Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков.
Объект исследования - содержание и формы СМИ.
Предмет исследования - процесс влияния СМИ на мировоззрение подростков.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………...7
1.1 СМИ на современном этапе развития общества………………7
Компьютерная и телевизионная зависимость как фактор
формирования сознания молодёжи и воздействия на
неё………………………………………………………………..19
2 ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОДРОСТКОВ……………………….25
2.1 Исследование влияния СМИ на мировоззрение
подростков………….…………………………...25
Методические рекомендации по улучшению процесса
формирования мировоззрения подростков посредством
СМИ……………………………………………………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
Кафедра
социально-педагогической работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЛИЯНИЕ
СРЕДСТВ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
педагогики и психологии
_______________________
_______________________
Курсовая работа – 42 с., 1 табл.,
30 источников, 4 приложения.
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, КОММУНИКАЦИЯ,
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
Объект исследования - содержание и формы СМИ.
Предмет исследования – процесс влияния СМИ на мировоззрение подростков.
Цель исследования – изучить влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков.
Метод исследования - теоретический анализ литературы, анкетирование, структуализированное наблюдение, математическая обработка данных.
Элементы научной новизны: в процессе проведения исследовательской работы доказано, что в современных социокультурных условиях проявление уровня агрессивности подростков во многом зависит от воспринимаемой ими информации (в частности, телеинформации и Интернета).
Экономическая и социальная значимость: данная работа помогла определить основные социально-психологические характеристики средств массовой информации, особенности общения в условиях массовой коммуникации, этапы развития различных видов средств массовой информации; установить закономерности развития каналов СМИ, предпочтения и процесс потребления различных каналов СМИ; определить форму воздействия СМИ на межличностное общение и духовный мир человека.
Автор работы подтверждает, что приведённый материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из различных источников положения сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ……………………………………………………
1.1 СМИ на современном этапе развития общества………………7
формирования сознания молодёжи и воздействия на
неё………………………………………………………………..
2 ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА
2.1 Исследование влияния СМИ на мировоззрение
формирования мировоззрения подростков посредством
СМИ……………………………………………………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ…………………………….........
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общества придаётся большое значение. И перед школой ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности детей подросткового возраста. Изменения, происходящие в 21 веке, потребовали выявления роли средств массовой информации (далее СМИ) в формировании нравственных ценностей[1].
Актуальность исследования социально-психологических проблем массовой коммуникации определяется в первую очередь её всё возрастающей ролью в жизни нашего общества, особенно в условиях бурного развития информационных технологий. Социально-психологические исследования СМИ важны для лучшего осознания самой природы этого вида общения. Мы являемся свидетелями беспрецедентного развития средств массовой коммуникации во всём мире. В них нашёл своё наглядное выражение научно-технический прогресс, который охватил все стороны общества, в том числе и сферу человеческого общения. В конце 20 века в мире уже насчитывалось более миллиарда радиоприёмников, более полумиллиарда телевизоров. Тиражи газет и журналов измерялись сотнями миллионов экземпляров, и эти цифры продолжают стремительно расти. Кроме того, активно стали развиваться интернет-СМИ. Современные средства массовой коммуникации дают возможность передавать огромные объёмы информации на колоссальные по численности аудитории, преодолевая при этом любые временные барьеры и огромные расстояния. Так, например, в 1975 году в мире массовой коммуникации произошло знаменательное событие, когда впервые телевизионная передача собрала миллиардную аудиторию. Это была прямая трансляция советско-американского проекта по стыковке космических кораблей “Союз” и “Аполлон”, к показу которого были подключены практически все средства массовой коммуникации всего земного шара.
СМИ становятся окном в широкий мир для миллиардов людей нашей планеты. Имея реальную возможность оказывать своё воздействие на миллионы жителей не только своих, но и чужих стран и целых континентов, СМИ превратилось в один из важнейших факторов глобализации, обусловливающих взаимосвязанность, взаимозависимость и определённую целостность современного мира. Как и другие впечатляющие достижения человеческого разума и научно-технического прогресса, средства массовой коммуникации могут быть поставлены на службу принципиально различных целей. Современная значимость печати, радио, телевидения и интернет-СМИ требует серьёзного их изучения. Исследованием различных проблем массовой коммуникации занимаются многие гуманитарные и естественные науки. Каждая из них обращается к своему аспекту рассмотрения массовой коммуникации. Именно поэтому целесообразно рассматривать эту проблему, учитывая всю её многогранность и многоаспектность.
Проблемой исследования является создание условий для нравственного воспитания подростков в процессе учебной деятельности и взаимодействия с современным телевидением. Педагог должен знать особенности и законы средств массовой коммуникации, уметь использовать возможности СМИ в своих дидактических целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание.
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.
Мыслители разных веков
трактовали понятие нравственности
по-разному. Ещё в Древней
Греции в трудах Аристотеля
о нравственном человеке
говорилось: «Нравственно
прекрасным называют
человека совершенного
достоинства. Ведь
о нравственной
красоте говорят
по поводу добродетели:
нравственно прекрасным
зовут справедливого,
мужественного, благоразумного
и вообще обладающего
всеми добродетелями
человека». А Ницше
считал: «Быть моральным,
нравственным, этичным
– значит оказывать
повиновение издревле
установленному
закону или обычаю”.
“Мораль – это важничанье
человека перед
природой».
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в её возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определённых обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но, опираясь на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации.
Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить “умению чувствовать человека”.
Информация о работе Влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков