Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:21, курсовая работа
Цель исследования – изучить влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков.
Объект исследования - содержание и формы СМИ.
Предмет исследования - процесс влияния СМИ на мировоззрение подростков.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ……………………………………………………………...7
1.1 СМИ на современном этапе развития общества………………7
Компьютерная и телевизионная зависимость как фактор
формирования сознания молодёжи и воздействия на
неё………………………………………………………………..19
2 ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СМИ НА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОДРОСТКОВ……………………….25
2.1 Исследование влияния СМИ на мировоззрение
подростков………….…………………………...25
Методические рекомендации по улучшению процесса
формирования мировоззрения подростков посредством
СМИ……………………………………………………………… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
4) В процессе исследования была проведена исследовательская работа, по итогам которой можно сделать следующие выводы.
В настоящее время в обществе усиливаются агрессивные тенденции. Поскольку агрессия начинает проявляться еще в детстве, актуальной становится проблема агрессивности у старших школьников. По полученным в исследовании результатам можно сказать, что первоначальная гипотеза о том, что уровень агрессивности во многом зависит от получаемой подростком информации, получила своё экспериментальное подтверждение.
Можно сказать, что проявление подростковой агрессии в повышенной или высокой форме можно избежать, принимая во внимания все факторы, которые могут способствовать развитию подростковой агрессии.
Таким образом, значительный вклад в формирование социальных стереотипов вносит информация, распространяемая СМИ. Она создаёт своего рода вторую реальность в субъективном мире человека и является одновременно выразителем и источником формирования стереотипных образов представителей больших социальных групп. Отсюда проистекает большое внимание к проблеме социальных стереотипов в исследованиях аудитории СМИ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
2.
Братусь, Б.С.
Психологические аспекты нравственного
развития личности: учеб. пособие / Б.С.
Братусь. - М., 1977. – 208 с.
3. Детская практическая психология: учеб. пособие / Т.Д. Марцинковской; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М: Гардарики, 2004. – 255 с.
4. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебно-методическое пособие / В.А. Аверин. — СПб.: изд-во Михайлова В.А.,2000. – 520 с.
5. Мухина, В.С. Детская психология: учебно-методическое пособие / B.C. Мухина. - М.: ЭКСМО ПРЕСС, 2000. – 352 с.
6. Буданцев, Ю.П. Социология массовой коммуникации: учеб. пособие / Ю.П. Буданцев. - М., 2001. – 187 с.
7. Воспитательные функции средств массовой коммуникации: сб. научн. тр./ В.С. Хелемендрик; отв. ред. В.С. Хелемендрик, Л.С. Школьник. - М., 2000. - 90 с.
8. Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество: учебное пособие / М.М. Назаров. - М.: Аванти плюс, 2004. – 180 с.
9. Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации: учебно-методическое пособие / Л.Н. Федотова. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 200 с.
10. Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации: учебно-методическое пособие / Л.Н. Федотова. - СПб.: Питер, 2004. – 205 с.
11. Федотова, Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления: учебное пособие / Л.Н. Федотова. – М., 2000. – 254 с.
12. Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие / Е.С. Полат; под. ред. Е.С.Полат.- М.: Владос, 2001. - 272 с.
16. Айхорн, Т. А. Трудный подросток: учеб. пособие для вузов / Т.А. Айхорн. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
17. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова // Педагогика. - 1999. - №4. – С. 30-32.
18.Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание: учебное пособие / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 2000. – 201 с.
19.Бакштановский, В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения: учебно-методическое пособие / В.И. Бакштановский. - М., 2001. – 300 с.
20. Грачёв, Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты: учеб. пособие / Г.В. Грачёв. - М.: изд-во РАГС, 2003. – 278 с.
21. 3азнобина, Л.С. Медиаобразование в школе: учебно-методическое пособие / Л.С. Зазнобина. - М., 1999. – 301 с.
22. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб.: изд-во Михайлова В.А.,1998.- 520с.
23. Айхорн, Т.А. Трудный подросток: учеб. пособие для вузов / Т.А. Айхорн. - М.: Академия, 2001. — 336 с.
