Влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков.
Объект исследования - содержание и формы СМИ.
Предмет исследования - процесс влияния СМИ на мировоззрение подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1 РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………...7

1.1 СМИ на современном этапе развития общества………………7

Компьютерная и телевизионная зависимость как фактор
формирования сознания молодёжи и воздействия на
неё………………………………………………………………..19

2 ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОДРОСТКОВ……………………….25
2.1 Исследование влияния СМИ на мировоззрение
подростков………….…………………………...25
Методические рекомендации по улучшению процесса
формирования мировоззрения подростков посредством
СМИ……………………………………………………………… 30



ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.3-ий курс.СМИ.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

    Влияние СМИ на мировоззрение детей подросткового возраста

        Человек 21 века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом.

        Информационный бум, ставший реальностью жизни белорусского общества в последние 10 лет, привел, с одной стороны, к включению в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой — стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик подростков, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.

          С первых лет своей жизни ребенок попадает в информационное поле, создаваемое сетью массовых коммуникаций, которые включают все виды средств массовой информации, функционирующие в глобализированном культурном пространстве, в информационном поле, созданном при помощи новых технологий и объединяющем в себе социокультурные значения  его    разнородных компонентов. В связи с этим возникает проблема взаимовлияния информационной среды (в частности телевидения как ее важнейшего компонента) и структуры ценностных ориентации детей как социального   агента.   Данное   отношение   среды   и   субъекта  имеет противоречивый характер, что объясняется сложнокомпонентной структурой его составляющих.

        Так, с одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и

    программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в 
    расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. 
    Главный потребитель видеокультуры — молодой человек начала 21 века — 
    представляет собой сложноструктурированного  субъекта, стратифицированного по возрасту, тендеру, профессии, уровню образования и т.д.

        К проблеме "масс-медиа-молодежь" неоднократно обращаются как отечественные, так и западные исследователи. Общепризнанным является тот факт, что телевидение занимает первое место среди всех остальных СМИ, поэтому мы и обратимся именно к телевидению как к репрезентативной модели современного медиа, и проанализируем некоторые его особенности, наиболее тесно связанные с формированием эстетических представлений и ценностей современной молодежи.

        Проводятся многочисленные социологические исследования, проходят дискуссии, круглые столы на страницах периодической печати. Тем не менее, в отечественной научной литературе данная проблема разработана явно недостаточно, в то время, в зарубежной научной литературе эта проблема освещена гораздо полнее, ей посвящены специальные научные издания. Представителями науки, занимающимися данной проблемой, являются  Багиров Э.Г., Богомолова Н.Н., Вихалемм П.А., Грушин Б.А., Маклюэн Н., Тоффлер О., Харрис Р. и другие исследователи.

             В отечественной литературе сформировалась определенная тенденция рассматривать телевидение в непосредственной связи с идеологической борьбой, пропагандой и контрпропагандой, что привело к редукционизму в теории массовой коммуникации. Тем не менее, в 70-е-80-е гг. появился ряд фундаментальных   исследований,   посвященных   анализу   взаимосвязи культуры и СМИ, которое рассматривают последние расширительно, в их различных аспектах (технических, художественных и т.д.) [13].

        Коммуникативная природа телевидения имеет свою специфику. К. Метц выделяет пять каналов телекоммуникации: образ, письменный текст, голос, музыка и звуковые эффекты. Он считает, что телевидение и кино - это две сходные языковые системы, которые характеризуются крайней открытостью.

             Влияние телевидения на многие аспекты повседневности, в частности на формирование эстетических вкусов и представлений, определяется во многом тем, что в отличие от других видов масс медиа оно представляет собой часть домашней обстановки; (в этом оно гораздо ближе радио, чем кино). Этот факт сам по себе весьма амбивалентен и по-разному оценивается с   разных   исследовательских   позиций.   Наиболее   сильный   эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, — это сам факт его  существования,   его   всегда   доступное,   главенствующее   ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Один источник информации может передавать имиджи и точки зрения непосредственно миллионам умов, затрудняя для людей отделение реального от нереального, умиротворяя и мобилизуя их. фрагментируя их восприятие, притупляя их воображение и критические суждения, укорачивая промежутки внимательного восприятия, понижая вкус к разумному публичному и частному дискурсу.

    Чаще всего наше отношение с телевидением — это отношение аудитора, то есть слушателя, а не зрителя. Звуковые эффекты — аплодисменты, музыкальные заставки передач или рекламных роликов, лейтмотивы и т.д. — приобретают, по терминологии Ч. Пирса, характер знаков — интерпретантов.

               Многие исследователи телевидения, занимающие в отношении его критическую позицию, отмечают, что само по себе оно не обладает высоким эстетическим потенциалом. Использование всех пяти указанных выше каналов коммуникации одновременно объясняет низкий статус телевидения как эстетического текста. Высокая степень повторяемости и дублирования, которая существует между звуковым и образным рядом и между сегментами на общем уровне как серийность, которая является определяющей формой телевидения [1].

        Продукты масс-медиа приравниваются многими исследователями, критически настроенными по отношению к масс-медиа, к промышленным продуктам постольку, поскольку они производятся сериями, а серийное производство традиционно рассматривается как чуждое художественному творчеству. Однако такое отрицание эстетического потенциала телевидения не учитывает той специфической эстетики, которая в корне отличается от традиционной и требует новых исследовательских подходов. Одним из распространенных в последние десятилетия методов исследования телевидения является семиотический подход, знакового производства. Во многом семиотика оказывается более эффективным средством анализа новых форм искусства, связанных с технологиями массового репродуцирования — кино, телевидением, фотографией и т.д., чем традиционные для эстетики подходы. В то же время, этот подход не может быть рассмотрен как единственный, так как семиотика дает эффективный способ описания акта продуцирования значения в видеожанрах, но, ограничивая себя текстом, она оказывается малоэффективной стратегией в целом, поскольку не может объяснить экономику, производство, историю и аудиторию.

