Девиантное поведение молодежи. Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование причин и способов преодоления антиобщественных форм девиантного поведения современной молодежи.
Согласно цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Отразить проблему девиантного поведения. Рассмотреть девиантное поведение в историческом аспекте. Ознакомится с подходами, типологией, структурой девиантного поведения.
2. Провести исследование с целью выявления наличия девиаций среди молодежи.
Для достижения цели данного исследования была сформулирована следующая гипотеза:
На формирование девиантного поведения влияют личностные черты молодежи, которые сформировались под влиянием неблагоприятных семейных отношений, окружающей действительности и ложных стереотипов, сложившихся и устоявшихся в молодежной среде.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Понятие девиантного поведения……………………………………..5
1.1 Понятие девиации………………………………………………………….5-7
1.2Основные формы девиантного поведения…………..……………..……..8-10
1.3 Понятие «норма» и его связь с отклоняющимся поведением………...11-17
Глава 2. Причины отклоняющегося поведения………………………………..18
2.1 Определение причин девиации различными учеными……………….18-19
2.2 Основные причины и факторы девиантного поведения………………20-28
2.3 Особенности переоценки ценностей в молодежной среде современного российского общества……………………………………………………….29-31
Глава 3. Социокультурные девиации современного российского студенчества в условиях переоценки ценностей……………………………………………..32
3.1. Аддикция и аддиктивные формы отклоняющегося поведения………32-36
3.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской молодежи………………………………………………………..37-43
Заключение…………………………………………………………………...44-45
Список использованной литературы……………………………………….46-48
Приложения……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

      Фактор  семьи сказывается  не только по стилю воспитания, но и по линии «благополучная-неблагополучная» семья. Распространено мнение, что подростковая и юношеская девиация имеют своим источником исключительно неблагополучные семьи, характеризуемые неустойчивостью брака, разводами, дезорганизацией общения в семье и социализации детей, алкоголизмом или наркоманией одного или обоих родителей. Факты показывают, что и благополучные семьи являются «поставщиком» носителей девиантного поведения. Тем не менее, именно неблагополучные семьи в большей степени таят в себе возможность девиантных проявлений со стороны младших своих членов.

      Если  перейти  от семьи  к таким микросоциальным  факторам, как школа и группа сверстников, то коротко можно сказать, что  недостатками воспитательного процесса в школе, усугубляющими или порождающими девиации в поведении учащихся, считаются так называемые дидактогении (изменения в психике и поведении ученика под влиянием ошибок учителя, воспитателя), являющиеся результатом недостаточной психологической грамотности и непроработанности личностных проблем учителями; к негативным воздействиям референтной группы сверстников обычно причисляют особенности досуговой деятельности, бесцельное времяпровождение и др. Склонные к девиации подростки и юноши, как правило, образуют относительно замкнутую, обособленную от других сверстников группу, что создает благоприятные условия для закрепления в их личности сознательно антиобщественных установок, в том числе и преступных. Ситуация усугубляется, если в группе появляется преступный или околопреступный «авторитет», который насаждает в ней свое представление о нормах поведения.

      Обзор основных факторов девиантного поведения  будет неполным, если не сказать  о генезисе девиации на индивидуальном уровне.

      На  этом уровне наиболее общей причиной девиантного поведения служит так называемая «социальная неустроенность» как результат несоответствия объективных свойств индивида (включая его задатки, способности, а также свойства, приобретенные в процессе социализации) требованиям занимаемой им позиции в системе общественных отношений. Позиция может быть «ниже» своих объективных возможностей (молодой специалист-безработный, вынужденный «челнок» и т.п.), индивид может оказаться вне официальной структуры общества (беспризорник, бродяга, бомж и т.п.). Очевидно этим объясняется повышенная девиантность маргинальных групп.

      К числу факторов девиантного поведения, проявляющихся на индивидуальном уровне, можно отнести также внутренние психологические процессы:

      - потребность в престиже, самоуважении (по некоторым данным, у несовершеннолетних правонарушителей наблюдается преждевременное развитие этой потребности в 12-13 лет, причем она развита сильнее, чем у их законопослушных сверстников);

      - потребность в риске;

      - наличие так называемых искусственных  потребностей (в алкоголе, наркотиках);

      - эмоциональная неустойчивость;

      - агрессивность;

      - наличие акцентуации характера  (к «группе риска» относят гипертимную,  истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную  акцентуацию);

      - отклонение в психическом развитии;

      - неадекватная самооценка и др.

      Завершая  рассмотрения основных макросоциальных, микросоциальных и индивидуальных факторов, вызывающих девиации в поведении  молодых людей, еще раз подчеркнем, что все они в своей совокупности образуют очень сложную систему, в которой различные взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы проявляют свои провоцирующие действия с различной степенью интенсивности в зависимости от личностных свойств индивида, его жизненных условий и формы проявления девиантного поведения.

      При переходе к рассмотрению проблемы девиантного поведения на уровне конкретных форм его проявления обнаруживаются и специфические факторы, дополняющие основные, о которых речь шла выше.

      Все эти обстоятельства необходимо иметь  ввиду при организации социальной работы с конкретными категориями девиантной молодежи-беспризорниками,  алкоголиками, наркоманами, проститутками, правонарушителями и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3 Особенности переоценки  ценностей в молодежной  среде современного  российского общества

      Объяснение  природы девиантного поведения  социальными причинами является характерной особенностью социологического подхода к изучению девиантности. При этом в основе большинства социологических концепций (аномия, теория «напряжения», конфликт культур, теория субкультур и т.д.) лежит ценностный аспект. В данном контексте можно сделать вывод о том, что источником девиантного поведения (также как и нормативного) являются ценности – основные принципы, определяющие отношение индивидов и социальных групп к общепринятым образцам поведения, мышления, и регулирующие их поступки.

