Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 03:20, реферат
Социальная реклама появилась и профессионализировалась в информационном пространстве общества, как некоторый оформившийся феномен социальной жизни, достаточно поздно - в конце XIX - начале XX в.a
Ее российская специфика складывалась под влиянием того, что в дореволюционной России основой социальной работы была многоплановая и разветвленная благотворительная деятельность. Это предопределило возникновение первых образцов социальной рекламы в контексте благотворительных прерогатив. В послеоктябрьской России профессиональное ведение социальной рекламы было подчинено общественно-политической и агитационно-просветительской деятельности. Современные же тенденции в сфере социальной рекламы возникли в годы перестройки и достаточно постепенно стали укореняться в течении 90-х гг. XX в.
Возможное применение социальной рекламы:
а) как направление социальной программы городской и областной администраций, направленной на оперативное разрешение социальных проблем, возникающих в обществе;
б) включать в образовательные
программы по вопросам экологии, напр.
(+ посвященные проблемам
К выгодам социальной рекламы можно отнести:
Формирование позиции «гражданской ответственности».
Трансляцию ценностей.
Привлечение граждан к участию в социальной жизни (косвенно, в политике).
Гуманизация общества.
Минусы социальной рекламы: обычно касаются финансовой стороны вопроса, т.е. производства и размещения. Финансовый вопрос стоит тем острее, что в Законе «О рекламе» финансовая сторона социальной рекламы не регламентируется.
Еще один минус носит регламентационный характер и касается ее размещения. Социальную рекламу нельзя ни в коем случае размещать вместе с коммерческой.
И самое важное –
«трудно оценить эффективность
социальной рекламы, поскольку она
не имеет конкретного
Эффективная социальная реклама:
· не является формой
монологического вещания, каковыми
являются обычные СМИ или коммерческая
реклама, но является каналом практически-
· позитивна (не “против”, а “за”, в том числе за отсутствие чего-либо — антинаркотическая, антивоенная, антидискриминационная и т.п.)
· имеет “человеческое лицо” (в объективе не предмет, а человек)
· опирается на социально-одобряемые нормы и действия, на сложившиеся ценности и стереотипы
· не провоцирует противоречий между различными социальными, возрастными, гендерными и т.п. группами. Сообщения в социальной рекламе объединяют, влияют на большинство, укрепляют связи между различными социальными группами
· способствует формированию
бережного отношения к
· в отличие от коммерческой рекламы, призывающей к потреблению чего-либо, может призывать к отказу от использования чего-либо в интересах самого потребителя (здоровья, безопасности и т.п.)
· обозначает условия
и способы для
· формирует не немедленное
и единовременное действие, а устойчивое
и часто пролонгированное социально-значимое
поведение.
Классификация социальной рекламы по типу организаций, которые ее используют[17]:
Социальную рекламу можно различать по видам организаций, которые ее используют. Выделим три крупные группы: некоммерческие институты, различные ассоциации, государственные структуры.
Некоммерческие организации
– это, как правило, больницы, церкви,
различные благотворительные
Реклама, размещаемая
ассоциациями. Различные профессиональные,
торговые и гражданские ассоциации
также пользуются рекламой для достижения
своих целей. Часто целью такой
рекламы является создание позитивного
общественного мнения, общественного
спокойствия. В России такая ассоциация
–Рекламный Совет – была создана
в 1993 году. Это консультационный и
координационный орган, членство в
котором определяется вкладом в
его деятельность. Однако уникальность
этой добровольной ассоциации заключается
в том, что материальных вложений,
например, в виде взносов, не требуется
- средства массовой информации представляют
свободные газетные площади и
эфирное время, рекламные фирмы
и агентства производят видео-, аудио-,
и полиграфический рекламный
продукт. Общественные и благотворительные
организации участвуют в
Реклама, размещаемая государственными структурами.
Из всего множества
государственных структур социальную
рекламу более или менее
В принципе, такую рекламу трудно назвать социальной на сто процентов. Причина в следующем: государственный институт, используя для рекламы какую-то социально значимую ценность, преследует и свои коммерческие цели (например, поднятие престижа, улучшение имиджа и непосредственно материальный интерес). С помощью такого механизма государственные институты и используют социальную рекламу.
Рассмотрим это на следующих примерах. Некоторое время назад ГИБДД размещало социальную рекламу, которая оказалась весьма действенной. ГИБДД, вешало вдоль автомобильных трасс щиты с портретом изуродованного мужчины. Надпись под этим портретом никого не оставляла равнодушным: «Не все, кто садятся за руль пьяным, умирают». Также многим знаком плакат с изображением женщины с ребенком на руках и надписью «Мы ждем тебя дома». Таким образом, ГИБДД использует, во-первых, два типа социальной рекламы: агрессивного и позитивного характера, причем первый, скорее всего, является гораздо эффективнее. Во-вторых, ГИБДД апеллирует к социальным ценностям: семьи, домашнего очага, здоровья и т.д. А в-третьих, ГИБДД преследует и свои цели: уменьшение показателей по ДТП и повышение престижа службы в глазах населения. Последнее следует прояснить. В сознании водителей, да и пеших граждан, Государственная Инспекция по Безопасности Дорожного Движения прочно закрепилась как крайне коррупционная и взяточническая служба. А использование социальных мотивов в рекламе, да и просто предупреждения об осторожности на дорогах могут быть восприняты рядовым обывателем крайне положительно по отношению к ГИБДД.