        Другой важной особенностью современного телевидения является его негативный характер. Основные формы и жанры телевидения — сериал, мыльные оперы, телефильмы, комедии, мультфильмы — носят явно негативный характер. Те виды программ, которые не входят в разряд развлекательных и "фикциональных" но имеют другие цели (описание, образование, убеждение) также используют негатив для достижения этих целей

    [7].

        Несомненно, наличие связи между телепередачами, видеофильмами, видеоиграми, популярными в молодежной среде и социокультурными доминантами. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.

        Влияние видеокультуры на воспитание детей и подростков нельзя оценить однозначно. С одной стороны, их коммерциализация, как отмечалось выше, приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодики насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм (таких как, к примеру, "виртуальная реальность") помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Кроме того, телевидение обладает мощным потенциалом знакомства молодежи с другими культурами и жизненными стилями, отличными от их собственных, обладающих непривычными эстетическими характеристиками.

        Наряду с фрагментацией содержательной стороны видеокультуры происходит глобализация сети информационных технологий, в которую постепенно включаются, ассимилируются, адаптируются отечественные структуры СМИ. Соотношение детских, информационных, спортивных, художественных программ, кинофильмов практически такое же, как в Европе. Удельный вес политических программ продолжает оставаться несколько больше.

        Если в минувшую эпоху передачи ТВ структурировались в соответствии с различными параметрами — возрастными, социальными, по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало как ценностным структурам социума, так и его стратификации, то в постсоветский период эта четкая структурированность утрачивается и исчезает. Картина, которую представляют собой наши медиа сегодня, аморфна, расплывчата, вторична. Раньше существовал четкий образ-модель подростка или молодого человека, на который ориентировалась вся структура масс медиа. С потерей идентичности молодого человека исчезает и образ "идеального потребителя продукции видеокультуры", совершенно необходимый для функционирования технологической системы массовой коммуникации.

        Молодежь, лишенная традиционно сложившихся на протяжении поколений ориентиров, оказалась подверженной самым разнородным влияниям системы ценностей Запада, которая находится в состоянии идеологического кризиса.

        Именно разрыв преемственности поколений и дезориентированность, разлом привычных социальных связей приводит к трансформации имиджа насилия как наиболее эффективного социального инструмента в способ достижения реальной жизненной цели. В развитых странах Запада, послуживших моделью для наших отечественных масс медиа, тема насилия давно вызывает серьезное беспокойство как со стороны институтов государства, так и широкой общественности.

        Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Так, в мультипликационных фильмах, которые показывает по утрам американское телевидение, дети видят акт насилия каждые две минуты. Именно эта продукция вытеснила традиционных героев отечественных "мультиков". К моменту окончания школы молодые американцы становятся свидетелями в среднем 18 тысяч телевизионных убийств. Наша видеопродукция приближается к этой ситуации по причине весьма тенденциозного отбора программ и фильмов, неразборчивого копирования далеко не первоклассной продукции [14].

          Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени — второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.

             В нашей стране в течение  долгого времени основным источником  получения информации были газеты. В настоящее время роль прессы  систематически вытесняется телевидением, которое превратилось в главное средство массовой информации: люди чаще смотрят телевизор, чем слушают радио или читают газеты.

         Такое широкое распространение телевидения  привело к изменениям в структуре  газетно-журнальной периодики. Спад тиражей совпадает с увеличением числа наименований газет и журналов.

         По  данным социологических исследований, подростки предпочитают телепрограммы  развлекательного характера, в последнее  время наблюдается стабильный интерес  к программам, посвящённым экономике  и бизнесу. Это связано с общим переструктуированием ценностных ориентаций подростков, для которых всё больше возрастают ценности потребления, как товарного, так и духовного, в то время как интерес к политике занимает невысокое место в шкале приоритетов. Наиболее часто молодые люди смотрят сегодня развлекательные музыкальные и художественные программы – на третьем месте – от 7 до 14%, на 4-м месте – спортивные программы – 8% [14,15].

         На  основании вышесказанного можно сделать некоторые выводы, выявить основные тенденции и перспективы в отношении воздействия телевидения на культурное бытие, духовную жизнь, эстетический мир подростков: статус образовательных программ в нашей стране за последние 30 лет показывает тенденцию к снижению, предпочтения публики за эти годы менялись, переходя из разряда просветительских в разряд рекреационных. 

            1.2.    Компьютерная и телевизионная зависимость как фактор

                        формирования сознания молодёжи и воздействия на неё  

            Подсознание играет в жизни человека не маловажную роль. В стрессовых ситуациях pазyм не успевает понять ситуацию, и мы действуем так, как подсказывает подсознательный опыт. С зарождением радио на подсознательную жизнь началась суггестивная атака.                                                                                                                                

              25-й кадр (сублиминальная реклама, англ. Subliminal message) — вымышленная методика воздействия на сознание и подсознание людей посредством вставки в видеоряд скрытой рекламы в виде дополнительных кадров. Автор метода - Джеймс Вайкери признал, что эксперименты, подтверждающие воздействие, были сфабрикованы. Несмотря на это, использование сублиминальной рекламы запрещено в ряде стран.

Информация о работе Влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков