Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 23:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Техника и технология СМИ".
Если есть возможность, можно работать по «воздушке» — специальному временному проводу, натянутому по телеграфным линиям или между домами от места репортажа до радиостанции, правда, в этом случае длина провода не должна превышать 1 км. Как известно, телефонные линии иногда бывают сильно «зашумлены», но нередко бывает возможность договориться с местными телефонными узлами о кроссировке линии, то есть выделении «прямых проводов».
Монтаж
После того как журналист произвел аудиозапись, необходимо произвести монтаж. Монтаж — это и творческий, и технический процесс объединения материала путем отбора, изменения очередности звучания отдельных фрагментов фонограмм для формирования единого звукоряда. Монтаж связан с общей структурой передачи, из монтажных фраз и эпизодов строится композиция журналистского материала. Редактор определяет ориентировочную длительность передачи, планирует время выхода в эфир, поэтому фонограмму необходимо подогнать на заданный хронометраж, но в первую очередь нужно избавиться от лишних шумов, придыханий, слишком длинных пауз, слов-паразитов и т.д. Если позволяет время, фонограмма набирается в текстовом процессоре и редактируется.
В зависимости от аппаратуры может применяться линейный или нелинейный монтаж. Линейный монтаж производится путем перезаписи сигнала с одного аналогового магнитофона на другой. Вначале расставляются монтажные метки для определения точек монтажа, вырезаются ненужные места, далее фрагменты фонограммы записываются в определенном порядке, при этом технические пара метры «мастера» — конечной записи — всегда ниже исходного материала. Выполнить линейный аналоговый монтаж под силу далеко не каждому журналисту. Как правило, это производится в монтажной аппаратной, где монтажник и репортер работают вместе.
Нелинейный монтаж осуществляется на компьютере (звуковой станции) при этом физической перезаписи фрагментов фонограммы не происходит — изменяется только последовательность адресов. Освоить технику нелинейного (цифрового) монтажа проще, так как фонограмма наглядно отображается на мониторе компьютера. Журналист не тратит время на объяснение задуманного монтажнику, готовя материал к эфиру. Редактирование звукоряда происходит без боязни неправильно «порезать» ленту и безвозвратно испортить исходные материалы.
При аналоговой записи фонограммы использование нелинейного монтажа возможно, но требует большего времени. Перевод аналоговой записи в цифровой вид требует реального времени (ровно столько, сколько шла запись фонограммы). Как правило, одновременно производится компрессия сигнала. К сожалению, техническая простота нелинейного монтажа в настоящее время снизила качество радиоматериалов. Узкий круг специалистов-монтажеров, режиссеров, прекрасно знающих помимо технических вопросов теорию монтажа, передает свои обязанности непрофессионалам (подобно тому как в периодической печати работу профессиональных наборщиков стали выполнять журналисты), но это процесс неизбежный, и, следовательно, за профессиональный монтаж (как и за правильность наборных процессов) должны отвечать сотрудники редакций.
Для нелинейного монтажа не требуется отдельная аппаратная, достаточно иметь наушники и компьютер со звуковым редактором (типа Sound Forge).
Формирование передачи
Радиопередача формируется с учетом информационных сообщений и рекламных вставок. Важным звеном для оптимизации управления цифровыми аудиомассивами являются данные о содержимом, без которых трудно ориентироваться во внутреннем (непосредственные записи радиостанции) и внешнем (интернет, Гостелерадиофонд) звуковых архивах. Фонды фонограмм могут быть рабочими, оперативными или долговременными. В соответствии с этим подбираются и носители хранения аудиоинформации. I фонограммы подразделяются на первичные (оригиналы) и копии (дубль оригинала и вещательные копии).
Технические средства для создания эффективного вещательного комплекса имеются, но основная проблема -уметь ими пользоваться, связать различные комплексы в единую сеть, оптимально рассчитать нагрузку на аппаратуру. Данные о содержимом способствуют быстрому поиску информации путем введения в нее индексации. Они напоминают библиотечный каталог, выполненный в цифровом виде. В ближайшее время будет обращено огромное внимание на создание поисковых аудио- и видеосистем. Материалы, не имеющие точного описания и цифровой индексации, рискуют быть потерянными, так как никто не будет знать об их существовании. В каталогизатор вносятся ключевые слова о теме, времени и месте события, сведения о журналисте, герое события, собственнике информации и цифровом формате.
