Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:28, курсовая работа
Известно не менее 2000 определений Public Relations, но, так как данный феномен еще не изучен до конца, эти определения не являются точными и всеобъемлющими. Это, естественно, сильно затрудняет понимание понятия Public Relations.
В процессе написания курсовой работы, автор проанализировал классификации подходов к определению Public Relations следующих авторов: А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров, Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов, В.Г. Королько, М.А. Шишкина и С. Емельянов.
Глава 1. Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью.
Известно не менее 2000 определений Public Relations, но, так как данный феномен еще не изучен до конца, эти определения не являются точными и всеобъемлющими. Это, естественно, сильно затрудняет понимание понятия Public Relations.
В процессе написания курсовой работы, автор проанализировал классификации подходов к определению Public Relations следующих авторов: А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров, Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов, В.Г. Королько, М.А. Шишкина и С. Емельянов.
Каждый практик и теоретик старается выделить самое главное для него в определении Public Relations, однако это подходит не для каждого.
В процессе анализорования подходов мы выделили несколько общих моментов:
Рассмотрим подходы к определению понятия «Связи с общественностью» А. Н. Чумикова и М. П. Бочарова [12, с. 16- 19]. Они делят их на содержательные (смысловые) и инструментальные (отвечают на вопрос о том, с помощью каких методов, приемов, инструментов, осуществляется PR- деятельность). Критерием подходов является отношение организации и её общественности. В рамках содержательного подхода выделяют ещё три подхода:
Например, известный английский PR- специалист Сэм Блэк предлагает нам следующую трактовку:
Public Relations- это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.
Всемирная ассамблея ассоциации PR предложила такую трактовку:
PR – это
искусство и социальная наука,
позволяющая анализировать
Российская академия государственной службы при Президенте РФ под понятием «Связи с общественностью» имеет в виду следующее:
PR - это специализированная,
профессионально
Обобщенно данные определения можно охарактеризовать как смысловые, отражающие практическую направленность.
В дополнение к ним существует группа инструментальных определений, которые определяют методы, с помощью которых осуществляется PR-деятельность.
К примеру А.Б. Зверинцев определил PR как "профессиональную деятельность направленную на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и её внешней средой"
Сходное описание предлагает А.Ф. Векслер: "PR - это управление всей совокупностью коммуникативных процессов организации в отношениях с общественностью с целью достижения взаимопонимания и поддержки"
Генеральная ассамблея CERP озвучила следующее определение, которое рекомендовала использовать все практикам в Европе: "PR - это сознательная организация коммуникации. PR – одна из функций менеджмента. Цель PR – достижение взаимопонимания и установление плодотворных отношений между организацией и её аудиториями путём двухсторонней коммуникации"
Но существует и другой способ классификации определений термина «связи с общественностью». Например, авторы учебного пособия для высшей школы «Связи с общественностью» Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов [17, с. 16-19], предлагают выделить основную общую мысль формулировки определения, разделив их по следующим группам:
Основоположником данного подхода является Британская школа PR, которая считает PR искусством и наукой достижения и поддержания гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности.
Э. Бернейз выдвигает следующее определение: PR - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия; а также усилия, направленные на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот.
Можно проследить, что проявляется уже некая конкретика. Раскрывается определение, целевая направленность и структурное описание деятельности.
PR рассматривается уже не просто как деятельность, но как управляющее начало этой деятельности.
Например, С. Катлип определяет: PR является функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которых зависит успех или неудача.
Здесь будут рассматриваться не просто локальные «коммуникативные пространства организации (корпорации)», а «глобальное коммуникативное пространство», на котором господствует общественное мнение.
Так, в книге Г. Г. Почепцова «Public Relations для профессионалов» автор дает следующее определение: «PR — это эффективная стратегия в области управления общественным мнением».
Работа PR-специалиста характеризуется целостным единством управленческих операций, последовательной реализацией этапов процесса, следованием определенным закономерностям.
С. Пономорев пишет: «PR представляет собой целостную систему, включающую в себя различные направления и специализации: связи со СМИ, связи с местным сообществом, связи с инвесторами, корпоративные коммуникации, лоббистская деятельность и связи с государственными структурами, избирательные технологии, финансовый, кризисный PR и др. При этом в различных составляющих PR как системы могут использоваться унифицированные коммуникативные технологии»
Можно подметить что, с каждым новым подходом все с большей и большей сложностью, определяется определение PR.
Далее рассмотрим, как классифицировал определения В.Г.Королько,[?, с 58-70]. Критерий, по которому классифицировал определения В.Г.Коралько, – способ определения сущности PR.
