Понятие «предвыборная агитация» и понятие «реклама», их соотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 10:38, реферат

Описание

Преимущества новых средств массовых коммуникаций и их стремительное развитие предоставили заинтересованным лицам качественно иные возможности по манипулированию общественным сознанием и групповым поведением. Сущность этих процессов еще мало изучена, а практика в данной области значительно опережает юридическую теорию и законодательство. Все это делает актуальным исследование вопросов защиты граждан от информационного давления и попыток манипулирования их свободным выбором.

Содержание

Введение.

Глава 1. Понятие «предвыборная агитация» и понятие «реклама», их соотношение.

1.1.понятие «предвыборная агитация».

1.2.понятие «реклама».

1.3.соотношение понятий «предвыборная агитация» и «реклама».

Глава 2.Законодательство о порядке осуществления предвыборной агитации.

Глава 3. Законодательство о порядке осуществления предвыборной рекламы.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

конс.право.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

     В ст.23 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» содержится запрет на проведение предвыборной агитации членам избирательных комиссий, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также должностными лицами. Исключение сделано лишь для кандидатов, выдвинутых из среды местных должностных лиц, которым гарантировано право проводить предвыборную агитацию наравне с другими кандидатами.

     Необходимо также внесение изменений в действующее избирательное законодательство в части, касающейся общих субъектов права на предвыборную агитацию. Граждане и общественные объединения должны иметь реальную, фактическую возможность быть субъектами права на предвыборную агитацию. Для этого необходимо, например, закрепить за гражданами возможность осуществлять предвыборную агитацию, используя собственные финансовые ресурсы, объем использования которых должен быть законодательно ограничен. Право на предвыборную агитацию, как и смежные с ним политические права и свободы, не может рассматриваться как абсолютное право. В связи со спецификой его нормативного содержания специального внимания заслуживает выработка на уровне федерального избирательного законодательства в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 55) и международно-правовыми стандартами более четких критериев и оснований ограничений как права на предвыборную агитацию, так и свободы слова и печати, свободы массовой информации, смысл которых должен состоять в нахождении оптимального баланса между публичными и частными интересами в институте предвыборной агитации и практике его реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Законодательство о  порядке осуществления  предвыборной рекламы.

         Какой бы реклама  не была, нельзя забывать, что она не существует сама по себе. Реклама всего лишь инструмент рынка, чем торгуем, то и находит отражение в рекламе.

         В России рекламная деятельность регулируется  Федеральным законом от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (с изменениями  от 18. 06.2001г,14.12.2001г, 30.12. 2001 г.)

         Федеральный антимонопольный орган (его территориальные  органы) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот орган: предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами; направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решений об осуществлении контррекламы; направляет материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или о досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;  направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы. 
     Органы саморегулирования в области рекламы — общественные организации (объединения), ассоциации и союзы юридических лиц: привлекаются к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов; проводят независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направляют соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям; привлекаются федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами) при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе; направляют в органы прокуратуры материалы и обращаются в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.

 Принятый 5.11. 1999 г. Государственной Думой РФ Закон «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» (далее — Закон) призван в известной степени оживить российское избирательное законодательство/

    Нарушение условий рекламирования коммерческой деятельности —  состав административного правонарушения, установленный в ст.5 Закона. Реклама коммерческой деятельности кандидатов и иных перечисленных в статье лиц приравнивается к агитационным сообщениям, распространяемым при помощи СМИ за плату. СМИ несут ответственность по ст.5 за несоблюдение норм законов о выборах в части нарушения порядка обеспечения требований по участию (неучастию) таких СМИ в проведении предвыборной агитации, по обеспечению равенства кандидатов при заключении договоров на предоставление эфирного времени (печатной площади).