      В своей регулятивной функции ценности тесно связаны с социальными  нормами, которые также определяют правила, цели, которыми необходимо руководствоваться  в своих действиях. Однако ценности более устойчивы, их отличает более  глубокий уровень интериоризации. Являясь «фундаментом» человеческого поведения, ценности определяют отношение субъекта к существующим социальным нормам и непосредственно мотивируют поведение. Говоря о ценностях, разделяемых конкретным человеком, оперируют понятием «ценностные ориентации». Именно они определяют направление, в котором индивиды действуют, цели, к которым стремятся, и средства, которыми пользуются для достижения этих целей. Ценностные ориентации могут укреплять, провоцировать сложившуюся антиобщественную установку личности, тормозить асоциальные потребности, тем самым, препятствуя возникновению девиантного поведения, или же выступать в качестве самостоятельного мотива последнего.

      В условиях социальных преобразований происходит трансформация общественного сознания, которая выражается в том, что на фоне прежних представлений возникают новые. В результате меняются предпочтения, взгляды на те или иные явления. При этом утвердившиеся в сознании общественные ценности, нормы остаются по-прежнему актуальными для отдельных индивидов и социальных групп, в то время как для других они вытесняются на второй план, уступая место более значимым в данный момент времени. В связи с этим отслеживать изменения в ценностной системе общества или отдельных социальных групп целесообразно, опираясь на ценности, свойственные большинству населения или группы.

      Зачастую  изменения в ценностной системе  провоцируют рост девиантных  ценностей (или «антиценностей»), которые в  стабильном обществе присуще незначительной части населения и не имеют  возможности распространяться, так как сдерживаются общественным мнением. В данном контексте переоценку ценностей можно рассматривать как приспособление к новым условиям посредством коррекции взглядов, ценностной ориентации, норм поведения. Это приспособление зачастую приводит к тому, что различные отрицательные явления (беспринципность, продажность и т.д.) все чаще воспринимаются в обыденном состоянии не как аномалия, а как вполне нормальный вариант взаимоотношений.

      Многочисленные  социологические исследования в крупных городах и провинции фиксируют изменения в ценностной системе современной молодежи. В целом же в настоящее время наблюдается тенденция к переориентации с общественных проблем на личностные. Молодежь ориентируется, прежде всего, на собственные интересы, полностью разделяя психологию индивидуализма. Большинство из них стремится к обеспеченной жизни, под которой подразумевает возможность существовать, ни в чем себе не отказывая. Среди «новых» инструментальных ценностей современной молодежи зачастую на первый план индивидуалистическое утилитарное сознание западного типа, которое  порождает прагматично-утилитарное отношение к социальным нормам.  Выражением прагматично-утилитарного сознания является отношение к ценностям как к средствам достижение определенных целей. В связи с этим отмечается тенденция к «превращению» образования (изначально терминальной ценности) в способ получения диплома, высокооплачиваемой работы или отсрочки от армии, - т.е. в терминальную ценность, что во многом способствует развитию специфических девиаций.

      Трансформация ценностей молодежи в данных направлениях является следствием общей переоценки ценностей, которая отражает реальные изменения в российском обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Социокультурные девиации современной российской молодежи в условиях переоценки ценностей

      3.1. Аддикция и аддиктивные  формы отклоняющегося  поведения

      Девиантное  поведение подразделяется на две  группы :

      Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.

  1. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии - пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

        Касательно темы настоящей работы  интерес представляет вторая группа со скрытой социальной патологией.  
           Существуют общие причины девиантного поведения для обеих вышеприведенных групп «риска». Это, прежде всего: 
1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; инфляция, коррупция и т.д. 
2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях. 
3. Окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

      В девиантном поведении выделяю особый его тип – аддиктивное поведение.

      Аддиктивное поведение (addictive behavior) - это злоупотребление  различными веществами, изменяющими психическое  состояние, включая  наркотики, алкоголь и курение табака, до того, как от них  сформировалась зависимость. В более широкой трактовке определения аддиктивного поведения: это "одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций". По существу речь идет о наркотических веществах, включая алкогольные напитки и табакокурение.  
      Общеизвестно, что особую опасность для молодых людей представляют наркотики и алкогольные напитки.

      Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:

      1. Морфий и героин – алколоиды  опиума; 
2. Снотворные средства, включающие так называемые барбитураты; 
3. Гашиш (анаша, план, марихуана); 
4. Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения нервной  
системы. 
5. Кокаин – алколоид растения кока.

      Наркомания  – это заболевание, которое выражается в физической или  психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению. 
           Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов это  
легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет к росту  
смертности, и развитию целого «букета» соматических и  
психических заболеваний.  
На почве наркомании совершаются преступления, так как в состоянии  
«ломки» наркоман способен на любое противоправное действие. Приобретение наркотиков  
становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства,  
грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются с  
серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь  
ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так как рабская  
зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки. 
Одной из психологических субъективных причин наркомании является  
неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами:  
личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы,  
неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами  
в учебе или на работе, разочарование в людях. 
Значительное место в этнологии причин наркомании занимает личность  
наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские  
аспекты. Среди наркоманов преобладают мужчины. Другое важное обстоятельство –  
то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь.               Основными мотивами наркомании и токсикомании являются:

Информация о работе Девиантное поведение молодежи. Профилактика девиантного поведения