Особенности потребительского поведения населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном Российском рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить кривые и карту безразличия; определить понятие предельной нормы замещения; исследовать особенности расположения бюджетной линии; определить соотношение изменения цен и дохода потребителя; определить характерные черты современного Российского потребительского рынка; исследовать особенности потребительского поведения в современных условиях.

Содержание

Введение
Глава I:Теория потребительского поведения
§1 Потребительский выбор и его особенности………………………………... 3
1.1 Функция полезности……………………………………………………. 4
1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей……………….5
1.3 Условия равновесия потребителя……………………………………….6
1.4 Потребительский выбор………………………………………………... 7
1.5 Особенности потребительского спроса………………………………...7
§2 Мир потребительских предпочтений: закономерности развития………….9
2.1 Кривая безразличия……………………………………………………...9
2.2 Зона замещения…………………………………………………………10
2.3 Предельная норма замещения………………………………………....11
2.4 Бюджетное ограничение……………………………………………….12
2.5 Кривая «доход – потребление»………………………………………...13
2.6 Кривая « цена-потребление»…………………………………………..14
2.7 Эффект дохода и эффект замещения………………………………….15
2.8 Некачественные блага. Парадокс Гиффена…………………………..16
§3 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг………….18
3.1 Взаимодополняемость благ……………………………………………18
3.2 Взаимозаменяемость благ……………………………………………..19
Глава II: Особенности потребительского поведения населения России…….21
§1 Сравнивание цен 1990 и 2009 на продуктовом рынке…………………….21
§2 Анализ имеющегося автопарка у россиян………………………………… 22
2.1 отношение к автокредитованию……………………………………… 23
2.2 приверженность к автомобильным маркам. ………………………….25
§3 Анализ цен за квартиры за последние 10 лет…………………………….. 26
Заключение…………………………………………………………………….. 33.
Cписк используемой литературы
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

курсоваяd.doc

— 853.50 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение

Глава I:Теория потребительского поведения

§1 Потребительский выбор и его особенности………………………………... 3

    1.1 Функция полезности……………………………………………………. 4

    1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей……………….5

    1.3 Условия равновесия потребителя……………………………………….6

    1.4 Потребительский выбор………………………………………………... 7

    1.5 Особенности потребительского спроса………………………………...7

§2 Мир потребительских предпочтений: закономерности развития………….9

    2.1 Кривая безразличия……………………………………………………...9

    2.2 Зона замещения…………………………………………………………10

    2.3 Предельная норма замещения………………………………………....11

    2.4 Бюджетное ограничение……………………………………………….12

    2.5 Кривая «доход – потребление»………………………………………...13

    2.6 Кривая « цена-потребление»…………………………………………..14

    2.7 Эффект дохода и эффект замещения………………………………….15

    2.8 Некачественные блага. Парадокс Гиффена…………………………..16

§3 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг………….18

    3.1 Взаимодополняемость благ……………………………………………18

    3.2 Взаимозаменяемость благ……………………………………………..19

Глава II: Особенности потребительского поведения населения России…….21

§1 Сравнивание цен 1990 и 2009 на продуктовом рынке…………………….21

§2 Анализ имеющегося автопарка у россиян………………………………… 22

    2.1 отношение к автокредитованию……………………………………… 23

    2.2 приверженность к автомобильным маркам. ………………………….25

§3 Анализ цен за квартиры за последние 10 лет…………………………….. 26

Заключение…………………………………………………………………….. 33.

Cписк используемой литературы

Приложение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

            В процессе своей  жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

            Актуальность выбранной  темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

            Цель написания  работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном Российском рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить кривые и карту безразличия; определить понятие предельной нормы замещения; исследовать особенности расположения бюджетной линии; определить соотношение изменения цен и дохода потребителя;  определить характерные черты современного Российского потребительского рынка; исследовать особенности потребительского поведения в современных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава I.

      Теория  потребительского поведения. 

      §1 Потребительский выбор и его особенности.

      Полезность  благаэто способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате исследований в XIX веке была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какой-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке).

Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности – TU. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность - MU – каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что количество блага(0А) полностью удовлетворяет потребность. 
 

   

          Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках). Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продавать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.

1.1 Функция полезности.

Представители австрийкой школы К. Менгер, Е. Бум-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом  и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность, что последовательно потребляемые количества какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.

Например, потребитель, страдающий жаждой, с удовольствием выпьет первый стакан пепси-колы. Второй стакан принесет ему меньшее, чем второй, и т.д. и так будет происходить до тех пор, пока предельная полезность очередного стакана не будет равна нулю. Хотя общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности

    Согласно  теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью. Функция полезностьфункция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:

    (4.1)

Где MU – предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага.

          Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII веке парадокс воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы – минимальной. Соответственно цены на воду должны быль максимальны, а на алмазы – минимальны, тогда как на практике – наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество (Q1) велико, а цена(P1) низка; во втором – наоборот: количество (Q2) мало, а цена (P2) высока (см.рис. 4-3).

          Это означает, что  общая полезность воды большая, а  предельная – маленькая; у алмазов – наоборот, общая полезность мала, а предельная – велика. Цены же определяются общей, а не предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности. Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора. 

1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей.

В современной  теории потребительского выбора предполагается, что:

1)Денежный доход потребителя ограничен;

   2)Цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

   3)Все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;

   4)Потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория  потребительского выбора основывается на следующих  постулатах:

1.Многочисленность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2.Ненасыщаемость. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них.

3.Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В, С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель. 

1.3 Условия равновесия потребителя.

Предположим, что потребитель удовлетворяет  всего три потребности – А, В и С. Допустим, что предельная полезность(MU) блага А равна 100, а его цена (P) – 10 долл.; предельная полезность блага В – 80, а его цена – 4 долл.; предельная полезность блага С -45, а его цена – 3 долл. (табл. 4-1)

Предельная  полезность и цена благ 

Блага Предельная  полезность Цена, долл. Взвешенная  предельная полезность
(MU) (P) (MU/P)
А

В

С

100

80

45

10

4

3

10

20

15

Если  мы разделим предельную полезность на цену, то обнаружим, что взвешенная предельная полезность (MU/P) у этих продуктов не равны. У блага А предельная полезность равна 10, у блага В – 20, у С – 15. очевидно, что распределение наших денежных средств не оптимально, так как блага В приносит нам наибольшую полезность. Поэтому мы можем перераспределять наш бюджет таким образом, чтобы получать блага В больше, а блага А – меньше. В нашем случае следует отказаться от последнего экземпляр блага А. таким образом, мы сэкономим 10долл. На их можно купить две с половиной части блага В, что принесет нам удовлетворение величиной в 200 утилей (от блага В) минус 100 утилей (от уменьшения потребления блага А), итого – 100 утилей. Такое перераспределение приведет к тому, что предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В – понижаться. Перераспределяя наш доход таким образом, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельный полезности будут равны, например, как в табл. 4-2. в этой точке потребитель достигает положения равновесия.

Информация о работе Особенности потребительского поведения населения России