Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 10:38, реферат
Преимущества новых средств массовых коммуникаций и их стремительное развитие предоставили заинтересованным лицам качественно иные возможности по манипулированию общественным сознанием и групповым поведением. Сущность этих процессов еще мало изучена, а практика в данной области значительно опережает юридическую теорию и законодательство. Все это делает актуальным исследование вопросов защиты граждан от информационного давления и попыток манипулирования их свободным выбором.
Введение.
Глава 1. Понятие «предвыборная агитация» и понятие «реклама», их соотношение.
1.1.понятие «предвыборная агитация».
1.2.понятие «реклама».
1.3.соотношение понятий «предвыборная агитация» и «реклама».
Глава 2.Законодательство о порядке осуществления предвыборной агитации.
Глава 3. Законодательство о порядке осуществления предвыборной рекламы.
Заключение.
Список использованной литературы.
Нельзя не вспомнить еще об одном уникальном, даже глобальном средстве агитации- Интернете4. Если Интернет признается как форма агитации, то соответственно нужно определить, какая правовая оценка и регламентация может быть ему дана в современном российском законодательстве. В этой связи возникает правомерный вопрос: можно ли признать сайт в сети Интернет источником СМИ?
Интернет – глобальная коммуникационная сеть, система, предоставляющая пользователям чрезвычайно широкие возможности,причем не только в сфере поиска информации. Он предоставляет возможность иметь личную электронную почту, вести бухгалтерию, организовывать многосторонние переговоры и многое другое, в том числе и возможность создания Интернет- сайта. На сегодняшний день лишь немногие пользователи зарегистрировали созданные ими веб-сайты в каких-либо государственных органах. И возможности заставить их это сделать на практике пока не существует. Кроме того, невозможно принудить простых пользователей сети обращаться только к сертифицированным средствам массовой информации, а значит ,у авторов сайтов отсутствует еще один стимул для регистрации – зачем это делать в обязательном порядке, тратить время на получение лицензии, если сайтом и так будут пользоваться?
Получается, что, с одной стороны, Интернет отвечает таким формальным критериям СМИ, как периодичность и массовость, но, с другой стороны, на него практически не распространяется такой критерий, как обязательная регистрация СМИ. То есть, с одной стороны он является СМИ, а с другой – нет. Понятие массовости для периодических печатных изданий в том виде, в каком оно дается в Законе о СМИ с позиций Интернета просто бессмысленно. Таким образом, приходим к выводу о том, что правовой статус СМИ не может и не должен зависеть от некоего набора формальных и неформальных критериев, не связанных с характером деятельности соответствующего лица. С другой стороны, если посчитать упомянутые критерии все еще важными для определения статуса СМИ, то за рамками существующего законодательства остаются глобальные информационные ресурсы Сети, которые, как показал опыт ряда прошедших выборов, способны сыграть немаловажную роль в их проведении и сказаться на их результатах. И наложить какие-либо санкции на пользователей, чьи сайты откровенно нарушали законодательство о выборах, не представляется возможным. Поэтому, думается, гораздо правильней будет уступить в малом с тем, чтобы в итоге выиграть в значительно большем объеме.
1.2.понятие «реклама».
“Реклама – информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг, их реализации и создания спроса на них; популяризация произведений литературы, искусства и др.” [БЭС].
В настоящее время помимо бытийного определения рекламы существует законодательное, которое не так ясно характеризует рекламу.
По-существу, пропаганда в сфере политики сходна с рекламой стирального порошка или жевательной резинки, действительно, это “популяризация” некоторых политических сил в рамках предоставления “информации” об их “потребительских свойствах”, т.е. об их действиях, обещаниях, личных качествах. Поэтому представляется возможным введение термина “политреклама”, вероятно, пересекающегося (совпадающего) с понятием “политическая пропаганда”.5
Закон о рекламе даёт такое определение: «Политическая реклама – реклама политических партий (объединений), органов государственной власти, государственных и общественных организаций и принимающих участие в политической деятельности отдельных граждан, их действий, идей, программ и отношения к каким-либо организациям, событиям, гражданам, идеям».
