Дидактические особенности естествознания по Программе О. Т. Поглазовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта: Создать комплект мультимедийнных-DVD пособий и описать возможности его использования на уроках естествознания в начальной школе по программе О. Т. Поглазовой (1 класс).
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2 Выявить особенности классификации дидактических средств обучения естествознанию по программе О. Т. Поглазовой.
3. Рассмотреть особенности использования дидактических средств на уроках естествознания по программе О. Т. Поглазовой.
4. Описать возможности использования комплекта мультимедийнных-DVD пособий на уроках естествознания в 1 классе по программе О. Т. Поглазовой.

Содержание

Ведение …………………………………………………………………….. 1-5
Глава 1.Теоретический анализ проблемы дидактического
обеспечения уроков естествознания в начальной школе …..………..… 6
11.Психолого-педагогическое обоснование дидактического
обеспечения уроков естествознания в начальной школе ………..….... 6-10
1.2. Классификация дидактических средств обучения в методике
преподавания естествознания по программе О. Т. Поглазовой ……. 11-18
1.3. Методические особенности использования дидактических
средств обучения естествознанию по программе
О. Т. Поглазовой 1 класс ……………………………………………...… 19-23
Глава 2. Практическая часть ………………………………………...….. 24
2.1. Использование мультимедийнных-DVD пособий на уроках
естествознания в 1 классе по программе О. Т. Поглазовой……….… 24-27
Заключение …………………………………………………………...… 28-39
Библиография ……………………………………………………………30-31

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 65.36 Кб (Скачать документ)

Каждый учебник естествознания имеет определённую структуру, которая представлена структурными компонентами. Под структурными компонентами понимается необходимый элемент школьного учебника, обладающий определённой формой, осуществляющий лишь ему присущими средствами активную функциональную нагрузку и находящийся в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника.

В учебниках выделяют два  основных блока структурных компонентов: тексты; внетекстовые компоненты.

Тексты разделяют на основные, дополнительные и пояснительные. Основные тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. Они представлены в учебниках рассказами и деловыми статьями.

Дополнительные тесты  по своему содержанию близки к основным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, но может быть и более сложным по сравнение с основным текстом.

К пояснительным текстам  относятся словарики, справочные сведения разного характера, примечания и  т. д.

В конце темы (урока) учащимся  предлагаются небольшие по объёму тексты, цель которых - обобщение  материала. В некоторых учебника они даны под названием «Выводы», в других – выделены цветом, шрифтом и  т. д. Содержание этих текстов составляет главная мысль темы, правила, важнейшее  понятие.

Внетекстовые компоненты тоже разнообразны. Аппарат организации усвоения знаний представлен в учебниках системой вопросов и заданий. По мнению О.Т. Поглазовой, при помощи вопросов и заданий «достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка материала учебника в сознании школьника путём активизации его умственных усилий в процессе самостоятельного усвоения знаний».

Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, можно распределить в группы:

- вопросы и задания,  требующие практического применения  полученных знаний;

- вопросы и задания,  направленные на воспроизведения  знаний, типа «Расскажите». Эта группа  необходима, поскольку способствует  выявлению и закреплению знаний;

- вопросы и задания,  требующие логического осмысления  знаний: на сравнение, сопоставление,  конкретизацию, обобщение, а также  на исследование объектов с  помощью наблюдений и опытов.

По мнению О. Т. Поглазовой особое место занимают учебники естествознания и природоведения задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе. Роль этих заданий велика, так как они способствуют формированию правильных и чётких представлений об объектах окружающей природы.

Иллюстративный  аппарат в учебниках естествознания имеет очень большое значение. Не все предметы и явления природы ученик может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимые наглядные средства. В этом случае создать правильное представления об изучаемых объектах помогут иллюстрации учебника как источник информации. Даже если учащийся имеет представление о каком-либо объекте, сравнение с иллюстрациями учебника поможет его уточнить,  конкретизировать, сделает представления более полным.

В современных учебниках  иллюстрации яркие, красочные, разнообразные.

 

Натуральные средства обучения

 

По своему значению в процессе обучения естествознания ведущее место  среди средств обучения принадлежит  натуральным – коллекциям, гербариям, живым объектам, так как они  являются частицами самой природы, принесенными в класс. Это даёт возможность  учащимся непосредственно воспринимать изучаемый предмет, что стимулирует  познавательную активность, интерес  к предмету делает процесс обучения эффективным.

