Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:28, курсовая работа
Известно не менее 2000 определений Public Relations, но, так как данный феномен еще не изучен до конца, эти определения не являются точными и всеобъемлющими. Это, естественно, сильно затрудняет понимание понятия Public Relations.
В процессе написания курсовой работы, автор проанализировал классификации подходов к определению Public Relations следующих авторов: А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров, Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов, В.Г. Королько, М.А. Шишкина и С. Емельянов.
Многообразные подходы к определению Public Relations, которые мы рассмотрели ранее, позволяют нам судить и о разнообразии PR-деятельности. Начнем с определения PR- деятельности. После чего мы обозначим цели, задачи и направления PR- деятельности.
Большая Советская энциклопедия рассматривает деятельность как «специфическую человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование». [?]
Большой психологический словарь подразумевает под деятельностью «( англ. activity; нем. Tatig-keit) – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности». [?]
В «Энциклопедии социологии» написано: «Деятельность - одно из базовых понятий классической философской традиции, отражающее акт взаимодействия целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных параметров бытия, с другой» [?]
Подводя итог выше сказанному, заметим, что все эти определения связаны одним общим понятием, а именно – цели. Теперь мы можем дать определение PR-деятельности – это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, целенаправленных на гармонизацию отношений как внутри проекта (его участниками), так и его внешним окружением. Всегда подразумевает положительный результат.
Понятие «деятельность» включает в себя такие составляющие как цель и задачи.
Согласно Большой Советской энциклопедии, «цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств». [?]
По С.И. Ожегову «цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить». [3, с.873] А в Новой философской энциклопедии сказано, что «цель - идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс». [?]
Определение «задача» часто употребляется, как синоним понятия «цель», например: «Задача - поставленная цель, которую стремятся достигнуть» [5]. Однако, это два различных понятия.
Когда говорят о целях, неизменно подразумевается общее предназначение. Так задается направление и утверждается намерение. Например, вы ставите перед собой задачу научиться писать статьи, а ваша «конечная цель» — стать главным редактором. Это означает, что, в то время как «цель» может выражать желаемый исход, именно «задача» описывает то, каким образом и когда мы к нему придем. Из этого следует, что задачи необходимо формулировать достаточно четко и ясно, если мы хотим, чтобы наша деятельность была эффективной.
Толковый словарь Ожегова дает следующее определение: «Задача- 1. То, что требует исполнения, разрешения. 2. Упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. 3. Сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения». [?]
А согласно Интернет - энциклопедии «Википедия», Задачи - координированная и систематизированная серия элементов работы, используемых для достижения результатов. [?]
Проще говоря, задачи - это ряд поэтапных действий, направленных на достижение желаемой цели.
Цель PR
Если мы не можем четко выделить ни определение PR, ни PR-деятельность, то и ясных представлений о целях PR у нас тоже не будет. В связи с этим, автор проанализировал цели PR по мнению Э.Кондратьева и Р.Абрамова, М. А. Блюма и Н. В. Молотовой, А.Н. Чумикова и М.П. Бочарова.
Цель PR согласно Э.Кондратьеву и Р.Абрамову: Влияние на поведение групп людей по отношению друг к другу.[4, с.50]
В учебном пособии «PR технологии в коммерческой деятельности» М. А. Блюма и Н. В. Молотовой описаны следующие цели PR:
Со своей стороны, А.Н. Чумиков и М.П. Бочаров неоднократно подчеркивают, что цель PR – «изменение отношения к товару (проекту, акции, объекту, руководителю) без изменения реальной сути», т.е. «PR- это управление восприятием с помощью сознательно организованных коммуникаций»
После анализа данной информации, автор курсовой работы заметил, что цели PR по М. А. Блюму и Н. В. Молотовой относятся исключительно к внешнему PR, а у Э.Кондратьева и Р.Абрамова вместе с Чумиковым и М.П. Бочаровым, как к внешнему, так и к внутреннему.
Исследователь придерживается точки зрения С. Блэка, что цель PR - согласие субъекта с его общественностью, т.е. установление равноправного двустороннего общения для выявления представлений или интересов обоих участников взаимодействия и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
Задача PR
Напомним, что задача- это ряд поэтапных действий направленных на достижение цели.
Для выделения основных задач PR, автор изучил несколько источников, а именно: В.Г Королько [5,с.256], М.Шишкину [9, c.70], М. А. Блюма и Н. В. Молотову.
