Анализ себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:23, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - анализ себестоимости и эффективности производства продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные теоретические аспекты экономической сущности себестоимости;
2. дать организационно-правовую и экономическую характеристику исследуемому объекту;
3. провести анализ себестоимости и эффективности производства сырокопченых колбас.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………
1.1 Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг), её экономическое значение………………………………………………………….. 5
1.2 Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции…………... 9
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «АГРОФИРМА « МЯСО»……………………………………………………………
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия…………………... 11
2.2 Экономическая характеристика предприятия……………………………….. 18
3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА КОЛБАСНОЙ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………
3.1 Анализ динамики производства колбасной продукции……………………. 21
3.2 Анализ себестоимости колбасной продукции……………………………….
3.4 Анализ финансовых результатов от реализации колбасной продукции…...
3.5 Анализ безубыточности………………………………………………………
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..

Работа состоит из  1 файл

ВСЯ КУРСОВАЯ.docx

— 220.56 Кб (Скачать документ)

 

По данным таблицы видно, что в результате реализации продукции  предприятием в 2011г. прибыли было получено 14884,5 тыс. руб. Увеличение данного показателя по сравнению с 2010г. составило 3223,3 тыс. руб. Наибольшая сумма прибыли была получена от реализации сырокопченой колбасы «Престиж» 3085,4 тыс. руб. Изменение  в сторону увеличения произошло  в основном за счет роста цен на продукцию на 6259,1 тыс. руб.  и роста объемов реализации продукции на 610,4.

В результате увеличения себестоимости  ЗАО «Агрофирма «Мясо» было получено меньше прибыли на 3646,2 тыс. руб.

Далее проведем факторный  анализ рентабельности по каждому виду продукции.

Уровень рентабельности отдельных  видов продукции зависит от изменения  среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

              (3.5)

Рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности продукции способом цепных подстановок.

Сырокопченая  колбаса «Мадера»:

Сырокопченая  колбаса «Брауншвейгская»:

Сырокопченая  колбаса «Салями «Московская»:

Сырокопченая  колбаса «Сергиевская»:

Сырокопченая  колбаса «Престиж»:

Полученные данные занесем  в таблицу.

Таблица 3.9 – Факторный  анализ рентабельности сырокопченых колбас

Вид продукции

Рентабельность, %

Изменение рентабельности, %

2010

услов-ная

2011

общее

за счет

цены

себесто-имости

1.Мадера с/к

13,6

22,7

14,5

+0,9

+9,1

-8,2

2.Брауншвейгская с/к

20,0

29,7

21,3

+1,3

+9,7

-8,4

3.Салями Московская с/к

25,0

35,0

26,0

+1,0

+10,0

-9,0

4.Сергиевская с/к

15,1

24,2

15,7

+0,6

+9,1

-8,5

5. Престиж, с/к

30,0

40,4

55,7

+25,7

+10,4

+15,3


 

Из таблицы видно, что  наиболее доходной продукцией является колбаса «Престиж» рентабельность которой составила 55,7 % и «салями  «Московская» 26,0%.  Увеличение  рентабельности по всем видам колбасных изделий  объясняется ростом цен на продукцию. Так же наблюдается тенденция  снижения рентабельности за счет себестоимости  продукции, которая увеличилась  за отчетный период.

 

3.5 Анализ безубыточности

Большую роль в обосновании  управленческих решений в бизнесе  играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения  между тремя группами важнейших  экономических показателей: «издержки  – объем производства (реализации продукции) - прибыль» и прогнозировании  критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при  заданном значении других. Данный метод  управленческих расчетов называют еще  анализом безубыточности или содействия доходу.

С этой целью рассчитывают:

А) безубыточный объем продаж, при котором обеспечивается полное возмещение постоянных издержек предприятия;

Б) объем продаж, который  гарантирует предприятию необходимую  сумму прибыли;

В) зону безопасности предприятия (запас финансовой устойчивости).