Коллекции. Для изучения естествознания разработаны коллекции полезных ископаемых, почв и коллекции насекомых. Коллекции включают образцы крупных размеров для демонстрации и мелкие, используемые в качестве раздаточного материала.

Объекты живой природы  для начальных классов представлены в коллекциях насекомых, которые  составлены из наиболее характерных  обитателей биоценозов.

Гербарии. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. К гербариям прилагаются коллекции плодов и семян. Кроме гербариев фабричного производства, в школах, как правило, имеются самодельные, в которых собраны растения своей местности.

Живые объекты  природы – это комнатные растения, которые подбираются с учётом программы и требований к условиям жизни, а также животные, которых можно содержать в уголках живой природы или в кабинете природоведения.

 

Изображение предметов  и явлений природы

 

Плоскостные средства обучения традиционно широко используются при изучении природы в начальной школе. Это объясняется тем, что плоскостные пособия способствуют формированию четких и правильных, а также пространственных представлений о тех предметах и явлениях природы, которые недоступны для непосредственного восприятия.

Таблицы. По способу передачи информации природоведческие таблицы относятся к картинным. Для всех природоведческих картин характерно изображение предметов и явлений в обобщенном виде. Это позволяет получить о них достоверную информацию, а также отделить существенное от второстепенного.

Таблицами пользуются на всех этапах урока естествознания. Задача учителя состоит в том, чтобы, исходя из темы и цели урока, дидактическую  нагрузку и методику работы с ними.

Картины. При изучении естествознании репродукции произведений живописи. Главная ценность картин как средство обучения состоит в том, что на ряду с изображениями типичных природных объектов и их характерных особенностей, они передают и эмоциональный настрой, отношение художника к природе. Поэтому картины целесообразно использовать для создания образа предмета и явления, формирования отношения к природе, её красоте, целесообразности. Опыт педагогической практики показывает, что наиболее эффективно применение картин на обобщающих уроках для создания общих представлений о предметах и явлениях природы.

Карты. Географические карты относятся к знаковым средствам обучения, так как вся информация на них передаётся с помощью условных знаков и расцветок, то есть в абстрагированном логически завершённом виде. Это позволяет увидеть все имеющие на Земле объекты, оценить их взаиморасположение и положение в пространстве.

В начальном курсе естествознания применяются следующие виды карт – физические карты своей местности, России, полушарий и карта природных  зон России, планы местности, а  также атлас «Мир и человек».

По мнению О. Т. Поглазовой в методике карта рассматривается как «… триединое средство обучения: она служит объектом изучения, средством наглядности и источником знаний об изучаемых географических явлениях.

Таким образом, перед учителем начальных классов стоит сложная  задача – научить детей понимать карту, читать её, использовать для  получения новых знаний.

Объёмные средства обучения. К ним относятся модели, муляжи, макеты. Они более полно передают свойство реальных природных объектов, чем плоскостные пособия. Поэтому их использование при изучении естествознания помогает формированию чётких и полных представлений.

Модель – это объёмное изображение предмета в уменьшенном виде. В начальном курсе естествознания используются различные модели. Они бывают статичные, динамичные и разборные.

При изучении естествознания модели используются для иллюстрации  рассказа учителя и для организации  практической работы при закреплении  знаний.  Учащиеся могут и сами выполнить модели из песка, глины, пластилина и других материалов. Это особенно ценно в тех случаях, когда невозможно показать объект в натуральном виде. Такая работа может быть использована на любом этапе урока.

Муляжи – это трехмерное пособие, точно передающее форму, цвет, величину предмета. Для курса природоведения выпускают муляжи овощей фруктов. Их используют при знакомстве с культурными растениями в качестве иллюстрации к рассказу учителя или как источник информации. При проверки знаний муляжи овощей и фруктов демонстрируют как помощь в составлении рассказов, в классификации плодов сада и огорода.

 

Аудиовизуальные средств обучения

 

К аудиовизуальным средствам  обучения относятся экранные (ЭС), экранно-звуковые (ЭЗС), и звуковые (ЗС). В основе выделения этих групп лежит способ передачи информации.

Экранные средства обучения включают диапазитивы, диафильмы и транспаранты к графопроектору. Эти пособия считают статичными, однако надо иметь в виду, что в каждом кадре есть внутренняя скрытая динамика.