Сравнив перечни задач, исследователь выделил основные задачи PR- деятельности:
После рассмотрения определения PR-деятельности и выявления ее целей и задач, можно сделать вывод, что PR-деятельность многогранна.
Функции и роли PR-специалиста хотя и тесно соотносимые, но не тождественные понятия.
Функции и задачи PR-специалиста зависят от цели организации, которая, в свою очередь, зависит от направления деятельности той самой организации. Роли же PR-специалиста ничему не подчиняются. Они не зависимы и одинаковы, какую бы функцию и задачу не выполнял PR-специалист.
Функция- обязанность, круг деятельности. [5]
Функции, выполняемые PR- специалистами, можно разделить на две категории: внутренние и внешние.
[http://insum.ru/%D1%80%D0%
Согласно толковому словарю, Функция - работа производимая органом, организмом; роль, значение чего–то; обязанность, круг деятельности [11,с.858]
По мнению В. Коралько функциями PR-деятельности является:[5, с.321]
1) Контроль мнения и поведения общественности с целью удовлетворения потребностей и интересов организации.
2) Реагирование на общественность.
В. Кондратьев и Р. Абрамов выделяют следующие функции[4,с.145]
1) Аналитико–прогностическая функция выработка информационной
политики для принятия эффективных решений.
2) Организационно-технологическая – совокупные меры по проведению и организации активных акций.
3) Информационно-коммуникативная функция предполагает распространение.
4) Консультативно-методическая функция: консультации по организации и налаживанию отношений с общественностью.
Обобщив мнения специалистов в области СО, автор пришел к выводы, что все они выделяют похожие по смыслу функции и на базе изученного материала можно сформулировать основные функции.
На взгляд автора к основным функциям относятся:
Роль специалиста по связям с общественностью.
Большая Советская энциклопедия определяет социальную роль как совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы.
В Социальном словаре по общественным наукам можно найти следующие определения:
Роль социальная - стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных отношений. [7]
Роль функциональная сотрудника - степень участия сотрудника в деловой жизни организации. Функциональная роль сотрудника выражается объемом полномочий и ответственности сотрудника, а также его авторитетом и позицией в коллективе. [7]
Ключевым словом во всех определениях является «позиция». То есть роль – позиция, место в организации, статус, значение сотрудника. Качество исполнения отведенной специалисту роли будет сказываться на его профессионализме и положения в иерархии организации.
Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов выделяют четыре доминирующих роли, которые чаще всего выполняет PR-специалист.
С. Катлипп, А Сентер и Г.Брум, в свою очередь, выделяют свои четыре доминирующие роли.
1. Специалист по коммуникациям (редактирование информационных бюллетеней, подготовка сообщений и тематических статей для прессы, разработка содержания Web-узлов)
2. Эксперт- инструктор (определение проблемы, разрабатывание соответствующей программы и ее реализация, также работа в кризисных ситуациях).
3. Посредник по коммуникациям (канал коммуникации между организацией и общественностью).
4. Помощник в решении проблем (выявление и решение проблем, стратегическое планирование).
После анализа доминирующих ролей двух источников, можно заметить, что технический работник коммуникации по Э.В. Кондратьеву и Р.Н. Абрамову то же самое, что и специалист по коммуникациям по С.Катлиппу, А. Сентру, Г. Бруму, эксперт-предписыватель - эксперт-инструктор, коммуникационный фасилитатор - посредник по коммуникациям, фасилитатор процесса разрешения проблем - помощник в решении проблем.
Направления PR-деятельности
Предлагаю сравнить направления PR-деятельности в таблице для наибольшего удобства.
PR портал Web-3 http://pr.web-3.ru/ |
А. Чумиков и М. Бочаров[7, c.50] |
Э.В. Кондратьев и Р.Н. Абрамов |
Внутрикорпоративный (внутренний) PR
|
управление корпоративным |
корпоративные коммуникации |
Медиарилейшнз (работа со СМИ) |
построение отношений со СМИ |
связи со СМИ |
Политический PR |
- |
- |
GR/ Лоббирование |
работа по связям с государственными учреждениями |
связи с государственными структурами |
Финансовый PR |
взаимоотношения с инвесторами |
финансовый; связи с инвесторами |
Черный PR |
- |
- |
Антикризисный PR |
управление кризисными ситуациями |
кризисный PR |
Корпоративная социальная ответственность |
отношения с потребителями товаров или услуг; работа с общественными |
связи с местным сообществам |
- |
проведение мобилизационных и презентационных мероприятий |
- |
Информация о работе Теоретические основы деятельности специалиста по связям с общественностью