, как ложные, поскольку, будучи правдивой по существу, такая реклама создает вводящее в заблуждение впечатление, будто рекламируемый факт является экстраординарным.
Таким образом, анализируемая норма вводящей в заблуждение рекламы запрещает сообщение не объективно неправильных (неверных) сведений, а субъективно неправильных, т.е. способных ввести в заблуждение: Это означает, что для установления введения в заблуждение в смысле статьи 6 Федерального закона «О рекламе» единственным критерием должно являться только субъективное восприятие рекламы. И здесь определяющим является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие адресатами. При анализе рекламы принимаются во внимание все формы ее распространения — письменные, устные или символические, которые передаются по радио, телевидению, компьютеру. В конечном итоге учитывается только результат воздействия рекламы на потребителей, а не способы ее доведения. При доказывании часто используются эмпирические методы, в основном опросы потребителей. Так, антимонопольным комитетом при поддержке газеты «Покупатель» была проанализирована реакция потребителей на распространяемую в 1997 году телевизионную рекламу товарного знака «Довгань». Впоследствии данные материалы были использованы при вынесении судебного решения о неправомерности распространения указанной рекламы
Недобросовестной является
реклама, которая: дискредитирует юридических
и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми
товарами; содержит некорректные сравнения
рекламируемого товара с товаром (товарами)
других юридических или физических
лиц, а также содержит высказывания,
образы, порочащие честь, достоинство
или деловую репутацию
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении: таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения; наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте; стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы; дополнительных условий оплаты; доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара; гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности; исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг; прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций; официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград; предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии; результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций; статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность; ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие; использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально; сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц; ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров; фактического размера спроса на товар; информации о самом рекламодателе. Недостоверная реклама не допускается.
Например: Федеральным антимонопольным органом было рассмотрено дело о нарушении АО «Мультилок» Федерального закона «О рекламе». При прочтении рекламы компании «Мультилок» потребитель вполне мог поверить в правдивость утверждений рекламодателя о том, что замок «MUL-T-LOK» гарантирует от любого распила (это заявление на деле оказалось недостоверным), и приобрести товар, не отвечающий его пожеланиям.
Еще один пример: некий потребитель обратился в Антимонопольный комитет за консультацией о том, как лучше представить свою позицию в суде. Суть дела состояла в следующем: потребитель приобрел в соответствии с рекламными обещаниями противоугонное средство «Клиффорд» для своего автомобиля. Несмотря на это, автомобиль был вскоре угнан. Теперь потребитель намерен обратиться в суд о взыскании с виновных понесенного ущерба и о возмещении причиненного морального вреда. Свои требования он аргументирует тем, что в распространяемой рекламе противоугонного средства «Клиффорд» содержалось утверждение: «Клиффорд — 100-процентная гарантия от угона».
Неэтичной является реклама, которая: содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы; порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар. Неэтичная реклама не допускается. 2. Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.
В ст. 9 Закона "О рекламе" дано определение заведомо ложной рекламы. Это - реклама, с помощью которой рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель умышленно вводят в заблуждение потребителя рекламы. Такая реклама законом не допускается.
В этой статье имеется две проблемы. Первая проблема касается того, что означает понятие "введение в заблуждение". Для этого следует обратиться к ст. 178 Гражданского кодекса. Под заблуждением согласно Кодексу можно понимать в том числе заблуждение относительно природы сделки, совершенной под влиянием ложной рекламы, либо тождества или иных качеств предмета сделки, которые значительно снижают возможности его использования, или этот предмет становится не нужен потребителю рекламы. Такое заблуждение происходит тогда, когда потребитель рекламы помимо своей воли составляет себе неправильное мнение или остается в неведении относительно тех или иных обстоятельств, имеющих для него существенное значение, под влиянием которых он совершает сделку, которую не совершил бы, если бы не заблуждался. Такая сделка является оспоримой и заблуждающееся лицо имеет право обратиться в суд с иском о признании данной сделки недействительной, а, согласно ст. 167 Кодекса, он еще имеет право требовать возмещения убытков.
Стоит также обратиться и к упоминавшейся выше директиве Совета ЕС № 84/450 от 1984 г., где дается определение понятия "вводящая в заблуждение реклама". Это любая реклама, которая каким-либо образом, в том числе по форме и содержанию, обманывает или может обмануть лиц, к которым она обращена или доходит, и которая в силу своей ложной природы может оказать влияние на их экономическое поведение или по этим причинам наносит или может нанести ущерб.
Информация о работе Недостоверная реклама: социальные последствия и методы защиты потребителя