Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 23:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Техника и технология СМИ".
— необходимо помнить, что телевизионный кадр, в отличие от фотографического, не должен иметь информационную законченность, чтобы не пропал интерес зрителя;
— при показе параллельных событий (разновременных) события должны быть соотнесены между собой, поэтому предварительно следует спланировать направление движения в кадре, выбор точек съемок;
— в результате расстановки кадров надо заранее представлять ритм будущего события. Если фрагменты будет сильно различаться (быстрое движение и резкая статика), зрительское восприятие может быть нарушено, хотя в отдельных случаях это может быть использовано для достижения художественной выразительности;
— для привлечения зрительского внимания можно выбрать доминирующий кадр, чтобы остальные подкрепляли его воздействие на зрителя;
—
если в результате монтажа сюжет
недостаточно выразителен и нет
возможности доснять материал, возможно
использование ассоциативного монтажа,
то есть вставка в событие общеизвестных
кадров, которые могут придать особый
подтекст. Похожий эффект может быть достигнут
при наложении на изображение определенного
звукоряда.
Цифровые видеоэффекты
Видеосигнал, записанный в цифровой форме, позволяет значительно расширить спектр видеоэффектов, без которых уже немыслимо современное телевидение. Чередование кадров на основе стыков и переходов лежит в основе монтажных операций. Например, моментальная смена одного кадра другим называется прямым переходом. Такой эффект легко осуществить обычным переключением микшерного пульта с одной камеры на другую, при этом зритель увидит смену планов. Это самая распространенная стыковка кадров при линейном монтаже. При нелинейном — происходит смена «адресов» видеосюжета.
Программное обеспечение позволяет менять кадры методом микширования (наплыва), в этом случае первая «картинка» медленно теряет яркость и контраст, а следующий кадр, наоборот, из еле видимого превращается в доминирующий.
Для того чтобы обратить внимание на значительный временной промежуток между кадрами, используется переход введение-выведение, где при ослабевании первого кадра его сменяет черный экран, а затем увеличивается яркость и контраст следующего плана.
Постепенную смену соседних кадров возможно осуществить как бы приоткрывая второй план из-под первого. При этом яркостные характеристики остаются неизменными, но площадь первого кадра медленно уменьшается, а второго — увеличивается. Данный переход напоминает приоткрывающуюся шторку и называется вытеснением.
Для
передачи эффекта большого расстояния
между событиями нередко
Иногда журналист добивается эффекта живого эфира, снимая собеседника, скажем, на фоне окна. Зритель и не подозревает, что в студии окно может отсутствовать: оператор заранее производит съемку какого-либо знакомого зрителю фона в различных временных и погодных условиях. Подложив «окно» под первый план (с ведущим или его собеседником), журналист создает иллюзию того, что действие происходит в данный момент, так как освещение и погодные условия фона на экране телевизора полностью совпадают с теми, что видит зритель за окном своей квартиры. Данный эффект называется «рирпроекцией». Разумеется, вместо окна может быть любой сюжет.
Сочетанием
переходов и стыков между кадрами
журналист добивается различного психологического
состояния у зрителя.
Телевизионная техника для внестудийных передач
Передвижная телевизионная станция (ПТС)
ПТС — комплекс телевизионной аппаратуры, смонтированный в транспортном средстве, для проведения внестудийные передач. В задачи ПТС входит расширение тематики телевизионных программ, обеспечение прямых трансляций с удаленных от телецентра событий.
Первые эксперименты с передачей радиосигнала из передвижной студии начал Г. Маркони в 1898 г. в Англии, для этого он использовал большой автомобиль с паровым двигателем, на крыше которого была смонтирована огромная антенна. Ему же принадлежит первенство в разработке передвижной телевизионной станции, благодаря чему была осуществлена трансляция берлинской Олимпиады 1936 г., а англичане смотрели матч с Уимблдонского турнира в 1937 г.
Сегодня трудно представить, что немногим более полувека назад было почти невозможно осуществить внестудийную съемку. Телекамеры требовали огромного количества света, а мобильных радиоканалов требуемой широты не существовало. В 1948 г. инженеры Московского телецентра С. В. Новаковский и Л. Н. Шверник доставили из США новое оборудование фирмы RCA, в телевизионных камерах которого использовались очень чувствительные, по тем временам, передающие трубки «суперортикон», позволявшие работать при обычном дневном освещении.
Для трансляции первой внестудийной передачи со стадиона «Динамо» (2 мая 1949 г.) под трибуной установили передатчик с водяным охлаждением радиоламп. Но специалистам хотелось поставить аппаратуру на колеса, для чего был приобретен автобус фирмы «Шкода». Приемную антенну расположили на отметке 150 м Шуховской башни, а на крыше автобуса расположили параболическую антенну. Для передачи ТВ-сигнала требовалась прямая (оптическая) видимость между антеннами (о ретрансляторах на спутниках еще и не мечтали), для чего организатор программы рассматривал приемную антенну в бинокль, после чего осуществлялась настройка направленности передающей антенны. Любопытно, что для передачи звукового сопровождения в первое время тянули «времянку» (кабель). Первую в СССР ПТС для передачи черно-белого изображения изготовили в Ленинграде в 1954 г. во ВНИИ телевидения, в 1968 г. была построена ПТС для трансляции цветных изображений.
Стандартных ПТС не существует, каждая телекомпания дает производителю индивидуальный заказ. Внешне это большой автобус, стены которого в рабочем состоянии могут раздвигаться на ширину до 7 метров. Температуру внутри салона поддерживает мощная система отопления-кондиционирования. «Передвижка» может питаться электричеством от внешней сети, но при ее отсутствии обеспечивает себя энергией от встроенного дизельного электрогенератора, так что всегда есть возможность автономной работы. В зависимости от размера в ПТС может быть различное количество рабочих отсеков: режиссерский, звукорежиссерский, инженерный, монтажный (в малых и средних ПТС они могут быть объединены). Каждая ПТС характеризуется максимальным временем развертывания (от остановки перед объектом съемки до приведения в полную телевизионную готовность).
