Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:28, курсовая работа
Известно не менее 2000 определений Public Relations, но, так как данный феномен еще не изучен до конца, эти определения не являются точными и всеобъемлющими. Это, естественно, сильно затрудняет понимание понятия Public Relations.
В процессе написания курсовой работы, автор проанализировал классификации подходов к определению Public Relations следующих авторов: А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров, Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов, В.Г. Королько, М.А. Шишкина и С. Емельянов.
Таблица 1
Как мы видим из приведенной
выше таблицы, большинство направлений PR-
Public Relations.
Успех деятельности PR-специалиста зависит, прежде всего, от его навыков, умений и способностей. Мы проанализировали специальную литература по данному вопросу для того, чтобы выявить четкую грань между этими понятиями и разобраться какие из них являются первостепенными, а какие второстепенными.
Прежде всего, стоит
внимательно разобраться в
А.В. Петровский в своем учебнике по общей психологии дает следующее определение «способности».
Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.
А учебник психологии К.К. Платонова дает следующую формулировку понятию "способность":
Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.
Он различает общие способности — присущие, хотя и в разной степени, всем людям, особенные — имеющиеся не у всех людей, элементарные — каковыми являются уже разобранные формы отражения. И, наконец, следует выделить сложные способности. Общими сложными способностями являются способности к основным общим видам человеческой деятельности: к труду, игре, учению, общению и т. д. Сложные особенные способности — это психомоторные, музыкальные, вокальные, артистические, художественные, технические, математические, литературные, научные, педагогические, организаторские, нравственные и правовые, они уточняются в отдельных профессиональных способностях.
Б. М. Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака:
Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности. [С.Ю. Головин. Словарь практического психолога].
Для укрепления умений необходимо:
Навык – (действие автоматизированное, автоматизм вторичный) - действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки персептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:
1) навыки исходно
2) навыки вторично
автоматизированные, формируемые с
предварительным осознанием
Этапы складывания навыков:
Рассмотренные выше качества можно назвать личностными.
Личностные качества – это индивидуальные особенности человека, включающие их деловые качества и свойства личности, не имеющие непосредственного отношения к выполняемой профессиональной деятельности. [5]
Обобщая вышесказанное, можно резюмировать, что способности - это некие изначально заложенные в нас возможности (с рождения); в результате развития, обучения, жизненной практики они порой переходят в умения, а в результате постоянных тренировок эти умения становятся навыками (выполняются на «автомате»).
Рассмотрим какие навыки, умения и способности для PR-специалиста считают важными следующие авторы:
Сэм Блэк выделяет: здравый смысл, отличные организаторские способности, ясность суждений, объективность и критичность восприятия, богатое воображение и способность понимать точку зрения другого, стойкость характера, исключительное внимание к деталям, живой пытливый ум, старательность, склонность к длительной самостоятельной и творческой работе, оптимизм, чувство юмора, гибкость и умение одновременно иметь дело с разными проблемами. Кроме этих качеств, PR-специалисту необходимо также хорошо писать, редактировать и вычитывать написанное другими, обладать приятным голосом и ораторскими способностями, иметь презентабельную внешность.
Г.Н. Королько предлагает нам: исследовательские качества, лидерские качества, способности к грамотному планированию, терпимость, способность критически оценивать ситуацию, умение работать в команде, умение принимать решения, умение быстро реагировать в условиях кризиса.
Таким образом, можно составить свой список качеств PR-специалиста: способность объективно мыслить, способность принимать на себя ответственность, аналитические способности, способность к упорной работе, ораторские способности, способность к грамотному планированию, способность контролировать эмоции, способность критически оценивать ситуацию, способность творчески и нестандартно мыслить, способность к синтезу и анализу, организаторские способности; такими умениями как: умение четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли, умение принимать решения; умение работать с людьми, завоевывать их доверие; умение «ладить с людьми», умение обрабатывать большие объемы информации, умение решать проблемы, умение управлять своими эмоциями, умение быстро реагировать в условиях кризиса, умение находить нестандартные решения, умение правильно задавать вопросы, умение писать; такими навыками, как грамотная письменная и устная речь, навык редактирования, навыки в работе с компьютером и оргтехникой, коммуникативные навыки, искусство устного убеждения, организаторские навыки, навыки работы с несколькими проблемами одновременно.
