Дидактические особенности естествознания по Программе О. Т. Поглазовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта: Создать комплект мультимедийнных-DVD пособий и описать возможности его использования на уроках естествознания в начальной школе по программе О. Т. Поглазовой (1 класс).
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2 Выявить особенности классификации дидактических средств обучения естествознанию по программе О. Т. Поглазовой.
3. Рассмотреть особенности использования дидактических средств на уроках естествознания по программе О. Т. Поглазовой.
4. Описать возможности использования комплекта мультимедийнных-DVD пособий на уроках естествознания в 1 классе по программе О. Т. Поглазовой.

Содержание

Ведение …………………………………………………………………….. 1-5
Глава 1.Теоретический анализ проблемы дидактического
обеспечения уроков естествознания в начальной школе …..………..… 6
11.Психолого-педагогическое обоснование дидактического
обеспечения уроков естествознания в начальной школе ………..….... 6-10
1.2. Классификация дидактических средств обучения в методике
преподавания естествознания по программе О. Т. Поглазовой ……. 11-18
1.3. Методические особенности использования дидактических
средств обучения естествознанию по программе
О. Т. Поглазовой 1 класс ……………………………………………...… 19-23
Глава 2. Практическая часть ………………………………………...….. 24
2.1. Использование мультимедийнных-DVD пособий на уроках
естествознания в 1 классе по программе О. Т. Поглазовой……….… 24-27
Заключение …………………………………………………………...… 28-39
Библиография ……………………………………………………………30-31

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 65.36 Кб (Скачать документ)

Изображение предметов  и явлений природы.  Методика использования таблиц имеет следующие основные моменты: рассматривание таблицы, изучение и выделение отдельных объектов, установление связей между ними, сравнение объекта с другими и определение его места в природе. Путем вопросов учитель выясняет, что учащиеся знают о показанном объекте, направляет их внимание на наиболее характерные признаки. С этой целью можно дополнительно использовать натуральные объекты: гербарии, чучела, модели.

Таблицы, картины, рисунки  в учебниках, создавая общее впечатление  о природном явлении или объекте, не всегда могут показать их детали, наглядно объяснить причины данного  явления. В таких случаях на помощь учителю приходят детализирующие картинки, схемы, чертежи и рисунки на доске.

Рисунок на доске - это упрощенная схема, раскрывающая детям содержание статьи в учебнике, рассказа учителя, выполненного опыта. Например, при объяснении в III классе образования родника  учитель чертит на доске схему  расположения водопроницаемых и  водоупорных слоев, показывает движение воды над водоупорным слоем. Дети наглядно представляют себе весь процесс образования родника.

Рисунок не только объясняет  содержание темы урока, но и делает ее более доходчивой и интересной для школьников.

О. Т. Поглазова, рассматривая данный вопрос, подчеркивала, что ученик с помощью рисунка на доске может проследить весь ход рассуждения учителя. "Слух и зрение участвуют вместе. Это дает возможность не только глубже понять излагаемую мысль, но и крепче запечатлеть ее в памяти".

Особое значение на уроках естествознания приобретает использование  игровых приемов и занимательных  материалов.

 Аудиовизуальные средства обучения. Технические средства можно использовать практически на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, актуализации опорных знаний, мотивации учебной деятельности, изложении и усвоении нового материала, обобщении и систематизации изучаемого материала. Содержание экранных пособий и методика их использования определяются дидактической целью того структурного элемента урока, на котором их будут применять. На уроке статические экранные пособия редко используют самостоятельно, обычно комбинируя их с другими техническими средствами (кино, звукотехника) или традиционными наглядными пособиями. Они чаще всего выполняют функции иллюстрации учебного материала в процессе его изучения, обобщения и систематизации. Их применяют как зрительную опору для последующей самостоятельной работы учащихся, как вспомогательное средство при опросе, они могут служить материалом для проверки знаний учащихся, для проведения устных и письменных сочинений.

      Применение экранных средств на уроке требует определенной организации соответствующего этапа урока. Прежде всего нужно подготовить детей к просмотру. Наиболее эффективная форма подготовки - беседа, в которой учитель умело поставленными вопросами помогает детям вспомнить все то, что они знают по данной теме. Вступительное слово до показа экранного пособия не следует делать очень длинным, достаточно нескольких минут. Целесообразно поставить два-три узловых вопроса, на которые дети должны ответить, просмотрев экранное пособие. Если пособие посвящено незнакомому вопросу, вступительное слово связывает известное с неизвестным. Например, при показе природы далеких стран учитель сравнивает ее с родной природой, говорит о различиях, связанных с климатом, и т. п. Перед показом, например, учебной презентации о зоопарке, вспоминают знакомых животных и т. д. Чем доступнее содержание, тем короче вступительное слово.