    Закон в ст.11 устанавливает ответственность  за непредставление возможности  обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства  и деловой репутации — в  случаях, когда это обязательно. Данная норма ст. 11 непосредственно связана с положениями п.6 ст.45 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Однако по тексту последнего положения также возможны различные толкования. Для их сравнения приведем п.6 ст.45 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»: «Теле-, радиопрограммы на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, указанных в п. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона, и редакции периодических печатных изданий, указанных в п. 1 ст. 39 настоящего Федерального закона, участвуя в избирательных кампаниях, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если эти теле-, радиопрограммы и периодические печатные издания не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Возможно другое толкование, по которому ст.11 также непосредственно касается второй смысловой части п.6 ст.45 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», однако эта часть не увязывается с первой частью п.6 ст.45, поскольку в ней говорится о принципиально иной обязанности «государственных» СМИ не допускать обнародование информации, наносящей ущерб чести и достоинству, при отсутствии технической (либо организационной) возможности обнародовать опровержение.8

    Таким образом, непредоставление возможности  обнародовать опровержение влечет санкцию  без указания на обязанных субъектов, какой является и ст.11 Закона. Иными  словами, ст.11 опирающаяся на вторую смысловую часть п.6 ст.45, установлена «на вырост», до тех пор, пока не появится непосредственно и четко прописанная обязанность предоставлять возможность кандидату обнародовать до окончания срока предвыборной агитации свое опровержение. В данном случае важны подходы логического толкования рассматриваемых норм.9 Действительно, конкретная обязанность не установлена в первой части п.6, однако, она, как представляется, вытекает из смысла этого положения. Закон «Об административной ответственности юридического лица за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах» имел целью решить вполне конкретные проблемы, возникающие во время текущего и предстоящего избирательного процесса. Поэтому ст.11 найдет свое применение в контексте п.6 ст.45.

    В целом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день отсутствие единого законодательного акта, в котором бы содержались нормы по ответственности СМИ, весьма затрудняет решение возникающих на практике вопросов. Мало того, что не все нарушения могут быть выявлены и квалифицированы, но многие из них остаются безнаказанными, поскольку элементарно отсутствуют нормы, способные их разрешить. Все это требует дополнительных законодательных разработок и уточнений. Поскольку принятый КоАП РФ еще не вступил в законную силу, можно пока говорить об отсутствии хорошо регламентированной правовой базы по вопросам ответственности в области выборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, появление в России богатого спектра различных политических сил привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.Понятия «агитация», «политическая агитация», «предвыборная агитация», которые сегодня находят весьма широкое применение как в правовой науке, так и в политической практике, имеют глубокие исторические корни и практику.

     Совершенно  очевидно, что правовое регулирование  предвыборной агитации настоятельно требует  совершенствования. Необходимо выработать критерий для выделения субъектов предвыборной агитации, а также более четко определить состав лиц, которым предвыборная агитация запрещена.

     По  всей видимости, сложившаяся широкая  судебная практика по делам, связанным  с выборами в органы власти всех уровней, должна в итоге привести к принятию соответствующего постановления Пленумом Верховного Суда Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия также обладает на настоящий момент достаточным фактическим материалом для издания акта, обобщающего практику применения норм, связанных с понятием предвыборной агитации, для достижения единообразия в его понимании и применении.  Вопросы участия СМИ в формировании представительных и других выборных органов имеют большое практическое и теоретическое значение. Это весьма специфическая сфера деятельности средств массовой информации, где они выполняют одновременно несколько функций. Они служат каналом информирования избирателей (например, о назначении дня выборов, об образовании избирательных участков, о регистрации кандидатов и т.д.), средством предвыборной агитации и, наконец, инструментом гражданского контроля.

       Роль СМИ состоит в том, чтобы помочь гражданам интегрироваться в процесс формирования органов власти, обрести и реализовать навыки открытой политической борьбы. В то же время, освещение избирательной кампании, в частности, по телевидению, не только приближает массы к политике, но и низводит предвыборную борьбу до уровня спортивного состязания, возбуждая не только гражданственность, но и азарт.

