Особенности потребительского поведения населения России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном Российском рынке. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу полезности и спроса; изучить кривые и карту безразличия; определить понятие предельной нормы замещения; исследовать особенности расположения бюджетной линии; определить соотношение изменения цен и дохода потребителя; определить характерные черты современного Российского потребительского рынка; исследовать особенности потребительского поведения в современных условиях.

Содержание

Введение
Глава I:Теория потребительского поведения
§1 Потребительский выбор и его особенности………………………………... 3
1.1 Функция полезности……………………………………………………. 4
1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей……………….5
1.3 Условия равновесия потребителя……………………………………….6
1.4 Потребительский выбор………………………………………………... 7
1.5 Особенности потребительского спроса………………………………...7
§2 Мир потребительских предпочтений: закономерности развития………….9
2.1 Кривая безразличия……………………………………………………...9
2.2 Зона замещения…………………………………………………………10
2.3 Предельная норма замещения………………………………………....11
2.4 Бюджетное ограничение……………………………………………….12
2.5 Кривая «доход – потребление»………………………………………...13
2.6 Кривая « цена-потребление»…………………………………………..14
2.7 Эффект дохода и эффект замещения………………………………….15
2.8 Некачественные блага. Парадокс Гиффена…………………………..16
§3 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг………….18
3.1 Взаимодополняемость благ……………………………………………18
3.2 Взаимозаменяемость благ……………………………………………..19
Глава II: Особенности потребительского поведения населения России…….21
§1 Сравнивание цен 1990 и 2009 на продуктовом рынке…………………….21
§2 Анализ имеющегося автопарка у россиян………………………………… 22
2.1 отношение к автокредитованию……………………………………… 23
2.2 приверженность к автомобильным маркам. ………………………….25
§3 Анализ цен за квартиры за последние 10 лет…………………………….. 26
Заключение…………………………………………………………………….. 33.
Cписк используемой литературы
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

курсоваяd.doc

— 853.50 Кб (Скачать документ)

 

   Двигаясь  вдоль бюджетного ограничения, мы можем  найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете. кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2  , однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима. 

2.5 Кривая «доход – потребление»

   Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной прямой вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная прямая сдвигается влево вниз.

   С ростом реального дохода бюджетного ограничение сдвигается последовательно в положение R1, R2, R3, … , Rn . точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями P1, P2, P3, P4, … , Pn    показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рис.). Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход – потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни.                                         

   

   Если  кривая «доход – потребление» - луч, выходящий из начала координат под  углом 45 градусов, это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой продукции увеличивает потребление и блага Х, и блага Y. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. В нашем примере сначала происходит быстрый рост, а потом относительное уменьшение потребления блага Y и постепенное увеличения потребления блага Х.

   Уже в XIX в. было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичного блага возрастает быстрее, чем блага первой необходимости. Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель (1821-1896).

   Кривые  Энгеля в современной интерпретации  представлены на рисунке. Отложим на оси абсцисс доход потребителя I, а на оси ординат – количество оплачиваемых им продуктов Q. Прежде всего происходит насыщение продовольственными товарами, затем – промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее – высококачественными товарами и услугами. Отмечена любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.

   

   2.6 Кривая « цена-потребление»

   Рассматривая  кривую «доход-потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Изменяются только доходы. Теперь предположим  в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного блага, например блага Х. допустим, что цена блага Х снижается, т. е. и т.д. Например, 1 единица блага Х стоила 100долл., а теперь она стоит 50 долл. Это значит, что за 100 долл. Покупатель может купить 2 единицы блага Х.

   

   Графически  это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX2,в положение NX3 .

   Дальнейшее  снижение цены соответственно отображаются прямые NX4 , NX5 и т.д. обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3 U4     с бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и  соединив их, мы получим кривую «цена-потребление».

   На  базе этой кривой может быть легко  построена кривая спроса(см. рис. ), в  этом случае на оси ординат откладывается  цена товара Х(Рх), а на оси абсцисс – количество блага Х.

   При анализе кривой «доход – потребление» мы рассматривали влияние изменения дохода, при анализе кривой «цена-потребление» - влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Выясним теперь, в какой степени изменения спроса на благо Х вызвало изменение цены, а в какой – реального дохода. 

   2.7 Эффект дохода и эффект замещения.

   Допустим, цена блага Х снизилась с  до , а цена на благо Y остается неизменной (Рy=const). В этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (Y) другим благом (X).

   Определим. В какой мере увеличение спроса на благо вызвало уменьшение цены, а  в какой – связано с ростом реального дохода. Используем интерпретацию  Дж. Хикса. Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е0 в точу Е1.(рис.)