После демонстрации учитель  проводит беседу, в ходе которой  он выясняет, как усвоен материал, уточняет и дополняет полученные представления. На этом этапе целесообразно использовать другие средства наглядности. Продолжительность  показа пособий определяется в зависимости  от того, насколько учащиеся успевают понять каждый кадр и выполнить, если потребуется, работу с ним. Длительная демонстрация утомляет учащихся, особенно дошкольников и младших школьников. Обычно по ее окончании изображение  выключается и беседа по увиденному идет по памяти. Используется и прием повторного показа пособий. В этом случае сокращается время демонстрации и последующие объяснения дают сами учащиеся.

Стадии восприятия кадра: 

1) целостный охват всего  кадра. Необходимо сообщить название  кадра и дать его для целостного  восприятия, выдержав некоторую  паузу;

2) рассматривание. Объяснение  кадра;

3) синтез деталей. Возвращение  к целостному восприятию после  анализа. 

 

При подготовке к уроку  необходимо:

1. Определить место и время демонстрации экранного пособия.

2. Наметить места остановок для проведения беседы, опроса, самостоятельной работы и других видов работ.

3. Наметить и отобрать другие виды учебных средств для возможного комплексного использования.

4. Наметить места, где надо дать дополнительные объяснения в ходе демонстрации.

5. Определить содержание учебной работы в классе и дома, предшествующей демонстрации данного экранного пособия, в ходе демонстрации и после завершения.

      Для организации урока с применением кинофильма учитель должен сам знать как следует организовать работу.

      Во-первых, следует заранее просмотреть фильм и ознакомиться с его содержанием, правильно определить его дидактическое значение, т. е. с какой целью следует использовать его и какие задачи при этом поставить, определить место этого фильма в теме и на конкретном уроке.

      Во-вторых, продумать вступительный рассказ, отражающий особенности содержания и структуры фильма, а также вопросы и задания, необходимые для усвоения его основного содержания.

       Для работы с фильмом необходимо также организовать беседу для восстановления опорных знаний.

      После просмотра фильма необходима заключительная работа – проверка, обсуждение, выводы или обобщение по увиденному и сказанному.

      Во время просмотра фильма надо следить за реакцией учащихся, привлекая их внимание к сложным вопросам, понятиям, новым терминам. Можно заранее на доске написать план фильма, сложные слова, фамилии и др. Приемы работы с фильмом могут быть разнообразны: ответы на вопросы и составление вопросника к фильму, заполнение таблицы или схемы, решение познавательной задачи, составление плана или конспекта рассказа, а самым сложным и интересным является прием “немого” кино.

     В настоящее  время одной из актуальных  проблем естествознания образования  является его компьютеризация. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих процессов и явлений естествознания с помощью графических средств изображений. По мнению О. Т. Поглазовой, компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о закономерностях, существующих в природе.

Если учащиеся с помощью компьютерных демонстраций увидят движение Земли вокруг Солнца, движение Солнечной системы, то ему будет легче представить принципы работы объектов. Если при изучении тел и объектов природы использовать возможности компьютерной поддержки (звук, изображение в действии), то это позволит воспринимать предметы и явления во всей их многогранности и богатстве, значительно повысит познавательные возможности.

Использование данных технологий на уроках естествознания  позволяет усилить мотивацию учения благодаря новизне работы с компьютером, которая способствует повышению интереса к предмету, позволяет в комплексе воздействовать на органы чувств. Благодаря использованию компьютера интерес ученика поддерживается эмоциями, отражающими его собственную активность, а яркие эмоциональные переживания рождают желание самостоятельно узнать что-то новое, строить предположения.  
      Также, использование информационных технологий расширяет возможности предъявления учебной информации. Она позволяет не только воссоздать реальную обстановку деятельности, но и показать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. Предъявляемая учащимся информация постоянно расширяется благодаря развитию интерактивных компьютерных систем: использования видеофрагментов, создания различных средств наглядности, оживления мультипликацией необходимого материала.