Коснемся другого примера. В Москве зимой-весной можно было наблюдать на улицах рекламу следующего характера: на большом наземном щите был изображен какой-либо род войск и шла надпись «Есть такая профессия – родину защищать». Действительно, великолепная социальная идея, заложенная в сознании более старшего поколения еще со времен фильма «Офицеры». В наши дни, когда престиж армии низок до предела, когда призывники валом «косят» от срочной службы, данная реклама с изображением, к слову, самых престижных войск (например, морской пехоты) да еще и в очень выгодном ракурсе, призвана хоть как-то улучшить представление молодежи об армии. В данном случае, государство преследовало и две собственные цели: во-первых, улучшить показатели по явке призывников в военкоматы (реклама, кстати появилась незадолго до начала весеннего призыва), во-вторых, пропагандировать службу по контракту.
И, наконец, вспомним рекламу налоговой полиции. Этот государственный институт обладает, пожалуй, наибольшей коллекцией рекламных роликов, плакатов и т.д. Все мы помним, конечно, фразы, ставшие уже штампами «Пропало желание – заплати налоги», «Заплати налоги и спи спокойно», «Пора выйти из тени» и т.д.
Налоговая полиция,
избрав для своей рекламы в
принципе традиционную и бесспорную
идею о том, что налоги необходимо
платить вовремя и полностью,
пожалуй, больше других госструктур
пытается поддерживать свой имидж как
организации, стоящей на защите интересов
государства. Дело в том, что в
общественном сознании часто остаются
эпизоды, когда люди в масках врываются
на предприятия, в банки, кабинеты. И
налоговая полиция пытается с
помощью социальной рекламы трансформировать
этот негативный имидж. Конечно, налоговая
полиция имеет непосредственный
коммерческий интерес в такой
рекламе, поскольку существование
самой организации
Психологические аспекты социальной рекламы – в основном
В отличии от коммерческой рекламы, информация, содержащаяся в социальной, не является новой. Наоборот, чем более адресат социальной рекламы осведомлен о теме социального сообщения, тем острее он реагирует на него, тем результативней кампания.
Тем не менее социальной
рекламе присущи такие критерии
психологической эффективности, как
запоминаемость, привлекательность, информативность,
побудительность, но с определенными
ограничениями.
Эмоциональный аспект рекламного воздействия
Эмоциональный компонент
рекламного воздействия определяет
эмоциональное отношение к
В психологии считается, что многочисленные человеческие эмоции могут быть описаны несколькими базовыми составляющими: любовь, радость, счастье, удивление, печаль, страдание, страх, гнев, ярость, отвращение, презрение, вина и др. Они выражаются во множестве индивидуальных особенностей. Таким образом, непосредственное переживание действующих на индивида явлений и ситуаций осуществляется в многообразии форм эмоциональных переживаний, которые откладываются в эмоциональной памяти. На эмоциональную память сильное воздействие оказывает яркость впечатлений.
Как известно, у людей, помимо зрительной, очень устойчивой, является память эмоциональная, которая работает по принципу: приятно — неприятно, понравилось — не понравилось. Рекламные материалы неизбежно навевают неосознаваемые эмоциональные образы. Установлено, что эмоциональная память намного сильнее, чем другие виды памяти, воздействует на поведение человека. Любой рекламный видеоклип — это не только информация, это прежде всего несколько эмоционально насыщенных минут, лично переживаемых человеком в момент просмотра. Характерна в этом отношении сама рекламная лексика с ее богатой эмоциональной терминологией. Замечено, что в ряде случаев рекламное сообщение строится на смягчении или подавлении чувства вины.
Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Положительные эмоции стимулируют субъект достичь цели, отрицательные – избегать объектов, вызывающих неприятные состояния.
Безусловно, положительные эмоции вызывает юмор. Чувство юмора – одно из наиболее специфических чувств, которые способен переживать человек. Однако применение юмора в рекламе – дело весьма тонкое, нередко деликатное. Пользоваться юмором в рекламе следует осторожно. Кого-то он привлекает, а кого-то и отталкивает.
Что касается рекламных
кампаний в России, то приходится констатировать,
что рекламисты не всегда учитывают
психологическую структуру
Говоря о психологических
аспектах социальной рекламы, необходимо
также рассмотреть такое важное
и распространенное явление в
современной рекламе как
С внушением мы сталкиваемся практически ежедневно на протяжении всей жизни: само наше воспитание больше построено на внушении, нежели на убеждении, как, впрочем, пропаганда и агитация, независимо от их приверженности и направленности. Внушение – это воздействие одного сознания на другое, при котором последнее меняется без внешнего принуждения и рационального размышления . Таким образом, происходит изменение установки бессознательного, что может привести в перспективе к изменению поведенческой модели общества.
Такой процесс воздействия
на психику человека связан со снижением
сознательности и критичности при
восприятии внушаемого содержания, не
требующий ни развернутого логического
анализа, ни оценки. Внушение осуществляется
с целью создания определенных состояний
или побуждений к определенным действиям.
Суть внушения состоит в воздействии
на чувства человека, а через них
на его разум и волю. Предполагается,
что процесс этот зависит от степени
ослабления сознательного контроля,
осуществляемого по отношению к
воспринимаемой информации. Воздействие
содержания, воспринятого на основе внушения,
отличается навязчивостью: оно с
трудом поддается осмыслению и коррекции.
Особенно важно, что объектом могут
быть и большие группы людей - массовое
внушение. Сила воздействия во многом
зависит от наглядности, доступности,
образности и лаконичности информации.
Эффект особенно силен тогда, когда
внушаемое в общем