     Следует отметить, что избирательные кампании в целом оказывают стимулирующее воздействие на функционирование всей системы непосредственной демократии и отдельных ее институтов, инициируя проведение митингов, демонстраций, сбор подписей и т.д. В свою очередь, эффективная самореализация институтов непосредственной демократии в период подготовки и проведения выборов составляет важное средство достижения целей избирательных кампаний.

      СМИ играют весьма существенную  роль  в  проведении  предвыборной агитации, т.к. оказывают влияние  на  формирование  общественного мнения и, зачастую, являются единственным источником информации по выборам.

        Существует ряд недостатков, например, весьма  поверхностно регулируется  роль  Интернета,  хотя  его значение при проведении предвыборной агитации велико.

      Из-за  большого  количества  неточностей   и   двусмысленностей, содержащихся  в   действующем   законодательстве, на   практике возникает  много  спорных   ситуаций,   решение   которых   очень затруднительно.   Поэтому   имеют   место    нарушения    ведения предвыборной агитации при отсутствии у субъектов вины или умысла.

     Недостаточно в законе  регламентируется ответственность СМИ за нарушения, допускаемые ими в ходе  осуществления предвыборной агитации. СМИ играют весьма существенную роль в проведении предвыборной агитации, т.к. оказывают влияние на формирование общественного мнения и, зачастую, являются единственным источником (по крайней мере, основным)  информации по выборам. Несмотря на то, что законодателем, казалось бы, предусмотрен достаточно обширный перечень форм предвыборной агитации в СМИ, существует ряд недостатков, например, весьма поверхностно, если не сказать большего, регулируется роль Интернета, хотя его значение при проведении предвыборной агитации велико. Из-за большого количества неточностей и двусмысленностей, содержащихся в действующем законодательстве, на практике возникает много спорных ситуаций, решение которых очень затруднительно. Поэтому имеют место нарушения ведения предвыборной агитации при отсутствии у субъектов вины или умысла. Очень скудно в законе регламентируется ответственность СМИ за нарушения, допускаемые ими в ходе осуществления предвыборной агитации.

      Политическая  реклама не только оправдана –  она крайне необходима в нашем  обществе. Многочисленность партий и схожесть их платформ дезориентирует избирателя. К тому же у нас мало кто читает программы разных партий. Реклама призвана упростить эти сложные политические концепции и программы, выхватив из них самое яркое, перевести скучные тексты на язык эмоций, на язык лозунгов, девизов, предвыборных слоганов, призывов, символов и впечатляющих зрительных образов.

      Воспользовавшись методом исключения, применение которого не редкость при обсуждении вопросов агитации, можно сказать, что предвыборной агитацией будет признано все, для чего предпринимались какие-либо действия соответствующим субъектом. Следовательно, если данный субъект никаких действий не предпринимал или отсутствуют доказательства совершения им каких-либо действий, то не может идти речи о его ответственности за возможные правонарушения.

     На  практике все выглядит несколько  иначе. Избирательные комиссии и  даже суды для применения санкций  за избирательное правонарушение нередко  считают достаточными сведения, приведенные  в поданных жалобах, не утруждая себя поиском доказательств совершения тем или иным кандидатом противоправных действий. Это способствует применению предвыборными штабами провокаций против конкурентов.

     Приходится констатировать, что большинство избирательных кампаний в нашей стране проходит с нарушениями правил проведения предвыборной агитации в СМИ. При совершении данных правонарушений физические лица должны привлекаться по статье 40.8 КоАП, а юридические - по статье 4 Федерального закона "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах" (нарушение условий доступа к СМИ и пр.). При этом на практике иногда допускаются досадные ошибки: избиркомами отклоняются жалобы на СМИ, проводящие не оплаченную из избирательного фонда агитацию, так как СМИ "по определению не являются субъектами предвыборной агитации". Остается неясным, какую же деятельность осуществляла та или иная газета или телерадиокомпания.

Информация о работе Понятие «предвыборная агитация» и понятие «реклама», их соотношение