«Динамика кадра или диапозитива  – это срез движения, застывшее  мгновение, превращение мгновенного  в постоянное».[1, с. 225] Наличие внутренней динамике необходимо учитывать при  организации работы с экранными  средствами.

Диапозитивы – цветные или черно-белые фотографии на плёнке, реже на стекле. Диапозитивы были первыми экранным средством, появившимся в школе, но до сих пор широко использующееся в практике. Наличие серий диапозитивов позволяет их использовать при изучении любой темы. Главным приёмом работы будет рассматривание изображения на кадрах.

Диапозитивный фильм, или диафильм, - это тоже диапозитивы, но расположены в определённой последовательности на киноплёнке, объединённые общей темой. Информация в диафильмах передаётся двумя путями – с помощью изображения и короткого текста.

Технические средства обучения – это телевизоры, видеомагнитофоны, графопроекторы, киноаппараты.  

 

Вспомогательные средства обучения

     

Лабораторное  оборудование необходимо для выполнения опытов на уроках естествознания.

      Для проведения  экскурсий необходимо иметь экскурсионное оборудование. В начальной школе экскурсионное оборудование несложно и при необходимости может быть изготовлено своими силами или с помощью учащихся старших классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методические  особенности использования дидактических  средств

обучения естествознанию по программе О. Т. Поглазовой 1 класс

 

 

Вербальные средства обучения. Структурные компоненты учебника существенно отличаются один от другого. Каждый из них выполняет свою, свойственную лишь ему дидактическую функцию. В основном, на уроках проводится работа с текстом, чаще – с преобладанием полного чтения, реже используются иллюстрации.

Вопросы и задания, как  правило, применяются для организации  практической работы на уроке. Большинство  вопросов и заданий предлагается использовать при выполнении домашних заданий. Вместе с тем в методике обучения естествознанию разработано  много приёмов работы с учебником.

Разнообразны и приёмы работы с иллюстрациями. Сравниваю  изображения с иллюстрациями  с тем, что наблюдали в природе, или иллюстрации между собой. Сравнение иллюстраций и содержание статьи помогают конкретизировать текст, сформировать полное и четкое представления  о тех объектах, о которых идёт речь в учебнике.

На уроках естествознания работа ведётся со всеми компонентами в учебнике, поэтому используется разнообразные приёмы работы, в различных  сочетаниях. В настоящее время  в дополнение к учебниками разрабатываются тетради на печатной основе. Работу с тетрадью на уроке проводится при проверки знаний, излагаемых в учебнике. Кроме этого, работа с тетрадью включается как элемент в домашнее задание. Учащиеся выполняют в тетрадях практические работы, ведут записи наблюдений. Но в то же время здесь кроется опасность перегрузить детей, заменить природу статьями и рисунками о ней. Учителю надо помнить, что главное – это сама природа, а все средства лишь помогают её познанию.

Натуральные средства обучения. Работа с коллекционным материалом можно организовать по-разному. Крупные образцы используются для демонстрации с целью формирования общего представления о предмете. Раздаточный материал применяется для уточнения и конкретизации представлений о нём, выявление его скрытых свойств. В этом случае учащиеся выполняют опыты.

Коллекции используются и  при проверки знаний. Виды работы на этом этапе урока могут быть различны: классификация полезных ископаемых по разным критериям, выполнение опытов, различные игры.

Коллекции используются не только на текущих, но и на обучающих  уроках, а также во внеклассной  работе. При работе с коллекциями  ведущим методом является наблюдение. Дети рассматривают под руководством учителя, а затем сравнивают их с рисунками в учебнике. При работе с коллекциями ученик может детально рассмотреть внешние признаки животного, а рисунок учебника, в котором отражены характерные признаки объекта, пожжет формирования чёткого представления о нём.

При работе с гербариями ведущей формой обучения служит практическая работа, во время которой учащиеся наблюдают растение в целом, исследуют  его органы, рассматривают рисунки, на которых растение изображено полностью, составляют характеристику.

Объекты живой природы  в практике чаще всего представлены комнатными растениями. Работа с комнатными растениями проводится на уроке и  во внеурочное время. На уроке учащиеся исследуют внешнее строение растений – величину, форму и цвет листьев, стеблей, величину и окраску цветков, плодов. Во внеурочное время дети продолжают наблюдать комнатные растения, фиксировать  их заметные изменения, ухаживать за растениями.

Информация о работе Дидактические особенности естествознания по Программе О. Т. Поглазовой