В параграфе 2 мы рассматривали направления PR-деятельности. Соответственно, возникает вопрос - различаются ли навыки, умения, способности, которыми должен обладать специалист, работающий в каждой из них?
Автор считает, что основные навыки, умения и способности, необходимые PR-специалисту, требуются ему, где бы он ни работал. Однако каждое направление делает упор на что то конкретное для чего не потребуются все навыки, а только их небольшая часть. Сейчас мы в этом и разберемся. Предлагаю рассмотреть это в таблице для наибольшего удобства.
Направление PR-деятельности |
Особенно важные | ||
навыки |
умения |
способности | |
связи с государственными структурами |
Навык работы с бюрократическим аппаратом. |
Умение логически мыслить и рассуждать, умение «ладить» с людьми. |
Способность понимать точку зрения другого, способность контролировать эмоции. |
связи со СМИ |
Навыки хорошего письма и редактирования, навыки убеждения. |
Умение хорошо говорить и писать, умение держаться с людьми, умение обрабатывать большие объемы информации, умение правильно задавать вопросы. |
Способность понимать точку зрения другого. |
кризисный PR |
Навык работы с несколькими проблемами одновременно. |
Умение быстро реагировать в условиях кризиса, умение принимать решения, умение управлять своими эмоциями. |
Способность критически оценивать ситуацию, терпимость, способность творчески и нестандартно мыслить, способность к анализу и синтезу, способность объективно мыслить. |
связи с инвесторами |
Навыки убеждения. |
Умение убедительно, четко, лаконично и грамотно выражать свои мысли, умение «ладить» с людьми. |
Способность понимать точку зрения другого, способность контролировать эмоции, способность к упорной работе |
специальные мероприятия |
Организаторские навыки. |
Умение работать в команде. |
Способность к грамотному планированию, способность творчески и нестандартно мыслить, организаторские способности, способность принимать на себя ответственность. |
корпоративные коммуникации |
Навыки убеждение, работы с несколькими проблемами одновременно. |
Умение работать с людьми и завоевывать их доверие, работа в команде. |
Способность понимать точку зрения другого. |
Можно сделать вывод,
что в зависимости от того в
каком направлении PR-
Для развития навыков, рассмотренных в предыдущем параграфе, PR-специалист должен обладать специальным образованием.
Для анализа образования PR-
Сэм Блэк в 1990 году предложил
в качестве содержания профессиональной подготовки специалиста «колесо образования»
[6,с121], которое можно представить в виде
трех концентрических колес. Самое маленькое
охватывает предметы, непосредственно
связанные с методологическими и практическими
вопросами «Public Relations»: теория и практика
«Public Relations». Среднее кольцо схемы содержит
предметы, касающиеся общих вопросов коммуникации:
теория и практика коммуникаций, реклама,
право и этика СМИ, исследовательская
работа, анализ СМИ, графическая коммуникация,
редактирование, написание материалов
для СМИ. Третье – самое большое – включает
перечень общеобразовательных дисциплин:
структура и поведение организации, статистика,
иностранные языки, естественные науки,
социальные науки, гуманитарные науки,
управление персоналом, теория менеджмента,
государственно-
В. Королько придерживается точки зрения, что важно разделение системы на две части: [5, c.308]
-на базовую подготовку;
-переподготовка специалистов.
А. П. Ситников, директор «Института Коммуникационного Менеджмента» выделяет три основных проблемы современного образования в области паблик рилейшнз. [14]
- большое количество
«дипломированных
- различие в понимании специфики PR-деятельности в различных учебных заведениях и различными специалистами. Например, А.П. Ситников полагает, что «весь процесс обучения должен быть подчинен этой новой задаче – профессионального обучения управлению основам менеджмента»
- отсутствие специализации
по направлениям и отраслям. Отсюда
– незнание PR-специалистом особенностей
отрасли, в которой ему
Информация о работе Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью