Недостоверная реклама: социальные последствия и методы защиты потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 20:25, научная работа

Описание

Таким образом, анализируемая норма вводящей в заблуждение рекламы запрещает сообщение не объективно неправильных (неверных) сведений, а субъективно неправильных, т.е. способных ввести в заблуждение: Это означает, что для установления введения в заблуждение в смысле статьи 6 Федерального закона «О рекламе» единственным критерием должно являться только субъективное восприятие рекламы. И здесь определяющим является не то, что имел в виду рекламодатель, и не то, насколько сообщенные сведения соответствуют истине, а лишь их восприятие адресатами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......1
Глава 1. Запрещенные виды рекламы…………………..............................3
1.1.Недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная реклама……….5
1.2.Скрытая реклама, реклама с исчезающей приманкой, рекламомобили……………6
Глава 2. Федеральный закон о недостоверной рекламе……………..........9
2.1. Основные требования, содержащиеся в законе “О рекламе”………………………11
2.2. Социологический опрос как методика сбора информации………………………...12
2.3.Памятка разумного потребителя……………………………………………………..16
2.4. Ответственность за недобросовестную рекламу……………………………………17
Глава 3. Виды гражданско-правовых санкций…………………………18
3.1. Уголовная ответственность………………………………………………………...19
3.2. Государственный контроль антимонопольных органов за соблюдением………20 законодательства Российской Федерации о рекламе
Глава 4. Прогноз на будущее рекламы……………………………………21
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы……………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Недостоверная реклама (Вахитов Артур) У03-712.docx

— 69.99 Кб (Скачать документ)

Когда необходимое количество анкет набрано, наступает этап обработки данных. В соответствии с задачами работы, нужно из числа опрошенных выявить процент “жертв рекламы” и процент тех, кто не считает себя таковым. Естественно, перед началом подсчетов, выдвигается гипотеза проекта. Насколько велик окажется процент людей, так или иначе пострадавших от недобросовестной рекламы, какого они в основном возраста, пола, социального положения ?

Сравнительная таблица № 1

Критерии для  сравнения

“Жертвы рекламы”

(% от общего  числа опрошенных)

Не считающие  себя пострадавшими от рекламы (% от общего числа опрошенных)

По половой принадлежности:

Женщин

Мужчин

 

 

59%

20%

 

 

6%

15%

Всего

79%

21%


 

Под каждый полученный результат  необходимо подвести теоретическую  базу , объясняющую полученные факты. Например, по данной сравнительной таблице №1, комментарии могут быть такими. “ Жертвами” рекламных объявлений чаще становятся женщины, чем мужчины. Это происходит потому, что.

    1. Женщины в силу особенностей психологии любопытней и импульсивней
    2. Женщины ведут домашнее хозяйство, а значит постоянно делают покупки.
    3. Просто, по данным переписи, в России женщин больше чем мужчин, а значит при любых подсчетах женщины скорее будут преобладать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная таблица № 2

Критерии для  сравнения

“Жертвы рекламы”

(% от общего  числа опрошенных)

Не считающие  себя пострадавшими от рекламы

(% от общего  числа опрошенных)

Возрастные группы:

До 18 лет включительно

От 19 до 35

От 36 до 55

От 56 и более

 

17%

 

18%

15%

29%

 

7%

 

8%

5%

1%

Всего

79%

21%


 

По данным сравнительной  таблицы №2 в основном от нечестной рекламы страдают люди старшего и преклонного возраста – пенсионеры и старики.

    1. С возрастом утрачивается способность критически оценивать информацию. Доверчивость – одна из психологических особенностей стариков.
    2. Нынешние старики выросли и жили при командной экономике, когда реклама встречалась редко и была предельно частной честной. Им трудно изменить менталитет. 
    3. Любую информацию, поступающую из средств массовой информации (радио, телевидения), старики привыкли воспринимать как неподлежащую сомнению. Это также – наследие советского прошлого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная таблица № 3

 

Критерий для  сравнения

“Жертвы рекламы”

(% от числа

опрошенных)

Не считающие себя

пострадавшими от рекламы

(% от общего  числа опрошенных)

По социальному положению:

Школьники

Студенты

Предприниматели

Наемные работники

Неработающие

Пенсионеры

 

 

13%

5%

3%

29%

4%

25%

 

 

4%

3%

2%

9%

2%

1%

Всего

79%

21%


 

 Из данной сравнительной таблицы №3 можно сделать вывод, что во всех социальных, практически только каждый второй или каждый третий не попадались на удочку недостоверной рекламы. Надо полагать, что это достаточно низкий показатель, говорящий о “не цивилизованности” современного рекламного рынка в России. Однако он не идет не в какое сравнение с показателем в группе пенсионеров. Здесь, получается, только каждый двадцать шестой не считает себя  пострадавшим от рекламы

Сравнительная таблица № 4

Критерии для  сравнения

“Жертвы рекламы”

(% от числа

опрошенных)

Не считающие себя

пострадавшими от рекламы

(% от общего  числа опрошенных)

По образованию:

 

Незаконченное среднее

Среднее

Профессиональное

Незаконченное высшее

Высшее

 

 

13%

13%

38%

6%

9%

 

 

4%

2%

3%

5%

7%

Всего

79%

21%


 

В этой сравнительной таблице №4 так же рассматривается тенденция, чем выше уровень образования, тем меньше шансов у человека попасться на удочку мошенников.

2.3. Памятка разумного потребителя.

  1. Помните, задача любого продавца – получить прибыль. Ни один товар и ни одна услуга не могут быть проданы, если продавец не получит выгоды
  2. Со скидкой может быть продан только некачественный товар. Во всех остальных случаях, скидка - это понижение цены до реальных пределов после неоправданно высоких ее накруток.
  3. Объявление о снижении цен в крупных торговых сетях - маркетинговый ход для привлечения покупателей. Цены снижаются лишь на небольшой перечень и так недорогих товаров (эти товары указаны в рекламном объявлении вовсе не в качестве примера, а потому, что цены снижены только на них), в то время как цены на остальные товары или остаются прежними или даже повышаются.
  4. Большое подозрение вызывают объявления типа «Скидка только сегодня», в то время, как сам текст объявления написан нестираемой краской или плакат с рекламой явно закреплен намертво. Это «только сегодня» провисит здесь еще с полгода. Зачем? Чтобы создать ажиотаж. Спеши купить здесь и сейчас.
  5. Будьте внимательны, и в больших и в маленьких магазинах цены на товары,  пробиваемые на кассе, могут быть выше обозначенных в ценниках. Если вы заметите обман, доводы сотрудников магазина могут быть любыми, но знайте одно, товар вам могут отпустить только по цене, указанной в выставленном ценнике. Требуйте вернуть разницу в стоимости или вовсе берите назад деньги и отказывайтесь от покупки.
  6. Часто навязчивая реклама заставляет нас покупать абсолютно ненужные нам вещи, выдавая их за давно необходимые. Задумайтесь, нередко дорогой новинкой пользоваться сложнее и неудобней, чем ее старым аналогом. Учтите, заботой о Вашем удобстве рекламодатель прикрывает заботу о своей выгоде.
  7. Также немало денег мы тратим на оплату ненужных нам функций в различных высокотехнологичных вещах – мобильных телефонах, компьютерах, аудио и видеоаппаратуре. Приобретайте модели  только с теми функциями, которыми собираетесь реально пользоваться.
  8. Помните, некоторые товары требуют постоянной покупки сопутствующих расходных материалов, без которых они не могут функционировать. Даже если сам товар не дорог, ознакомьтесь со стоимостью расходный материалов и услуг по их замене.
  9. Увеличение цены на товары первой необходимости – такие, как хлеб, молоко, сыр, яйца – не пройдет незамеченным. Поэтому супермаркеты редко трогают эту категорию товаров (около 500 наименований). Куда “безопасней” увеличивать цены на те товары, которые мы покупаем редко, а следовательно, не можеи отследить разницу в цене. На счастье супермаркетов таких товаров куда больше (около 45000): например соусы, свежевыжатые соки, крем для обуви и др. Увеличение их цены на 3-4 % потребитель обычно не замечает. Эта же разница позволяет магазинам периодически снижать цены, оформляя таким образом “лучшие предложения”
  10. Чаще всего, все указанные на упаковке товара соответствия сертификатам, награды, медали, рекомендации союза педиатров, институтов питания и т.д. – не более чем выдумка. Начать с того, что указанных организаций либо просто не существует, либо никаких рекомендаций относительно данного товара они не давали, т.к это не входит в из компетенции
  11. Многие супермаркеты распространяют “карты постоянного покупателя”, которые позволяют вам получать скидки на товары, отмеченные в зале специальными ценниками. Но ваша экономия – не та цель, ради которой эти карты выпущены.

2.4. Ответственность за недобросовестную конкуренцию.

Совершение действий, являющихся актами недобросовестной конкуренции в рекламе, влечет разные правовые последствия. Так, в соответствии со статьей 31 Федерального закона «О рекламе» юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность».

3. Виды гражданско-правовых санкций

На практике наиболее важной и популярной мерой защиты является пресечение действий, нарушающих право  или создающих угрозу его нарушения (так называемый судебный запрет). Истец, чьи права нарушены недобросовестными действиями конкурентов, отдает предпочтение этой санкции, так как она предоставляет возможность приостановить нарушение и предписывает ответчику незамедлительно прекратить их совершение в будущем. В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса судебный запрет также может быть вынесен и в случаях, когда существует вероятность наступления или продолжения совершения противоправного действия. Для этого, как правило, не требуется ни доказательств злонамеренности со стороны ответчика, ни фактов причинения истцу убытков.

Вынесение судебного запрета  может также сопровождаться судебным решением о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права. На основании такого решения из рекламы могут быть удалены вводящие в заблуждение указания, конфискованы или уничтожены используемые рекламные материалы и т.д

Еще одной мерой защиты, практикуемой также во многих странах, является опровержение содержащихся в  рекламе сведений или опубликование  судебного решения, вынесенного  против ответчика.