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносит прибыль предприятию.

Разность между фактическим  количеством реализованной продукции  и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Зона безопасности – это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж.

Маржинальная  прибыль – это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

Для определения этих показателей  используем графический и аналитический  способы.

Формула для расчета маржинального  дохода имеет вид:

   (3.6)

Определим маржинальный доход  по видам  сырокопченых колбас за 2011 год:

1. «Мадера» :

2.«Брауншвейгская»: 

3. «Салями «Московская»:

4. «Сергиевская»: 

5. «Престиж»: 

Итого: МД=84412,6-51407,7=33005 тыс. руб.

Для определения безубыточного  объема продаж необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинальной прибыли в выручке:

                       (3.7)

1. «Мадера» :

2.«Брауншвейгская»: 

3. «Салями «Московская»:

4. «Сергиевская»: 

5. «Престиж»: 

Итого:

Безубыточный объем продаж определим в натуральном выражении:

                   (3.8)

где - цена единицы продукции;

- переменные затраты на единицу  продукции.

1. «Мадера» :

2.«Брауншвейгская»: 

3. «Салями «Московская»:

4. «Сергиевская»: 

5. «Престиж»: 

Итого: 62,6 тыс. кг

Для определения зоны безопасности используется следующая формула:

                    (3.9)

Определим зону безопасности для всего выпуска продукции:

Далее проведенные расчеты  изобразим графически:


                         

тыс.руб.

                       
                         

110000

                       
                         

90000

                   

84412,6

           

Зона прибыли

   

прибыль

70000

   

Точка безубыточности

         

пост.затраты

71810,6

     

       

 

50000

Зона убытков

             

Переменные затраты

51407,6

 

                 

30000

                       
                         

10000

           

62,6

     

103806

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

110

тыс.кг


Рисунок 3.2 – Зависимость  между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли

Таким образом, для безубыточного  производства необходимо обеспечить выпуск  сырокопченых колбас в количестве 62,6 тыс. кг. При этом маржинальный доход при этом составит 33005 тыс. руб., а критическая выручка 48 084,2 тыс. руб.

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В подобных экономических  условиях для предприятий перерабатывающей промышленности разработка и реализация действенной программы управления, в том числе на уровне производственной системы, является необходимым этапом их устойчивого развития. На сегодняшний  день данный факт обусловлен целым  рядом причин, таких как обострение конкуренции в отрасли, недостаточный технический потенциал, неспособность соответствовать запросам покупателей продукции и т.д.

Целями управления предприятиями  данной отрасли должны быть: производство конкурентоспособной продукции; рост эффективности использования ресурсов; повышение квалификации кадров и  т.д. В качестве одного из главных  аспектов управления должна выступать  рациональная организация производства, которая позволила бы наилучшим  образом распределить имеющиеся  в наличии у предприятия сырьевые ресурсы в целях достижения максимального  экономического эффекта.

ЗАО «Агрофирма «Мясо» является единственным мясоперерабатывающим предприятием на территории г. Чайковский. На сегодняшний день предприятие производит несколько видов продукции, такие как полуфабрикаты, консервы, колбасные изделия и мясопродукты. Основными покупателями продукции мясокомбината является население, образовательные учреждения, предприятия, магазины. 

За последние годы на рынке мясоперерабатывающей продукции появилось значительное число конкурентов, которые достаточно успешно заняли свою нишу на территории г. Чайковского. 

Для эффективности производства и  удержания своего места на рынке  сбыта ЗАО «Агрофирма «Мясо» необходимо пересмотреть механизм формирования цен. Для этого необходимо, в первую очередь, четко знать все затраты, связанные с производством и  реализацией продукции.

Анализ эффективности производства в курсовой работе был выполнен на примере сырокопченых колбас.

За пять лет производство данного  вида продукции возросло на  55,9 %, что незначительно превышает  объемы реализации. Рост среднегодового объема производства колбасной продукции  составил 11,7%, а реализации продукции  на 11,21%.

