Девиантное поведение молодежи. Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование причин и способов преодоления антиобщественных форм девиантного поведения современной молодежи.
Согласно цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Отразить проблему девиантного поведения. Рассмотреть девиантное поведение в историческом аспекте. Ознакомится с подходами, типологией, структурой девиантного поведения.
2. Провести исследование с целью выявления наличия девиаций среди молодежи.
Для достижения цели данного исследования была сформулирована следующая гипотеза:
На формирование девиантного поведения влияют личностные черты молодежи, которые сформировались под влиянием неблагоприятных семейных отношений, окружающей действительности и ложных стереотипов, сложившихся и устоявшихся в молодежной среде.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Понятие девиантного поведения……………………………………..5
1.1 Понятие девиации………………………………………………………….5-7
1.2Основные формы девиантного поведения…………..……………..……..8-10
1.3 Понятие «норма» и его связь с отклоняющимся поведением………...11-17
Глава 2. Причины отклоняющегося поведения………………………………..18
2.1 Определение причин девиации различными учеными……………….18-19
2.2 Основные причины и факторы девиантного поведения………………20-28
2.3 Особенности переоценки ценностей в молодежной среде современного российского общества……………………………………………………….29-31
Глава 3. Социокультурные девиации современного российского студенчества в условиях переоценки ценностей……………………………………………..32
3.1. Аддикция и аддиктивные формы отклоняющегося поведения………32-36
3.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской молодежи………………………………………………………..37-43
Заключение…………………………………………………………………...44-45
Список использованной литературы……………………………………….46-48
Приложения……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ 

                                                     

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: «Девиантное поведение молодежи. Профилактика девиантного поведения» 
 
 
 

Выполнила:

                                                         Козлова Дарья евгеньевна,

 студентка  2 курса

специальности Организация работы с молодежью

группы  №1

                                                                                              

Научный руководитель:

д.с.н.,проф., Танатова Дина Кабдулиновна

                                                                                                                              Рецензент:

д.с.н  Лескова И.В. 
 

Москва 2010 год.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4

Глава 1. Понятие девиантного поведения……………………………………..5

1.1 Понятие девиации………………………………………………………….5-7

1.2Основные формы девиантного поведения…………..……………..……..8-10

1.3 Понятие «норма» и его связь с отклоняющимся поведением………...11-17

Глава 2. Причины отклоняющегося поведения………………………………..18

2.1  Определение  причин девиации различными учеными……………….18-19

2.2 Основные  причины и факторы девиантного  поведения………………20-28

2.3 Особенности  переоценки ценностей в молодежной  среде современного российского общества……………………………………………………….29-31

Глава 3. Социокультурные девиации современного российского студенчества в условиях переоценки ценностей……………………………………………..32

3.1. Аддикция  и аддиктивные формы отклоняющегося  поведения………32-36

3.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской молодежи………………………………………………………..37-43

Заключение…………………………………………………………………...44-45

Список  использованной литературы……………………………………….46-48

Приложения…………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В недалеком прошлом  термин "отклонение" был связан в нашем сознании только с криминальными  явлениями- преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, так как они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация? Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки.

      Социологи называют отклоняющееся поведение  девиантным. Оно подразумевает любые  поступки или действия, не соответствующие  писаным или неписаным нормам.

      Объяснить причины, условия и факторы, объясняющие это социальное явление, стало насущной задачей. Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей.

      Социальная  норма – это необходимый и  относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля.

      Социальная  норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни  большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.

      Целью данной курсовой работы является исследование причин и способов преодоления антиобщественных форм девиантного поведения современной молодежи.

      Согласно  цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

      1. Отразить проблему девиантного  поведения. Рассмотреть девиантное  поведение в историческом аспекте.  Ознакомится с подходами, типологией, структурой девиантного поведения. 

      2. Провести исследование с целью выявления наличия девиаций среди молодежи.

      Для достижения цели данного исследования была сформулирована следующая гипотеза:

      На  формирование девиантного поведения  влияют личностные черты молодежи, которые сформировались под влиянием неблагоприятных семейных отношений, окружающей действительности и ложных стереотипов, сложившихся и устоявшихся в молодежной среде.

          Данная  курсовая работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе рассмотрена проблема девиантного поведения. Дана характеристика понятию «девиантность», определены структура, типы и причины девиантного поведения.  Во второй главе выявлены причины и основные факторы девиаций. В третьей главе проанализированы социокультурные девиации и способы профилактики девиантного поведения в молодежной среде. 
     

          Глава 1. Понятие девиантного  поведения.

    1. Понятие девиации

      В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес  к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе, педагогике.

      Изучение  отклонений в поведении имеет  свою историю. Еще Платон, пытаясь  объяснить разнообразие в поведении  людей.

      К  сожалению, не существует такого счастливого  общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин "отклонение" означает поведение индивида или  группы, которое не соответствует  общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Отклонения могут  принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и  т.д. Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные  формы человеческой жизнедеятельности  и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального "зла" всегда привлекали интерес  ученых. Один индивид  может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и  в личностной организации.

      У истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведения стоял французский  ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель  французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как "состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились". Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое "идет вразрез с институционализированными ожиданиями", а англичанин Д.Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что "социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус", то есть только субъективное обозначение, "ярлык", а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.

      Более широкую  трактовку определения  девиации дает Г.А.Аванесов: "Под  отклоняющимся  поведением следует  понимать действия, не соответствующие  заданным обществом нормам и типам", то есть речь идет о нарушении  любых  социальных норм. Отклонения могут  происходить в сфере индивидуального  поведения, они представляют собой  поступки конкретных людей, запрещаемые  общественными нормами. Вместе с  тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие  отклонения определяются как групповые.

      Как пишет профессор  социологии Калифорнийского  университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается  определению, что связано с неопределенностью  и многообразием поведенческих  ожиданий. Девиация ведет за собой  изоляцию, лечение, исправление или  другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:  

      а)человека, которому свойственно определенное поведение;

      б)норму  или  ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;

      в)другую группу или  организацию, реагирующую  на данное поведение. 

      Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio уклонение) поведением понимаются:

      1. Поступок, действия человека, не  соответствующие официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам, «будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали».

      2. Социальное явление, выраженное  в массовых формах человеческой  деятельности, не соответствующих  официально установленным  или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

      В первом значении девиантное поведение  является преимущественно предметом  общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предметом  социологии и социальной психологии.  
 
 
 
 
 
 

      
    1. Понятие «норма» и его связь с отклоняющимся поведением
 

      Исходным  для  понимания отклонений служит понятие "норма".

      В теории организации  сложилось единое - для естественных и общественных наук - понимание  нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения  системы). Для физических и биологических  систем - это допустимые пределы структурных и  функциональных изменений, при которых  обеспечивается сохранность объекта  и не возникает препятствий для  его развития. Это – естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные  закономерности сохранения и изменения  системы.

      Социальная  норма  определяет исторически сложившийся  в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или  обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь "естественными", либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного классово- ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится "норма", "нормальны" же отклонения от нее.

      Вот почему отклонения могут иметь для  общества различные  значения. Позитивные служат средством  прогрессивного развития системы, повышения  уровня ее организованности, преодоления  устаревших, консервативных или реакционных  стандартов поведения. Это - социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные - дисфункциональны, дезорганизуют  систему, подрывая подчас ее основы. Это - социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.

Информация о работе Девиантное поведение молодежи. Профилактика девиантного поведения