24.Бондаренко, Е.А. Диалог с экраном: учебное пособие / Е.А. Бондаренко. - М.: SVR-Аргус, 2000. - 96 с.
25. Бондаренко, Е.А. Экскурсия в мир экрана: учебное пособие для среднего и
старшего школьного возраста / Е.А. Бондаренко. - М.: SVR-Аргус, 1999. - 64 с.
26. Богомолова, Н.Н. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей: учеб. пособие / Н.Н. Богомолова. - М.: изд-во Академии педагогических наук, 2001. - 116 с.
27. Дроздов, О. Ю. Агрессивное телевидение: социально - психологический анализ феномена / О.Ю. Дроздов // М.: СоцИс , 2001. - № 8. – С. 62-68.
28.Дроздов, О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения / О.Ю. Дроздов // М.: Вестник Харьковского университета, серия 3, Психология. - №483, 2000. - с.51
29. Киященко, Н.Н. Современные концепции эстетического воспитания: учебно-методическое пособие / Н.Н. Киященко. — М.: ИФРАН, 1998. - 204 с.
30. Медиаобразование:
учебное пособие / Л.С. Зазнобина [и др.];
под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.-
80 с.
Анкета
для подростков.
Инструкция:
«Ребята, ответьте, пожалуйста, на несколько
следующих вопросов анкеты. Постарайтесь
отвечать честно. Полученная информация
будет использована сугубо в исследовательских
целях».
1. В какое время суток вы смотрите TV?
а) Утром
б) Днем в) Вечером
г) Ночью
2. Какие передачи предпочитаете?
а) Развлекательные б) Информационные в) С криминальным уклоном
г) (свой
вариант).
3.Чем
они Вас привлекают?
(свой вариант)
а) Боевики
б) Мелодрамы в) Ужасы г) Триллеры д) Комедии
а) Сюжетом
б) Спецэффектами в)
(свой вариант)
6. Разрешают
ли вам родители смотреть телевизор после
23.00?
а) Да б) Нет
7. Как
Вы думаете, какое влияние оказывает TV
на людей? Ответ
объясните.
а) Положительное, потому что
б) Отрицательное, потому что
в) Свой вариант
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
Фрагменты для наблюдения и оценивания уровня агрессивности в рамках структуализированного наблюдения.
1.Рассерженный.
2.Держится в дали от взрослых,
даже тогда, когда чем-то
подозревается.
3.Ведет себя подобно «
4.Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.
5.Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.
6.В ответ на приветствие
7.Портит общественную и
8.Негативно относится к замечаниям.
9.Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.
10.«Дикий взгляд». Смотрит
11.Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.
12.Кричит, угрожает, оскорбляет.
13.Ведет себя непристойно.
14.«Играет героя», особенно когда ему делают замечание.
15.Подражает хулиганским
16.Прячет или уничтожает
17.Пристает к более слабым.
18. Дерется
ПРИЛОЖЕНИЕ
3
Анкета
для родителей, разработанная Лаврентьевой
Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 году.
ИНСТРУКЦИЯ:
«Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте
на несколько вопросов, касающихся
поведения Вашего ребенка!»
1. Временами
кажется, что в него вселился злой дух.
Да____________________________
Нет___________________________
2.
Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Да____________________________
Нет___________________________
3. Когда
кто-то причиняет ему зло, он
обязательно старается отплатить
тем же.
Да____________________________
Нет___________________________
4.Иногда
ему без всякой причины хочется
выругаться.
Да____________________________
Нет___________________________
5. Бывает,
что он с удовольствием что-то разбивает,
ломает.
Да____________________________
Нет___________________________
6.Иногда
он так настаивает на чем-то,
что окружающие теряют
Да____________________________
Нет___________________________
7. Он
не прочь подразнить животных.
Да____________________________
Нет___________________________
8. Переспорить
его трудно.
Да____________________________
Нет___________________________
9. Очень
сердится, когда ему кажется, что
кто-то над ним подшучивает.
Да____________________________
Нет___________________________
10. Иногда
у него вспыхивает желание
сделать что-то плохое, шокирующее
окружающих.
Да____________________________
Информация о работе Влияние СМИ на формирование мировоззрения подростков