Если же рассматривать её в широком социологическом контексте, то это любая реклама как система методов психологического воздействия на массовые аудитории с целью управления их политическим поведением, нацеленная на изменение или закрепление тех или иных политических убеждений.
Как и коммерческая реклама, реклама политическая благодаря своей многотиражности, многообразию, возможности повторения, лаконизму и эмоциональности обладает значительными возможностями воздействия на массовое сознание.
Политическая реклама не только оправдана – она крайне необходима в нашем обществе. Многочисленность партий и схожесть их платформ дезориентирует избирателя. К тому же у нас мало кто читает программы разных партий. Реклама призвана упростить эти сложные политические концепции и программы, выхватив из них самое яркое, перевести скучные тексты на язык эмоций, на язык лозунгов, девизов, предвыборных слоганов, призывов, символов и впечатляющих зрительных образов. Одна из основных задач политической рекламы, как и рекламы коммерческой, - определить положение своего «товара» на рынке. Процесс этот называется «позиционированием». Поэтому задача рекламы – помочь избирателю идентифицировать те или иные политические силы или их представителей, наделив их соответствующим имиджем, отличным от имиджей других политических сил и кандидатов.
Об эффективности политической рекламы уместно говорить лишь при наличии добротного политического товара. Можно, конечно, обмануть с помощью недобросовестной рекламы, но ненадолго, и в результате – выбыть с « рынка товаров».
Возникает уместный вопрос: нужна ли политическая реклама, если есть «добротный политический товар»? Ответ может быть только один: тем более нужна. Задача политической рекламы – довести до сведения избирателей, что такой товар есть и что от них зависит выбор их будущего.
В отличие от коммерческой рекламы эффективность рекламы политической можно легко рассчитать по итогам выборов. Если кандидату удалось пробиться к власти – честь ему и хвала. Если же нет – остаётся только пожелать кандидату тщательно проанализировать причины своих неудач, в том числе и ошибок, в его политической рекламе и пожелать удачи на следующих выборах. И помнить,- реклама – дело важное, но ещё важнее – политическая позиция кандидата, её соответствие чаяниям народа и вера избирателей в то, что кандидат способен, хотя бы частично, выполнить свои предвыборные обещания.
Термин "политическая реклама" был введен в официальный оборот законами от 17.05 1995 г. "О выборах президента российской федерации" и от 21.06. 1995 г. "О выборах депутатов государственной думы федерального собрания российской федерации". Политическая реклама 6относится к одному из видов предвыборной агитации в средствах массовой информации и предполагает "распространение сведений (объявления, призывы, видеоаудиоролики и т..п.) и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием. Таким образом, в настоящее время ,согласно действующим нормативным документам, политическая реклама может существовать только в рамках предвыборной агитации. Несмотря на то, что политическая реклама уже в течение 13 лет регулярно появляется в эфире и на полосах СМИ, с юридической точки зрения это понятие совершенно не определено.
Избирательное законодательство упоминает о политической рекламе единственный раз и то вскользь, просто как об одном из возможных способов проведения предвыборной агитации через средства массовой информации. Очевидно, что назвать это упоминание достаточным нельзя.
Не может решить проблему правового регулирования политической рекламы и Закон “О рекламе”.( Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации») Последние годы этот Закон успешно выполняет роль базового нормативного акта для всего рекламного законодательства, однако первая же его статья делает оговорку: “настоящий закон на политическую рекламу не распространяется”. А это означает, что все, предусмотренные им меры по защите граждан от недобросовестной, недостоверной, неэтичной и скрытой рекламы, распространяются только коммерческую, но не на политическую рекламу.
В стороне от наказания за ненадлежащую политическую рекламу остается и уголовное право. Ст. 182 (“Заведомо ложная реклама”) Уголовного кодекса устанавливает достаточно жесткое наказание (до трех лет лишения свободы), но назначаться оно может только за “использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов)”. Деятельность же политических партий ни товаром, ни услугой не является.
Законодатели понимают опасность, которую таит в себе абсолютный правовой вакуум, окружающий политическую рекламу. Но по какой-то причине принятие законопроекта “О политической рекламе” постоянно тормозиться. В последний раз он был вынесен на обсуждение Совета Государственной Думы еще в апреле 1996 года, но до сегодняшнего дня не прошел даже первого чтения.
Политическая реклама имеет следующую классификацию:
-по форме: прямая и косвенная. Прямая политреклама – это собственно предвыборная агитация, т.е. любая пропаганда, санкционированная ли или нелегальная, цель которой ясна ее “потребителям”. Косвенная форма – неявная пропаганда политических фигур или группировок в рамках информирования об их действиях. -по предмету рекламы: реклама отдельного человека, политического строя, политической группировки (партии), политических действий;
-по знаку
формируемого отношения:
-по средствам (каналам) воздействия: СМИ, Интернет, создание общественных движений, лекции и публичные выступления, “слухи”;
-по содержанию (в зависимости от конкретной ситуации).
Все предусмотренные меры по защите граждан от недобросовестной, недостоверной, неэтичной и скрытой рекламы распространяются только коммерческую, но не на политическую рекламу.
В зарубежных странах законодатели постарались внести ясность в этот вопрос – и политическая реклама так или иначе урегулирована. В ряде стран политическая реклама ограничена, за исключением периодов, когда проходит предвыборная кампания (Германия, Испания). В других странах (например, во Франции, Великобритании) ограничения налагаются только во время предвыборной кампании. Во Франции в течение 3 месяцев, предшествующих выборам, запрещена любая платная политическая реклама в прессе, на радио и по телевидению, а количество бесплатной рекламы строго ограничено. Верховный суд Канады в 1984 году отменил ввиду неконституционности те положения избирательного права, которые препятствовали всем, кроме кандидатов и зарегистрированных партий, размещать в СМИ платную политическую рекламу во время предвыборной кампании. Теперь корпорации и другие негосударственные организации получили возможность пропагандировать свои политические взгляды. В Великобритании политическая реклама в поддержку какого-либо кандидата без его предварительного разрешения является правонарушением. В Голландии судебное расследование начинается только в том случае, когда политическая реклама оскорбительна или же вводит в заблуждение.
По неписаному закону, к политической рекламе предъявляется еще ряд требований, а именно: не должно оставаться никаких сомнений в том, что это политическая реклама, она не может быть анонимной или содержать факты, не соответствующие истине, она должна отвечать требованиям хорошего вкуса и, наконец, она не может быть помещена на первых полосах газет.
Эффекты политической рекламы:
Изучение таких эффектов проводится с точки зрения политической науки, политической рекламы, социальной психологии и коммуникации. Несмотря на представление о том, что важнейшая цель политической рекламы – изменить установки избирателей, относительно мало политических рекламных клипов в действительности влияют на чьё-либо сознание так, что люди меняют свой выбор. Политическая реклама помогает кристаллизовать существующие установки и уточнить их.
В том же духе
политическая реклама может подкрепить
существующие установки для того, чтобы
держать не очень уверенного избирателя
«в кругу» сторонников. Такая установка
подкрепляется скорее всего для того,
чтобы она сработала в день выборов, и
в качестве отпора попыткам противоположного
кандидата изменить сложившееся положение.
Реакция на политическую рекламу может
зависеть от связи, которую избиратель
ощущает с кандидатом.
1.3.соотношение понятий «предвыборная агитация» и «реклама».
В настоящее время выборы, как наивысшая форма проявления демократии стали играть очень важную роль в жизни нашей страны, формировании большинства государственных институтов власти. Именно поэтому законодательство уделяет большое внимание регулированию этой отрасли общественных отношений. Глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, появление в России богатого спектра различных политических сил привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Понятия «агитация», «политическая агитация», «предвыборная агитация», которые сегодня находят весьма широкое применение как в правовой науке, так и в политической практике, имеют глубокие исторические корни и практику.
Интересно, что, говоря о роликах ЛДПР, Александр Вешняков неизменно называл их “предвыборной агитацией”, а Владимир Жириновский – “политической рекламой”. Для неискушенного в юридических тонкостях человека эти понятия чрезвычайно схожи и на слух могут восприниматься почти как синонимы. Тем не менее, с точки зрения права, между “предвыборной агитацией” и “политической рекламой” есть принципиальная разница.
Информация о работе Понятие «предвыборная агитация» и понятие «реклама», их соотношение