Себестоимость продукции за отчетный период увеличилась на 9,2 % и составила 72,9 млн. руб., в том числе постоянные 72 % и  переменные затраты 28 %. Наибольший удельный вес в структуре себестоимости  приходится на материальные затраты 73,2 % и заработную плату 10%. За счет увеличения объемов производства наблюдается  рост затрат на 8,8 % и  19,8 % соответственно.

Увеличение себестоимости единицы  продукции произошло в основном за счет постоянных и переменных затрат по каждому виду сырокопченых колбас, исключение составила колбаса «Престиж» 

Прибыль предприятия увеличилась  на 3223 тыс. руб. и составила  14884,3 тыс. руб. На изменение данного показателя повлиял рост объема производства и  рост цен на продукцию. Наиболее рентабельной продукцией является колбаса «Престиж»  и «салями «Московская».

Для безубыточного производства необходимо обеспечить выпуск в совокупности 62,6 тыс. кг продукции. Зона безопасности составляет 36,1 %.

Несмотря на рост себестоимости  продукции, производство сырокопченых колбас является эффективным и приносит предприятию прибыль. ЗАО «Агрофирма «Мясо» необходимо рассмотреть основные причины повышения постоянных затрат и разработать ряд мероприятий по их снижению. Так же необходимо пересмотреть ценовую политику предприятия и разработать стратегии снижения цен для привлечения новых рынков сбыта.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции     (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №552; с изменениями и дополнениями,  утверждёнными Правительством РФ от 1 июля 1995 г. №661 и от 20 ноября 1995 г. №1133)
  2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Под ред. В.И.Стражева. - Мн.: Высшая школа, 2008.
  3. Баканов Н.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2007.
  4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика,2009-С.384
  5. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 2009.- С.799
  6. Ветров А.А. Операционный аудит-анализ. - М.: Перспектива, 2008.
  7. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 2009.
  8. Зайцев Н.А. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА - М., 2008.-с.284
  9. Карпова Т.П. Управленческий учёт. - М.: Аудит, ЮНИТО, 2008.-с.350
  10. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. - М.: Финансы и статистика, 2010.- с.432
  11. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007 – с.180
  12. Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.-с.639.
  13. Практикум по финансовому менеджменту: Учебно-деловые ситуации, задачи и решения. /Под ред. Стояновой Е.С. - М.: Перспектива, 2005.-с.160.
  14. Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. - Мн.: Высшая школа, 2007.-с.309
  15. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. - Минск: Новое знание, 2009.- с.688.
  16. Финансовый менеджмент: Учебник/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.- с.518.
  17. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е.С.Стояновой. - М.: Перспектива, 2006.- с.405
  18. Финансы предприятия: Учебник/ Под ред. Н.В.Колченой. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 2008.-с.413
  19. Финансовое управление фирмой: Учебник/ Под ред. В.И.Терёхина. - М.: Экономика, 1998.-с.350
  20. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 2010.
  21. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА - М, 2008.
  22. Шим Дж.К., Сигел Дж.Г. Финансовый менеджмент. - М.: Филинъ,2009.- 395 с.
  23. Экономика и статистика фирмы: Учебник/ Под ред. Ильенковой С.Д. - М.: Финансы и статистика,2009.-с.240
  24. Экономика предприятия./ Под ред. Ф.К.Беа, Э.Дихтла, М.Швайцера. - М.: ИНФРА - М, 2009.-с. 928.
  25. Экономика предприятия./ Под ред. проф. О.Н. Волкова. - М.: ИНФРА - М, 2009.- с.52
  26. Экономика предприятия./ Под ред. В.П. Грузинова. - М.: ЮНИТИ, 1998.-с. 535
  27. Экономика предприятия./ Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. - М.: Банки и биржы, ЮНИТИ, 2008.-с.742  

Информация о работе Анализ себестоимости продукции