Реклама может начитываться диктором в прямом эфире или воспроизводиться в записи. Рекламные ролики, как правило, озвучиваются профессиональными актерами и записываются при участии звукорежиссера. Далее запись монтируется на звуковой станции, накладывается на музыкальное сопровождение, в нее могут вводиться различные звуковые шумы, и в конечном итоге она рассчитывается на необходимую длительность. При программировании вещательной сетки только новостные и рекламные блоки имеют жесткую длительность и периодичность.
Из студийных и внестудийных передач формируется единый звукоряд (программа). Основная трудность стыковки различных звуковых фрагментов — регулирование соотношений громкости речи и музыки. Для соединения кусов фонограммы нередко используются короткие музыкальные перебивки (джинглы). В конце концов сигнал подается на вещательное оборудование и согласно российскому закону о СМИ (1991 г.) обязательно записывается с дальнейшим хранением не менее одного месяца.
В эфирных аппаратных должна быть предусмотрена возможность выхода из нештатных ситуаций, вызванных техническими или организационными причинами. Для минимизации возможных пауз в эфире может быть использовано оперативное включение заранее подобранной музыки.
Создание информационных передач
При подготовке информационных передач в основном применяются цифровые технологии обработки и передачи данных. Запись производится на резервные носители информации: компакт- или мини-диски, оптические диски или на традиционную магнитную ленту в цифровом формате. В более современном варианте запись ведется на жесткий диск компьютера или флэш-память: в этом случае не требуется дополнительное время перегонки материала в компьютерную сеть радиостанции.
В соответствии с распоряжениями заведующего отделом информации корреспондент, ориентировочно зная длительность передачи и время выхода в эфир, приступает к записи. Состав радиожурналистского комплекта зависит от конкретной радиостанции и включает различные типы записывающих устройств (аналоговые или цифровые) и микрофоны или, для передачи сигнала с места события, репортофон. При получении информации от собственных корреспондентов для связи могут быть использованы мобильные телефоны, но качество связи будет невысоким. Крупные западные радиостанции для этих целей используют мобильные радиопередатчики со специально выделенными радиочастотами. Применение подобной аппаратуры обеспечивает качество высшей категории и сравнимо со студийной передачей.
При записи информации на жесткий диск компьютера роль усилителя сигнала выполняет голосовой процессор, позволяющий вводить в запись дополнительные эффекты. Такие приборы применяются при невозможности обработки фонограммы в редакции (репортажи, прямые эфиры).
Голосовой процессор позволяет качественно обработать car-нал и получить запись, пригодную для вещания.
Отделы информации обрабатывают огромное количество материала: новости от информационных агентств, материалы от региональных отделений и корреспонденции от местных журналистов. Коммерческие станции, в отличие от государственных, как правило, не могут себе позволить иметь в штате собственных корреспондентов — они пользуются материалами с лент информационных агентств.
Идеальный вариант — выдавать информацию с места события, но при этом в эфир могут попадать нежелательные куски. На практике радиостанции используют как вещание в записи, так и прямой эфир, то есть вещание в реальном масштабе времени без предварительной звукозаписи. После того как запись произведена, она (физически или по каналу связи) доставляется в радиодом, где ее редактируют: убирают ненужные паузы, придыхания, неудачные слова и выводят на заданный хронометраж.
Государственные и частные радиостанции могут использовать различные технологии монтажа.
Коммерческие
станции, как правило, используют более
экономичную технологию: монтаж на звуковой
станции осуществляет сам журналист. Чересчур
длинные паузы удаляются автоматически,
также возможно удалить некоторые нежелательные
шумы. Работа в звуковом редакторе упрощается
визуальным представлением фонограммы
на мониторе компьютера. Слова-паразиты,
междометия и т.д. отмечаются метками и
удаляются. В звуковом редакторе есть
возможность быстро (без разрезок и склеек)
менять местами части звукоряда, увеличивать
или уменьшать интенсивность звука, в
разумных пределах ускорять или замедлять
фонограмму, выводя на необходимый хронометраж,
и даже избавляться от ненужных частот.
Таким образом, на цифровых монтажных
станциях информационные блоки одновременно
готовят несколько журналистов. Далее
окончательно сформированный материал
собирается на редакционном сервере в
единый эфирный выпуск и выдается прямо
в эфир.
Основные принципы звукозаписи
Аналоговая магнитная запись
До появления магнитной записи звука еще в 1877 г. Т. Эдисон патентует фонограф — устройство, в котором пишущая игла, управляемая мембраной, оставляла след на валике с оловянной фольгой. На основе фонографа в дальнейшем был изобретен граммофон и другие приборы с механической звукозаписью.