   

   Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести линию бюджетного ограничения  N1G2, параллельную линии бюджетного ограничения NG1, так, чтобы она касалась первоначальной кривой безразличия U1 .обозначим точку касания бюджетной линии N1G2 с кривой безразличия U1 через Е2 . Величина проекции отрезка кривой безразличия Е0 Е на ось абсцисс объясняется исключительно изменением относительных цен блага и называется эффектом замещения (субституция).

   Эффект  замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношение средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода. Оставшееся увеличение спроса на благо Х в виде отрезка R2 R1 представляет эффект дохода, так как связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.

   Эффект  дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учете эффекта замещения. В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.

   Разграничения эффекта дохода и эффект замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги. 

   2.8 Некачественные блага. Парадокс Гиффена.

   Существует  группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них  обратил внимание, как гласит научная  традиция, английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Изучая ценообразование в Ирландии, он обнаружил парадоксальное явление. Во время катастрофического неурожая картофеля, который был основным продуктом питания ирландских бедняков, спрос на него меняется необычным образом. Мы знаем , что если цена на товар повышается с P1 до P2 ,  то количество покупаемого блага должно сократиться с Q1  доQ2 (рис.). Однако с результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос при цене P2 с Q1 до Q3 . это означает сдвиг кривой спроса из положения D1 в положение D2 . если соединить точки соприкасания и так далее, то в долговременном плане получится, что спрос на картофель (кривая D) изменятся в том же направлении, что и цена, т. е. кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон.  

     

   Причину этих явлений не трудно объяснить: во время неурожая беднякам пришлось отказаться от ряда других, более высококачественных товаров (мясо, масло, молоко и др.), цена на которые выросла в еще большей степени, чем на картофель. Тем самым низкокачественный товар вытеснил другие, высококачественные товары. Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Если для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения (субституции) суммируются, то для низкокачественных товаров они вычитаются(табл.).

     

   Если  изменяется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя  скромное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный  эффект дохода (в случае снижения цен.)

   Если  низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя ( как это было в Ирландии середины XIX в. с картофелем), то в случвае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и общий результат выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены(рис.). Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена. Поэтому, если снижается его цена, то и спрос на него падает. Следовательно, эффект дохода имеет отрицательное значение. Поскольку отрицательный эффект дохода Х1Х2 больше положительного эффекта замещения Х Х2 , то общим результатом будет сокращение спроса на благо низкого порядка на величину Х1Х.

   Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

   Парадокс  Гиффена наблюдался в России первой половины 90-х годов.

    кривые безразличия  не только позволяют прогнозировать спрос на товары качественные и некачественные, но и заставляют по новому взглянуть на проблему взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ. 
 
 

   §3 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг. 

   3.1Взаимодополняемость благ.

   Свойства  товаров или услуг  удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом называются взаимодополняемостью благ. Примером взаимодополняемых потребительских благ могут служить автомобиль и бензин, ручка и бумага, лыжи и лыжные крепления, стол и стул. Взаимодополняемыми могут быть только потребительские блага, но и производственные ресурсы: капитал и труд, сталь и прокатный стан, компьютер и программное обеспечение. Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жестокой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительные, например, чай и сахар, автомобиль и бензин. График жесткой взаимодополняемости имеет одну точку касания кривых безразличия с любой бюджетной прямой (рис.). Выбор потребителя здесь является вынужденным и единственно возможным, независимо от цен на блага Х и Y, о чем наглядно свидетельствует бюджетные линии HG и MN. Поэтому предельная норма замещения равняется нулю: MRS=0.

   Однако чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рис(). В этом случае зоной взаимодополняемости служит отрезок С до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

   

   Величину  обратной связи можно подчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности , показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

   

,

   где Qx – величина спроса на благо X; Рy –цена благаY.

   Отрицательная эластичность комплементарных благ , означает, что спрос на блага Х и цена на благо Y изменяются в противоположных направлениях. Чем менее (по абсолютной величине) эластичность, тем более взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности . Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо Х. Взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ. 

   3.2 Взаимозаменяемость благ.

   Свойство  благ (товаров или  услуг) удовлетворять  потребности (личные или производственные) за счет друг друга  называются взаимозаменяемостью благ. Примером взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги авиационного, железнодорожного или автомобильного транспорта; услуги сферы досуга (кино – театр- цирк) и т. д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ4 гидро- тепловые электростанции; металл и пластмассы и т. д. Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами. Взаимозаменяемость бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо можно полностью заменить другое, на пример красные и розовые гвоздики, а может быть относительной, например чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия(рис.). предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.

Информация о работе Особенности потребительского поведения населения России