      Наблюдения показали, что такие уроки вызывают большой интерес у учащихся, ребята проявляют познавательную активность, которая выражается в росте количества вопросов, задаваемых детьми, а также в поиске ответов на трудные вопросы.  Возросло количество учащихся, готовящих самостоятельно дополнительную информацию к уроку. Данные уроки также способствуют формированию компьютерной грамотности.

      Подготовка к урокам с использованием информационных технологий требует больше времени, чем обычный урок, но это нельзя назвать недостатком, так как данные уроки значительно эффективней обычных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

 

2.1. Использование  мультимедийнных-DVD пособий на уроках

естествознания  в 1 классе по программе О. Т. Поглазовой

    

 Преимущества мультимедийнных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

      Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

      Мультимедийные технологии как средство обучения выполняют определенные дидактические функции.  Они незаменимы на стадии чувственного восприятия изучаемых явлений и объектов. Задача обучения заключается в том, чтобы подвести школьников от чувственно-наглядного образа к осознанию сущности явлений или объектов. Наглядные образы, поставляя необходимый информационный материал, выполняют основную функцию – образовательную, обогащая процессы  мышления многими деталями, утраченными в абстрактных понятиях. Таким образом, мультимедийные технологии можно рассматривать как средство познания окружающего мира.

В ходе работы над курсовым проектом мы создали комплект мультимедийнных -DVD пособий для уроков естествознания в начальной школе по программе О. Т. Поглазовой (1 класс).

    • PC cd-rom «Интерактивный тренинг - подготовка  к ЕГЭ География»

      Серия «Интерактивный  тренинг – подготовка» разработана  с целью упрощения подготовки  старшеклассников и выпускников  школ к новому виду итоговой  государственной аттестации, проводимого  Министерством образования и  науки Российской федерации. С  2009 результаты  этого экзамена  одновременно будут считаться  результатами вступительных испытаний  в государственные ВУЗы и ССУЗы.

Этот интерактивный экзамен  состоит из тестов, которые разделены  по категориям сложности заданий. При выполнение экзамена  ведётся персональная статистика работы – данные заносятся в «Дневник», в отчёте указано количество правильных и неправильных ответов, дата прохождения экзамена, время, затраченное на работу и оценку.

    • PC cd-rom «Детская энциклопедия звёздного неба».

     

      Более 1000 статей, удобный интерфейс, 10 000 картинок. Звёздное небо во все века притягивало к себе восторженные взгляды людей. Даже когда взрослые смотрят на небесные светила их воображение рисует порой удивительные картины, что же тогда говорить о маленьких выдумщиках и фантазёрах, которые живут в сказочных мирах, мечтают о путешествиях к далёким планетам и встречах с инопланетянами? И если ребёнок засыпает вопросами, далеко ли до Солнца и почему звёзды светятся – найти ответы поможет детская энциклопедия звёздного неба. В ней юные исследователи найдут полезную познавательную информацию о нашей Галактике, созвездиях, Солнечной системе, планетах и спутниках.

      Большое  количество качественных иллюстраций  поможет ребёнку представить  невообразимую красоту Вселенной.

    • PC cd-rom «География. Экспресс-подготовка к экзамену 9-11 классов»

      Это обновлённое  мультимедийное издание поможет школьникам и абитуриентам изучении и повторении курса географии, а также при подготовки, как к выпускному школьному экзамену, так и вступительному в ВУЗ.

      Диск сочетает  тщательно теоретический материал  м эффективную систему контроля знаний. Раздел «Теория» состоит из 80 тем, что соответствует полному курсу по географии за 9-11 классы.

      «Тренажер  к ЕГЭ » включает инструкцию  по сдаче экзамена, пробные задания  из частей А, В и С, соответствующие формату ЕГЭ, с возможностью контроля полученных результатов.

Раздел «Конспекты» - это  ответы на все вопросы, рассмотренные  в учебнике. Он и помогут школьникам при построении, а те, кто не уверен в себе, может их распечатать и  использовать как шпаргалки.

 

    • 8x CD-ROM «Пятачок». Большое космическое путешествие.

    

 Игры для детей   от компании «Бука» 5-13 лет.

      Особенности  игры:

      - Увлекательный  сюжет, превращающий процесс обучения  в развлечение;

      - Весёлые  миниигры;

Информация о работе Дидактические особенности естествознания по Программе О. Т. Поглазовой