К механическим характеристикам транспортного средства предъявляются самые высокие требования, так как, простаивая, многомиллионная ПТС принесет ощутимые убытки любой телекомпании. Двигатель должен быть надежным и некапризным к качеству топлива, так как работать приходится в самых удаленных уголках страны. Для этого он оборудуется специальными фильтрами и системами подогрева. Подвеске необходимо удерживать многотонную конструкцию и при этом не разбить уникальное оборудование на ухабах. В рабочем состоянии вся конструкция фиксируется специальными гидравлическими домкратами. В ПТС используют даже крышу, там оборудуют площадку для камеры (вдруг удастся остановиться близко от места съемки), там же находится и основная часть передающей системы — антенна, в современных условиях всегда спутниковая (видеосигнал распространяется только в зоне прямой видимости).
В состав ПТС входят:
— видео- и телекамеры (от 3 до 30 шт.);
— выносные микрофоны;
— аппаратура обработки и преобразования сигнала;
— видеомагнитофоны (от 1 до 10 шт.);
— видеоконтрольные устройства (по количеству камер);
— видеомикшерный и звуковой микшерный пульты;
— блоки видеоэффектов;
— проигрыватель компакт-дисков;
— цифровые графические станции;
—
блоки бесперебойного питания и
т.д.
Передающие телевизионные камеры могут удаляться от ПТС на расстояние до 2 км, хотя стандартная длина кабелей — 400 м. Режиссер, ассистент режиссера, редактор титров, оператор системы повторов (необходим при спортивных передачах) располагаются в режиссерском отсеке. Тут же находится компьютерщик, если ПТС оборудована графической станцией.
В звукорежиссерском отсеке — звукорежиссер и звукотехник.
В инженерном — оператор, контролирующий работу телекамер, видеоинженер, отвечающий за качество «картинки», начальник смены.
Если место позволяет, то режиссеры монтажа находятся в отдельном отсеке, если нет — перебираются в режиссерский.
Персонал
ПТС — профессионалы высшей квалификации,
способные работать в жару и стужу, при
порывистом ветре и дожде: телезрителя
не волнуют «объективные причины» или
погодные условия.
Передвижная репортажная телевизионная станция (ПРТС)
ПРТС — разновидность ПТС, отличающаяся меньшим временем развертывания (менее часа) и меньшими габаритами. Основное назначение — репортажная съемка и ведение прямых эфиров. Некоторые модели способны осуществлять трансляцию, находясь в движении. При освещении очень важных событий ПТС и ПРТС могут paботать совместно, репортажи из ПРТС включаются в видеоряд ПТС.
В составе ПРТС могут быть:
— компактные телекамеры, позволяющие работать «с плеча» (1-3 шт.);
— компактные видеомагнитофоны (1-2 шт.);
— выносные микрофоны;
— микшерные пульты;
— видеоконтрольные устройства.
ПРТС
может быть оборудована собственным электрогенератором,
но нередко комплектуется только источником
бесперебойного питания, обеспечивающим
час автономной работы, и, конечно же, антенной,
как правило спутниковой.
Телевизионный журналистский комплект (ТЖК)
ТЖК является одним из самых мобильных средств для производства внестудийных передач. В состав полного комплекта входят:
1) видеокамера;
2)
видеомагнитофон (в
3) штатив;
4) блок питания;
5)
микрофоны (выносные и
6) комплект наушников;
7) комплект освещения;
8) видеоконтрольное устройство;
9)
аппаратура для
Наиболее распространенный состав оперативного ТЖК:
1)
моноблочная конструкция из
2) батареи или аккумуляторы;
3)
световое устройство
4)репортажный микрофон (накамерный);
5) монитор.
Вес
немногим более 10 кг.
ТЖК
может работать в автономном и
совместном режимах с иными средствами
внестудийной съемки (ПТС, ПРТС, ММТК).
Разрешающая способность
запись видео- и аудиосигналов, просматривает отснятый материал, производит предварительный монтаж и обеспечивает доставку материала в телецентр.
При совместной работе видеокамера ТЖК дополняет камеры ПТС, ПРТС или ММТК, при этом видеосигнал может быть доставлен как по кабелю, так и посредством оперативной радиолинии (в этом случае оператор не ограничен в работе соединительным кабелем). Одновременно в работе могут использоваться несколько телевизионных журналистских комплектов. При самостоятельной работе без оператора перед рабочей съемкой журналисту необходимо: а) настроить баланс белого при рабочем освещении, б) произвести пробную запись тестовой таблицы.
Самым
последним усовершенствованием
ТЖК для съемок в экстремальных
ситуациях является использование компактной
видеокамеры, оборудованной портативным
микроволновым передатчиком, иногда подобную
систему называют радиокамерой. Дальность
передачи достигает 1 км. Электромагнитные
волны поступают на приемную систему,
а далее при помощи спутниковой портативной
антенны уходят в эфир.
Мобильный многокамерный телевизионный комплекс (ММТК)
ММТК (распространенное название в журналистской среде — «раскладушка») — комплекс оборудования, монтируемый непосредственно на месте телевизионной съемки. К такому комплексу могут одновременно подключаться до шести ТЖК. Название «раскладушка» стало популярным потому, что почти на любой съемочной площадке можно быстро разложить комплект аппаратуры и приступить к работе. ММТК способны решать оперативные задачи при внестудийной съемке, относительно дешевы, в них очень эффективно используется оборудование, но полноценно заменить ПТС могут далеко не всегда.