Принципиально новый способ записи в 1898 г. предложил датский изобретатель Вальдемар Паульсен (1869-1942), работавший в копенгагенской телефонной компании. К тому времени было известно о свойствах ферромагнитных материалов сохранять остаточное намагничивание, соответствующее напряженности магнитного поля, то есть при изменении параметра внешнего магнитного поля намагниченность материала изменялась и сохранялась неограниченное время. В качестве носителя информации В. Паульсен выбрал стальную проволоку, а в качестве преобразователя звука — телефонный микрофон. В 1900 г. на выставке в Париже им было продемонстрировано звукозаписывающее устройство — телеграфон, где магнитная головка скользила вдоль рояльной струны. Но современники не смогли оценить практическое значение данного изобретения, и фонограф по-прежнему продолжал доминировать над другими способами аудиозаписи.
Однако это не смутило В. Паульсена, и он стал совершенствовать лентопротяжный механизм, чтобы проволока могла наматываться на катушки, а магнитная головка оставалась неподвижной. Вскоре телеграфон мог записывать звук с продолжительностью 30 мин, но чрезмерный уровень шума и неудобство работы с проволокой привели к тому, что в 1918 г. производство телеграфонов было полностью прекращено. Широкое распространение магнитная звукозапись получает в 30-е гг. XX в., после того как немецкая компания BASF разрабатывает специальную долговечную и простую в обращении ленту на ацетатной основе, покрытую ферромагнитным порошковым слоем.
В наше время плотность магнитной записи достигает немногим более 100 бит/см3, хотя теоретически этот параметр может быть повышен почти в 10 раз.
В
современных аналоговых студийных
магнитофонах скорость перемещения ленты
относительно магнитной головки составляет
38,1 см/сек, в репортерских — 19,05 см/сек
или 9,53 см/сек. Основным недостатком магнитной
записи являются шумы, возникающие в основном
из-за звуконосителя: мельчайшие частицы
ферромагнитного порошка располагаются
на лавсановом слое ленты неравномерно,
соответственно возникает магнитная неоднородность
(структурные шумы), кроме того, механический
контакт ленты с магнитной головкой (записывающей
или воспроизводящей) неодинаков (контактные
шумы).
Цифровая магнитная запись
Основным достоинством цифровой магнитной записи является отсутствие шумов ленты. В зависимости от способа записи цифровые магнитофоны могут писать сигнал относительно ленты продольно или наклонно-строчно. Качество наклонно-строчной записи выше, так как магнитная лента перемещается по вращающемуся барабану с несколькими магнитными головками. Для этого типа записи могут применяться R-DAT (Rotary Digital Audio Tape) устройства с вращающимися магнитными головками, обеспечивающие студийное качество звучания. Их целесообразно использовать для записи репортажей, но они малопригодны для монтажа и выведения сигнала в эфир.
В
устройствах с продольной многоканальной
записью (Digital Audio Stationary Head) лента движется
вдоль блока неподвижных
Контактные и структурные шумы при цифровой записи, в отличие от аналоговой, группируются, для дальнейшего исправления. Цифровой магнитофон автоматически выполняет операции помехозащитного кодирования и перемещения символов с разнесением их по ленте (система коррекции ошибок), хотя при перезаписи материала более 10-20 раз качество ухудшается до неприемлемого уровня (при аналоговой записи количество перезаписей не может быть более трех-четырех).
Помимо ленты, в качестве звуконосителя может использоваться магнитный диск, основные достоинства которого - осуществление записи только на бездефектные участки, так как перед использованием диск форматируется и некачественные места поверхности становятся недоступными. Следовательно, структурные шумы исключаются. При этом остается возможность многократной магнитной записи и стирания информации, но главное - контроль звуковых преобразований на мониторе компьютера (воспроизведение с различной скоростью, нелинейный монтаж с сохранением «исходников», удаление шумов). При записи в студии может применяться технология непосредственной записи на жесткий диск компьютера. Между микрофоном и компьютером располагается компрессор — устройство, обеспечивающее усиление и компрессию (сжатие) спектра сигнала, Некомпрессированная запись в течение одной минуты может занять 10 Мб дискового пространства, но поскольку часть информации для слуха избыточна (за пределами порога слышимости), ее можно сжать в пять и более раз при помощи алгоритма сжатия MPEG, При этом следует учесть, что чрезмерное сжатие информации ухудшает качество звучания.