Подразумевается, что PR как наука и искусство формирования общественного мнения в желаемом направлении.
Вестерский толковый словарь дает определение: «PR - наука и искусство налаживания взаимного понимания и доброжелательности между личностью, фирмой или учреждением и общественностью»
Затрагивают содержание и функциональную нагрузку PR. Также подчеркивают особенности задач и уровень возложенной на PR-специалиста ответственности.
Например, бюллетень «Public Relations news» дает такое определение: «PR — это функция управления, призванная оценивать отношение публики, идентифицировать политику и действия частного лица или организации относительно общественных интересов и выполнять программу деятельности, направленную на достижение понимания и восприятия ее массами»
Определение сущности Public Relations через перечисление всех свойственных этой системе функций.
Американский исследователь Рекс Ф. Харлоу попытался обобщить все определения Public Relations: «PR— это особая функция управления, призванная устанавливать и поддерживать взаимосвязи, взаимопонимание, взаимопризнание и сотрудничество между организацией и ее публикой; осуществлять управление процессом разрешения проблем или спорных вопросов; помогать руководству в изучении общественного мнения и реагировании на него; определять и подчеркивать ответственность руководства в вопросах служения общественным интересам; помогать руководству эффективно изменяться в соответствии с требованиями времени; выступать системой заблаговременного предупреждения, помогая предвидеть тенденции развития; в качестве своих основных средств использовать научные методы, основанные на этических нормах общения»
В основе подходов к определению Public Relations у В. Г. Королько заложен способ определения сущности PR.
И напоследок рассмотрим подходы к определению PR М. А. Шишкиной. Критерий – специфическое понимание смыслового статуса PR.
Рассматривает PR как науку и (или) искусство решения определенных, необходимых для социальной организации задач
Сэм Блэк предлагает нам следующее определение: «PR – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности»
Рассматривает PR как деятельность особого рода – управленческой, коммуникационной, организационной
Британский институт CO-IPR пишет: «Деятельностью в области Public Relations являются планируемые и осуществляемые усилия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений между организацией и ее общественностью»
Рассматривает PR как специфическую функцию управления или функции менеджмента.
С. Катлип: «PR является функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которых зависит успех или неудача»
Рассматривает PR уже не как функцию управления или менеджмента, а как само управление или менеджмент.
Г.Г. Почепцов: «PR – это эффективная стратегия в области управления общественным мнением»
В качестве ключевых слов использует термины «общественное мнение», «паблисити», «общественное отношение». «приемы и методы убеждения» и пр.
И.Л. Викентьев: «PR – формирование управляемого имиджа»
Из вышесказанного следует, что ключевыми словами при определении PR могут быть «наука и искусство», «деятельность», «управление» и многие другое, формирующие более узкие или широкие группы определений.
Таким образом, вышеприведенные классификации подходов к определению Public Relations свидетельствуют, что, не смотря на множество и многообразие определений PR и их классификаций, любое определение PR найдёт соё место в каждой из классификаций. Например, определение, данное в Вебстерском толковом словаре, которое В.Королько классифицировал в группе «PR как наука и искусство» [?, с. 58], можно так же отнести к альтруистическому подходу предложенному А. Чумиковым и М. Бочаровым. Определение Катлиппа С., Спенсера А. «СО – являются функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и публикой, от которых зависит успех и неудача» Э. Кондратьев и Р. Абрамов относят к группе связи с общественностью как функция управления, можно отнести и к группе операционных определений предложенной В. Королько. А определение, данное Э.В. Кондратьевым и Р.Н. Абрамовым: «Public Relations представляет собой целостную систему, включающую в себя различные направления и специализации: связи со СМИ, связи с местным сообществом, связи с инвесторами, корпоративные коммуникации, лоббистская деятельность и связи с госструктурами, избирательные технологии, финансовый, кризисный PR и др.» можно отнести к инструментальному подходу, предложенному А. Чумиковым и М. Бочаровым.
Изучив мнения различных авторов, специалистов в области СО, автор курсовой работы склоняется к определению предложенному А. Н. Чумиковым и М. П. Бочаровым, сторонников прагматического подхода. «PR- это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта»
По мнению автора курсовой работы оно является "золотой серединой" из всех предложенных подходов. Основная задача PR- деятельности устанавливать и поддерживать взаимосвязь, взаимопонимание и сотрудничество между организацией и ее публикой. Данное определение наиболее полно и развёрнуто раскрывает саму суть PR- деятельности. Оно отражает реалистичную картину PR -деятельности.
Информация о работе Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью