Девиантное поведение молодежи. Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:31, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является исследование причин и способов преодоления антиобщественных форм девиантного поведения современной молодежи.
Согласно цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Отразить проблему девиантного поведения. Рассмотреть девиантное поведение в историческом аспекте. Ознакомится с подходами, типологией, структурой девиантного поведения.
2. Провести исследование с целью выявления наличия девиаций среди молодежи.
Для достижения цели данного исследования была сформулирована следующая гипотеза:
На формирование девиантного поведения влияют личностные черты молодежи, которые сформировались под влиянием неблагоприятных семейных отношений, окружающей действительности и ложных стереотипов, сложившихся и устоявшихся в молодежной среде.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Понятие девиантного поведения……………………………………..5
1.1 Понятие девиации………………………………………………………….5-7
1.2Основные формы девиантного поведения…………..……………..……..8-10
1.3 Понятие «норма» и его связь с отклоняющимся поведением………...11-17
Глава 2. Причины отклоняющегося поведения………………………………..18
2.1 Определение причин девиации различными учеными……………….18-19
2.2 Основные причины и факторы девиантного поведения………………20-28
2.3 Особенности переоценки ценностей в молодежной среде современного российского общества……………………………………………………….29-31
Глава 3. Социокультурные девиации современного российского студенчества в условиях переоценки ценностей……………………………………………..32
3.1. Аддикция и аддиктивные формы отклоняющегося поведения………32-36
3.2 Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди российской молодежи………………………………………………………..37-43
Заключение…………………………………………………………………...44-45
Список использованной литературы……………………………………….46-48
Приложения……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсач.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

      

  • - упрямство;
  •       

  • - невыдержанность. 
  •       

  •       

  • Наличие этих черт свидетельствует о том, что  совершение противоправного деяния у подростков обусловлено слабостью  воли. Любая сложившаяся конфликтная  ситуация и даже кратковременное отрицательное воздействие становятся для таких подростков теми препятствиями, которые они не могут преодолеть, не нарушая нравственных и правовых норм. В каждом конкретном случае мы имеем неповторимое сочетание черт, качеств, свойств личности и мотивов ее общественно опасного поведения. Но в каждой индивидуальности всегда есть что-то общее, типичное, определяющее факт отклонения от социальной нормы. Знание этого общего и типичного в духовном мире может оказать помощь воспитателю. Влияя на эмоциональную, волевую, рациональную стороны духовного мира подростка, нужно помнить, что основа его положительных черт – это правильно сформированное мировоззрение. Именно в подростковом и юношеском возрасте складываются в виде системы более или менее устойчивые представления об окружающем мире, об общественных требованиях, выраженных в правовых и моральных нормах. Молодой человек, освоивший эти нормы, становится последовательным в выборе положительных целей и планов, сознательно противопоставляя свои поступки, свой образ мыслей и усвоенную систему ценностей чуждым обществу представлениям, взглядам и действиям, он может лучше разобраться в сложных жизненных ситуациях, увидеть общественную значимость своих поступков и никогда не преступать рамок, установленных общественными нормами.  
  •       

  •       

  • Существует  еще один подход, связанный с применением  санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение. «Чтоб другим неповадно было», - гласит народная мудрость. Однако весь мировой  опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же - выявление и устранение причин социальных отклонений. 
  •       

  •       

  • Мудрая  китайская пословица гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет и неисправимых людей, которых можно считать «окончательно испорченными». Преступление совершает тот, кто имеет серьезные дефекты в духовном мире и поведении, причем ликвидировать их – сложнейшая задача, требующая порой длительных усилий. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  •       Заключение

          Для раскрытия природы и причины  социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающийся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение – два полюса на одной и той же оси социально значимого поведения индивидов, социальных групп и других социальных общностей.

          Многие  поступки не подпадают под нормы  и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).

          Социальные  отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более  того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны.

          Аморальный  поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого  даже преступлению признаки, которых  четко зафиксированы  в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами люди, их совершающие.

          Отклонения  от социальных норм, несмотря на большое  разнообразие, имеют некоторые общие  причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту  и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения (преступность, алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых (познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.).

          В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а  они приводят  к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить  жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Список  использованной литературы

      1. Агафонов А.Н. и др. Социальная работа с молодежью девиантного поведения. – Петропавловск, 2000.
      2. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории – М., 2003.
      3. Глинский Я. Девиантология. М. 2000
      4. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под науч. Ред. Л.М. Шипициной. СПб.: Издательство «Речь», 2003.
      5. Дюркгейм Э. Норма и патология// Рубеж. Альманах социальных исследований.-2000
      6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.,2001
      7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
      8. Крапивко Е.Н. Особенности возникновения социокультурных девиаций в студенческой среде // Перспектива – 2006: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Нальчик: Изд-во КБУ, 2006.
      9. Крапивко Е.Н. Проблема девиантного поведения студенчества в современной России // Общество безопасности – альтернатива обществу риска: Материалы 51-й научно-методической конференции, посвященной 75-летию Ставропольского государственного университета «Университетская наука – региону» – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006
      10. Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2004.
      11. Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
      12. Криминология. 2-е издание, переработанное и дополненное, Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. – 2002.
      13. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.  – М.. 2001.
      14. Мирошниченко Л.Д., Пелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблемы антинаркотической профилактика в подростковой среде// Педагогика, 2000
      15. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.; под ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002.
      16. Социальная педагогика: Курс лекций./ Под общей ред. М.А.Галагузовой. – М.,2000.
      17. Социальная работа. / Под ред. В.И.Курбатова. – М., 2003.
      18. Туркиашвили Ш. А. и др. Понятие аномии и попытки его модификации. // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19–20 мая 2004 г.) Выпуск 2 / Под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество
      19. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 2001.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          Приложение 1.

    Уважаемый респондент!

    Факультет социологии РГСУ приглашает Вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета является социологическим исследованием, проводимым с целью изучения девиантного  поведения молодежи. Результаты исследования будут использованы в обобщенном виде.

    Инструкция  к заполнению анкеты.

    Прочтите  различные варианты ответов, затем  отметьте любым условным обозначением свой вариант. Заранее благодарим Вас, за участие в исследовании! 

    1. Состав  семьи : *

      - Полная

      - Только мать

      - Только отец

      - Опекун

    1. Есть ли у вас родные братья и сестры?*

       – Брат  старший   

      -Брат младший    

      -Сестра старшая    

      -Сестра младшая    

      -Я единственный  ребенок  

      -Другое

    1. Случалось ли так что Вы пропускали занятия по неуважительной причине?*

      - Никогда   

      - Время от  времени   

      - Часто

    1. Употребляете ли вы спиртные напитки?*

      - Да

      - Нет

    1. Какие спиртные напитки вы употребляете чаще всего?

      - Пиво  

      - Вино  

      - Водка   

      - Элитный алкоголь    

      - Не употребляю

    1. В каком возрасте Вы начали употреблять алкоголь?

      - до 10 лет   

      - 11-12 лет   

      - 13-14 лет   

      - 15-18 лет   

      - 18 и более

    1. При каких обстоятельствах вы впервые попробовали алкоголь?

      - На праздник, во время семейного торжества    

      - Из любопытства    

      - С другом  на праздник   

      - С другом  за компанию 
       

    1. Почему  вы употребляете алкоголь?
     
    1. Как Вы относитесь к табакокурению?*

      - Положительно

      - Отрицательно

      - Нейтрально

    1. Курите ли Вы?*

      -Да

      - Нет

    1. Курит ли кто-нибудь в вашей семье?*

      - Да

      -Нет

    1. Сколько сигарет Вы выкуриваете в день?

      - 1-2   

      - 10-1 пачка    

      - Более 1 пачки

    1. Нужно ли бороться с курением?*

      -Да

      -Нет

      - Зачем?! Не вижу в этом смысла

    1. Употребляли ли вы когда нибудь наркотические вещества?*

      - Да, один раз    

      - Да, изредка    

      - Нет, никогда

    1. Где вам впервые предложили попробовать наркотики?

      - В школе    

      - В институте    

      - В клубе    

      - На улице

    1. Собираетесь ли Вы дальше употреблять наркотики?

      - Да

      - Нет

      - Затрудняюсь  ответить

    1. Как вы относитесь к легализации легких наркотиков?*

      - Положительно

      - Отрицательно

      - Нейтрально

    1. Есть ли среди Ваших знакомых наркоманы?*

      - Да

      - Нет 

    1. Что, по Вашему мнению, является причиной побудившей несовершеннолетних потреблять наркотические и токсические вещества? *
    2. По Вашему мнению, способен ли человек самостоятельно избавиться от наркотической зависимости? *

    Информация о работе Девиантное поведение молодежи. Профилактика девиантного поведения