Дидактические особенности естествознания по Программе О. Т. Поглазовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта: Создать комплект мультимедийнных-DVD пособий и описать возможности его использования на уроках естествознания в начальной школе по программе О. Т. Поглазовой (1 класс).
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2 Выявить особенности классификации дидактических средств обучения естествознанию по программе О. Т. Поглазовой.
3. Рассмотреть особенности использования дидактических средств на уроках естествознания по программе О. Т. Поглазовой.
4. Описать возможности использования комплекта мультимедийнных-DVD пособий на уроках естествознания в 1 классе по программе О. Т. Поглазовой.

Содержание

Ведение …………………………………………………………………….. 1-5
Глава 1.Теоретический анализ проблемы дидактического
обеспечения уроков естествознания в начальной школе …..………..… 6
11.Психолого-педагогическое обоснование дидактического
обеспечения уроков естествознания в начальной школе ………..….... 6-10
1.2. Классификация дидактических средств обучения в методике
преподавания естествознания по программе О. Т. Поглазовой ……. 11-18
1.3. Методические особенности использования дидактических
средств обучения естествознанию по программе
О. Т. Поглазовой 1 класс ……………………………………………...… 19-23
Глава 2. Практическая часть ………………………………………...….. 24
2.1. Использование мультимедийнных-DVD пособий на уроках
естествознания в 1 классе по программе О. Т. Поглазовой……….… 24-27
Заключение …………………………………………………………...… 28-39
Библиография ……………………………………………………………30-31

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 65.36 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

       Ведение  …………………………………………………………………….. 1-5

     Глава 1.Теоретический анализ проблемы дидактического

      обеспечения  уроков естествознания в начальной  школе …..………..…  6

       1.1.Психолого-педагогическое  обоснование дидактического

        обеспечения уроков естествознания в начальной школе ………..….... 6-10

        1.2. Классификация дидактических средств обучения в методике

        преподавания  естествознания по программе  О. Т. Поглазовой ……. 11-18

       1.3. Методические особенности использования дидактических

       средств  обучения естествознанию по программе 

       О. Т.  Поглазовой 1 класс ……………………………………………...… 19-23

        Глава  2. Практическая часть ………………………………………...….. 24

        2.1. Использование  мультимедийнных-DVD пособий на уроках

       естествознания  в 1 классе по программе О.  Т. Поглазовой……….… 24-27

        Заключение …………………………………………………………...… 28-39

        Библиография  ……………………………………………………………30-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Науки о природе определяют в настоящее время приоритетные направления научно-технического прогресса, играют огромную роль в научном миропонимание, раскрывают закономерности развития природы.

Задача школы состоит  в том, чтобы быстро и доступно сделать завоевание научной мысли  достоянием общества, в первую очередь  её наиболее восприимчивой и обучаемой  части. Запас человеческих знаний велик. Поэтому важно среди этого  огромного запаса отобрать тот минимум, которые дадут наилучшие результаты о владении наук. Методика преподавания естествознания изучает и определяет пути и способы передачи научных знаний в области конкретного учебного предмета, раскрывает его воспитательное значение.

 При изучении естествознания учащиеся знакомятся с разнообразными природными объектами и процессами, многие из которых школьники не могут наблюдать в окружающей природе. Для формирования полных и правильных представлений и понятий об этих объектах необходимо использовать различные средства обучения.

       Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить младших школьников с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно.  Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих влияние на процесс обучения и воспитания.

Проблема дидактического обеспечения уроков в методике преподавания естествознанию ставится не впервые.

     О важности  применения средств обучения  в учебном процессе по естествознанию  писал ещё в XVIII веке В. Ф. Зуев. Впоследствии такие известные учёные-методисты, как А. Л. Герд, Л. С. Севрук, В. П. Вахтеров, С. А. Павлович, И. П. Ягодовский, М. Н. Скаткин, в своих работах указывали на большое значение наглядных средств обучения при ознакомлении учащихся  с природой. Исследования современных психологов, дидактов и методистов, например Л. В. Занкова, В. П. Голова, Г. Ф. Суворовой, убедительно доказали, что применение дидактических средств обучения повышает качество обучения, способствует формированию познавательного интереса к природе и учебному предмету.

      К современным  дидактическим средствам обучения  относятся экранно-звуковые. К ним  относятся кинофильмы, кинофрагменты  и видеофильмы.  Они отличаются  динамичностью в подаче материала  и звуковым оформлением. 

      Целостность  учебных фильмов в том, что  они позволяют познакомить учащихся  с такими явлениями и процессами, которые трудно или невозможно  увидеть в природе. В современной  начальной школе в последние  годы есть возможности для  широкого использования мультимедийнных-DVD пособий.

      Недостаточное  разрешение данной проблемы её  практическое значение определили  выбор нами темы курсового  проекта «Средства обучения уроков  естествознания по программе  О. Т. Поглазовой 1 класс».

     Так же она обусловливается тем, что в настоящее время существенно возрос объем естественнонаучных знаний, накопленных цивилизацией, произошло изменение роли естественных наук в общественном развитии и в связи с этим появилась проблема формирования естественнонаучных знаний, отбора и структурирования естествоведческого материала. Возникла необходимость создания   новой базы средств обучения обеспечивающих  условия для повышения уровня усвоения содержания курса естествознания, и полноценной реализации обучающимися их индивидуальных склонностей и потребностей при изучении естественнонаучных дисциплин с использованием  различных технологий. На основе этого и формируется новая концепция определения средств обучения, которые отвечали бы потребностям современного социума. В развитие современной школы входит формирование новой базы средств обучения, которая позволит вывести на  современный уровень всю систему образования.

      В первой  части проекта мы рассмотрели  вопросы: 

  • психолого-педагогические особенности дидактического обеспечения               уроков естествознания в начальной школе по программе О. Т. Поглазовой;
  • классификация дидактических средств обучения в методике преподавания естествознания;
  • методические особенности использования дидактических средств обучения                  естествознанию по программе О. Т. Поглазовой.

       В ходе работы над проектом мы создали комплект мультимедийнных-DVD пособий, которые можно использовать на уроках естествознания по программе О. Т. Поглазовой.

 

Цель курсового  проекта: Создать комплект мультимедийнных-DVD пособий и описать возможности его использования на уроках естествознания в начальной школе по программе О. Т. Поглазовой (1 класс).

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать педагогическую  и методическую литературу по  данной проблеме.

2. Выявить особенности  классификации дидактических средств  обучения естествознанию по программе  О. Т. Поглазовой.

3. Рассмотреть особенности  использования дидактических средств  на уроках естествознания по  программе О. Т. Поглазовой.

4. Описать возможности  использования комплекта мультимедийнных-DVD пособий на уроках естествознания в 1 классе по программе О. Т. Поглазовой.

В ходе работы над курсовым проектом использовались методы: анализ педагогической и методической литературы, конкретизация, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретический  анализ проблемы дидактического обеспечения

уроков естествознания в начальной школе

 

1.1.Психолого-педагогическое  обоснование дидактического

обеспечения уроков естествознания в начальной школе

 

   

В период школьного детства  при благоприятных условиях жизни  интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера  ребенка, закладываются основы правильного  отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой.

      Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

       Процесс обучения – сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся направленных к общей цели – вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию.

      Понятие «средство обучения» используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучения на ряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала. Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемом явлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальном темпе.

Средства обучения - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний[2, с. 259] .

Б. П. Есипов считает, что  методы — это способы работы учителя  и учащихся, при помощи которых  достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется  мировоззрение учащихся, развиваются  их способности.  По определению Ю. К. Бабанского, метод — это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания, развития в процессе обучения. Е. Райков составил бинарную номенклатуру методов, положив в основу классификации два признака: характер восприятия учебного материала и направление логического процесса. Средство и методы обучения тесно связаны между собой и всегда используются в сочетании друг с другом, поэтому в теории образования они составляют единую концепцию. В обучении, рассматриваемом как процесс взаимодействия активностей учителей и учащихся, постоянно переплетаются и чередуются отношения, общение и деятельность субъектов, вследствие чего методы и средства формирования положительного отношения учащихся к обучению; методы и средства общения и деятельности. Методы представляют  собой путь, который должны пройти учащиеся к вершине знания – цели обучения; учитель фактически выполняет роль тренера, который хорошо знает дорогу и ведёт учащихся к конечной цели обучения.

 Средства преподавания  имеют существенное значение  для реализации информационной  и управленческой функции учителя.  Они помогают возбудить и поддержать  познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного  материала. Делают его более  доступным, обеспечивают наиболее  точную информацию об изучаемом  явлении. Интенсифицируют самостоятельную  работу и позволяют вести её  в индивидуальном темпе. Этому  компоненту процесса обучения  посвятили свои научные исследования: Занков Л.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И.. Исследователи делят средства обучения на материальные и идеальные. Во многих исследованиях, подчеркивается, например, в труде Занкова.Л.В. «Дидактика и жизнь», что учителя  недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей. Иногда преувеличивают значение материальных средств или наоборот идеальных.        Методика преподавания любого предмета, по утверждению Полат Е.С., предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные

Обучение в школе рассматривается  большинством ученых как комплексная  проблема формирования физических, этических, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности дошкольника. Первоочередное значение придается достижению надлежащего  умственного уровня, составляющего  основу психической готовности детей  к систематическому обучению. Ознакомление с природой при специальной организации  обучения приносит положительные результаты в развитии восприятия, мышления и речи каждого ребенка. Особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно.  Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих влияние на процесс обучения и воспитания.

Выдающиеся деятели прошлого видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Мысль об огромном воспитательном значении материалистических представлений была сформулирована А. И. Герценом: «Нам кажется, почти невозможным без естествоведения воспитать... мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы...»[10, с. 187].

Информация о работе Дидактические особенности естествознания по Программе О. Т. Поглазовой