Право требовать по суду опубликования опровержения возникает у физических и юридических лиц на основании статьи 152 ГК в случае распространения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию, сведений.  Федеральным законом «О рекламе» также предусматривается специфическая форма опровержения, предполагающая распространение контррекламы посредством того же средства массовой информации, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама.

При этом нарушитель несет  расходы по контррекламе в полном объеме.

Одной из самых распространенных мер ответственности за гражданское правонарушение является возмещение убытков. Закрепленное же в пункте 1 статьи 31 Федерального закона «О рекламе» право лиц требовать возмещения убытков, возникших в связи с распространением ненадлежащей рекламы, основывается на общем правиле пункта 1 статьи 15 ГК (согласно этой норме, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков).

Обычно возмещение ущерба, причиненного в результате недобросовестной конкуренции, носит чисто материальный характер. Однако при определенных обстоятельствах, например в случае распространения в рекламе клеветнических сведений в отношении конкурента, возможно возмещение морального вреда

3.1. Уголовная ответственность

Статьей 182 Уголовного кодекса  Российской Федерации с 1 января 1997 года была введена уголовная ответственность  за заведомо ложную рекламу, то есть за рекламу, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.  При этом должны соблюдаться два условия: деяние должно быть совершено из корыстной заинтересованности и должен был быть причинен значительный ущерб.

3.2. Государственный контроль антимонопольных органов за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе

Статьей 26 Федерального закона «О рекламе» предусмотрены полномочия федерального антимонопольного органа (его территориальных управлений) по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе. Антимонопольные органы имеют право:

— предупреждать и пресекать  факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;

— направлять рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении контррекламы;

— направлять материалы  о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

— направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Прогноз о будущем рекламы.

Не знаю, как в других индустриях, но в рекламной популярно говорить о будущем. Нет, безусловно, прогнозы развития отрасли - штука для всех очень полезная, а рынок маркетинговых коммуникаций меняется намного динамичнее, например, металлургического или юридического. Но у нас, в рекламе, тема будущего - главный и центральный вопрос практически всех профессиональных форумов, большинства семинаров, проходящих в рамках международных и национальных рекламных фестивалей, конгрессов etc. Мало того, это главный предмет для разговоров в кулуарах упомянутых событий.

Рекламисты говорят о потере популярности традиционных медиа-каналов. Ссылаются на то, что ТВ теряет аудиторию, пресса сокращает тиражи, а на улицах щиты быстрее срываются, чем появляются новые. Потребитель перенасыщен рекламой и как следствие - уменьшается эффективность роликов, макетов и постеров. Зритель, читатель и пешеход, стали умнее и более требовательными, а поэтому, на первый план должны выходить какие-то новые медиа, а рекламные коммуникации должны становиться все более утонченными.

По большому счету, адресат рекламных  посланий одинаково ведет себя относительно «навязчивой» и «надоевшей» рекламы  в любой стране мира. Ну, может, с  некоторыми особенностями. Скажем, большинство  латиноамериканцев, а особенно бразильцев, с удовольствием смотрят рекламу  по телевизору, что не скажешь о  жителях Европы или США.

Все это так, и все эти новые  тренды, конечно, нужно учитывать  рекламодателю и рекламисту в  своей ежедневной практике. Реклама действительно должна стать осмотрительно творческой, не просто информировать, а делать это, развлекая людей, используя нетрадиционные приемы, буквально интегрироваться в среду и повседневную жизнь (ambient media). И рост рынка интерактивной рекламы (Интернет здесь играет первую скрипку), цифровых технологий, продакт плейсмента… только подтверждает эту тенденцию.

Но! О каком будущем мы говорим? О ближайшем? НЕ ВЕРЮ! Ничего в ближайших  несколько лет точно не изменится. Позвольте сделать личный прогноз  относительно будущего отечественного рекламно-коммуникационного (и не только отечественного, думаю) рынка на следующую  пятилетку. По моему мнению, ничего принципиального в нашей индустрии  не изменится.

Телевидение останется главным  медиа-носителем, который забирает половину всех рекламных доходов, пресса, и наружная реклама в сумме будут забирать почти вторую половину, немного оставив рекламных денег для радио. Интернет, несмотря на бурное развитие, вряд ли сможет претендовать на более чем 1 - 2 % рынка и вряд ли догонит даже транспортную рекламу.

Это что касается денег. А вот  разговоров о новых медиа и технологиях коммуникаций будет действительно все больше и больше. Реклама, несомненно, станет профессиональнее, творческой, умной, индивидуальной и этической (это отдельный тренд в рекламной индустрии). И, конечно, рано или поздно все эти действия вызовут переворот в структуре рекламных коммуникаций. Возможно, революционный. Но когда это произойдет? Точно не завтра!

Заключение.

В заключение можно сказать, что в наше время информационной атаки на каждого человека очень  сложно бороться с недостоверной  рекламой. Жертвами недостоверной рекламы могут стать абсолютно все люди, но под основным риском находятся люди младше 20 лет и старше 55 лет. Что же делать, что бы не попасть в ловушку недостоверной рекламы ?

Информация о работе Недостоверная реклама: социальные последствия и методы защиты потребителя